Вы тут

Беларусь в центре Новой Центральной Европы


17 сентября в Минске прошла презентация доклада, подготовленного белорусским Центром стратегических и внешнеполитических исследований «К Новой Центральной Европе! Преодоление кризиса Центральной Европы через строительство нового макрорегиона». На презентации присутствовали работники дипломатических представительств России, Казахстана, Украины, Польши, Литвы, Румынии, белорусские эксперты, ученые, журналисты.

В докладе выдвигается инициатива строительства нового макрорегиона – Новой Центральной Европы, – объединяющего страны Центральной и Восточной Европы путем реализации крупных инфраструктурных, промышленных и социальных проектов. Авторы представляют доклад, как предложение белорусского гражданского общества правительствам и общественным организациям стран региона в рамках выдвинутой Президентом Республики Беларусь концепции интеграции интеграций.

О цели издания доклада и основных его положениях мы беседовали с руководителями разработки – директором Центра Арсением Сивицким и руководителем белорусской группы развития Юрием Цариком.

1379543307531_19-32

«Звязда»: С чем связана идея разработки доклада? На что он направлен?

Юрий Царик: Два года назад Президентом Республики Беларусь в газете «Известия» в статье, посвященной вопросам строительства Евразийского союза, была озвучена концепция интеграции интеграций. Суть ее сводилась к тому, что создание Евразийского союза не предполагает разделения Европы, но является важнейшей предпосылкой для равноправного и взаимовыгодного сотрудничества двух крупных образований в регионе – Европейского и Евразийского союзов.

Однако, к сожалению, дискуссии последних месяцев показали явный дефицит предложений, идей и проектов, которые реально продвигали бы данную концепцию.

Едва ли не единственным шагом в данном направлении стало озвученное Министром иностранных дел Республики Беларусь Владимиром Макеем предложение о переформатировании программы Восточное партнерство. Речь шла, в первую очередь, об укреплении бизнес-измерения «Восточного партнерства» и формировании списка приоритетных стратегических проектов в рамках программы.

Однако и после этого дальнейшее экспертное обсуждение взаимных отношений Беларуси и Европейского союза, входящих в него стран, продолжало строиться, в основном, на основе модели противостояния проектов европейской интеграции и евразийской интеграции. С одной стороны, эта ошибочная логика игры с нулевой суммой неизбежно загоняла в тупик не только Беларусь, но и другие страны региона: достаточно посмотреть на примеры Украины или Молдовы. С другой стороны, что логично, данный подход в целом вел и ведет к снижению уровня безопасности и стабильности в регионе Центральной и Восточной Европы, что блестяще показало разразившееся недавно калийное дело и таможенный кризис между Украиной и Россией.

В этих условиях концепция интеграции интеграций требует особого инструментария для ее реализации, позволяющего преодолевать межинституциональные и межинтеграционные барьеры. В частности, на наш взгляд, данная концепция может быть реализована только на основе принципа совместного развития – путем создания нового единого регионального рынка на основе промышленно-инфраструктурной, энергетической, сервисной и культурно-образовательной кооперации государств, компаний и неправительственных организаций стран региона. Такой новый рынок мы и называем Новой Центральной Европой.

«З».: Создание нового рынка, объединяющего страны ЕС, Таможенного союза и внеблоковые государства. Как это возможно?

Ю.Ц.: Это возможно благодаря специфике подхода, на основе которого предлагается реализовать проект.

Специфика состоит в том, что рынок Новой Центральной Европы создается на основе новых инфраструктур и индустрий, матрицы стратегических инвестиционных проектов. И лишь в ходе реализации этих проектов формируются необходимые правовые условия его функционирования. Данные условия и представляют собой интеграцию интеграций на основе совместного развития.

Во-вторых, в том, что он сочетает различные экономические и технологические уклады – западноевропейский, постсоветский, а также, возможно, китайский и другие. Это связано с тем, что, в-третьих, данный новый рынок формируется в глубокой связи с другими развивающимися рынками – Центральной Азии и Ближнего Востока (в первую очередь, Северной Африки). То есть, вопрос более мощной технологической культуры здесь должен решаться не на основе подавления конкурентов, а на основе выработки и реализации наиболее подходящих для конкретных географических и иных условий решений.

Следовательно, в-четвертых, рынок Новой Центральной Европы не только допускает, но предполагает суверенное развитие входящих в него стран и является механизмом их взаимного усиления.

«З.»: А как это соотносится с программой Европейского союза «Восточное партнерство»?

Арсений Сивицкий: Соотносится специфически. Фактически «Новая Центральная Европа» – это альтернатива «Восточному партнерству», в содержательном плане. Вместо политики почти одностороннего навязывания жестких условий со стороны Брюсселя, что мы сегодня видим на примере ситуации вокруг Украины, мы предлагаем политику совместного развития.

Сегодня программа «Восточное партнерство» находится в предкритическом состоянии и требует трансформации. Эта ситуация обусловлена, с одной стороны, тем, что для целого ряда участников этой программы ее первоначальные стратегические цели не являются достижимыми. Например, Беларусь и теперь Армения, объявившая о вступлении в Таможенный союз, не может заключить соглашение об ассоциации с Евросоюзом.

С другой стороны, глядя сегодня на то, какие жесткие условия выдвигаются Украине со стороны ЕС, возникает вопрос: а чем нужно такое соглашение, если оно приведет к деиндустриализации и падению качества жизни стране?

Поэтому сегодня необходимо полное переформатирование «Восточного партнерства», наполнение его конкретными проектами и ресурсами, необходимыми для их реализации. Новая Центральная Европа – это инициатива, направленная на содержательное наполнение нового формата отношений наших стран с Евросоюзом.

«З.»: Какие проекты могут составить основу такой новой повестки дня?

 А.С.: Это, прежде всего, транспортные проекты. Например, требующими немедленной реализации являются два крупных транспортных инфраструктурных проекта: создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Берлин–Минск–Москва на основе европейской колеи для пассажирских перевозок и параллельное продление российской колеи, связывающей Китай, Казахстан, Россию и Беларусь, в Западную Европу по территории Польши, Германии, Франции для грузовых перевозок.

Второе направление – обеспечение энергетической безопасности региона. Критическую роль здесь играет строительство Белорусской АЭС и последующее создание в регионе еще одной атомной электростанции. Это создаст благоприятные условия для развития промышленности в регионе.

Также есть проекты в сфере машиностроения, сельского хозяйства, развития городской инфраструктуры и, разумеется, в образовательной сфере.

Мы вполне понимаем, что на сегодняшний день инициатива Новой Центральной Европы представлена в самом общем виде. Поэтому мы надеемся, что публикация доклада и его распространение станут первым шагом к мобилизации бизнеса и экспертных структур на задачу быстрого и эффективного формирования практической повестки дня строительства нового макрорегиона.

 

Это русский перевод материала газеты "Звязда".

Выбар рэдакцыі

Спорт

«Нават праз 40 гадоў сямейнага жыцця рамантыка застаецца...»

«Нават праз 40 гадоў сямейнага жыцця рамантыка застаецца...»

Інтэрв'ю з алімпійскім чэмпіёнам па фехтаванні.