Вы тут

Геополитика зависимости


Виктор Иванов о заказчиках легализации наркотиков, социальной реабилитации наркозависимых, действиях правоохранительных органов и других событиях на антинаркотическом фронте

Завтра в Беларуси состоится заседание Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств–членов ОДКБ (КСОПН ОДКБ). Среди прочих вопросов на нем будет обсуждена и, возможно, утверждена антинаркотическая стратегия ОДКБ на период с 2014 до 2020 года. Какова современная наркотическая ситуация в нашем регионе, какие меры принимаются для борьбы с наркотиками и какие новые подходы необходимы в этой сфере – об этом в специальном интервью газете «Звязда» рассказал председатель КСОПН ОДКБ, председатель Государственного антинаркотического комитета (ГАК) России, директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.

1385527934564_1

- Виктор Петрович, 2013 год для борьбы с незаконным оборотом наркотиков был насыщенным, даже напряженным. Но для многих он запомнился, пожалуй, первыми открытыми выступлениями на международном уровне в пользу легализации наркотиков либо, как минимум, смене парадигмы в борьбе с наркотиками. Как Вы оцениваете современную наркотическую ситуацию в мире? Действительно ли пришло время новых подходов в борьбе с наркомафией на международном уровне?

- Глобальная комиссия ООН в уходящем году представила доклад, в котором было заявлено, что необходимо срочно сворачивать борьбу с распространением наркотиков, потому, что наркобизнес победил планетарное сообщество. В докладе предложено легализовать потребление каннабиса (марихуаны, конопли и производных из ее пыльцы — гашиша и анаши). Ход мыслей докладчиков потрясающе алогичен: в мире увеличилось потребление кокаина, значит, надо легализовать марихуану.

Можно было бы сказать, что не следует обращать внимание на экстравагантные заявления отставных политиков и что в ООН много докладов, на которые далеко не все обращают внимание. Но это не так. Докладчиками оказались не рядовые отставные политики, а люди, входящие в мировую элиту, в том числе бывший генсекретарь ООН Кофи Аннан, в прошлом генсек НАТО Хавьер Солана, экс-госсекретарь США Джордж Шульц. В числе подписантов такие величины, как бывший премьер-министр Греции, экс-президенты Мексики, Колумбии, Бразилии, а также примкнувший к ним нобелевский лауреат Марио Варгас Льоса.

Эти люди никогда не говорят что-то бессмысленное, а всегда имеют определенные цели. С самого начала было ясно, что доклад вызовет отторжение в структурах самой ООН — управлении по наркотикам и преступности и Международном комитете по контролю за наркотиками. Так и произошло.

Не исключено, что такой демарш – это выполнение заказа южноамериканских наркокартелей для получения еще больших прибылей, как заявили некоторые специалисты. Ведь антинаркотическая борьба — один из традиционных элементов внешней политики США во взаимоотношениях со своими ближайшими соседями, латиноамериканскими странами. США даже не борются, а фактически воюют с наркокартелями. И в этой войне решают свои проблемы, вплоть до замены правителей соседних стран.

Градус этой войны уже настолько накален, что становится взрывоопасен. Видимо, частичная легализация наркотиков и сброс градуса антинаркотической борьбы могут помочь США переключиться на другие проблемы. В частности, на выводе войск из Афганистана, где наркотики тоже стали одним из главных факторов политики.

По сути же самого предложения о легализации легких наркотиков – спросите любого нарколога о «пользе» легких наркотиков. Они расскажут такие ужасы, от которых желание поддержать легализацию мгновенно улетучится. В большинстве случаев за короткий срок происходит полная деградация личности. Посмотрите статистику наркопотребления в Голландии. После легализации марихуаны количество ее потребителей сразу подскочило в несколько раз.

«Легкие наркотики» — это быстрый путь к «тяжелым». Ученые Колумбийского университета (США) установили, что употребление марихуаны повышает шансы перейти к более тяжелым наркотикам для детей — в 85 раз, для взрослых — в 17 раз. Не выдерживает критики и тезис о том, что при легализации марихуаны сократится черный рынок наркотиков, а государство получит огромные поступления в бюджет. Наркомафия никогда не станет делиться своими доходами с государством. Она просто удвоит-утроит наркорынок и получит суперприбыль.

Российская ситуация с наркотиками катастрофична. Сейчас в стране, по разным оценкам, до 8,5 млн потребителей наркотиков. Пойти на легализацию в любом виде — это ввергнуть страну в коллапс. России нужна не легализация наркотиков, а суровая уголовная ответственность за их пропаганду и призывы к легализации.

Однако действительно можно сказать, что пришло время новых подходов в борьбе с наркомафией на международном уровне. Например, сегодня абсолютно очевидно, что мировым сообществом недооценен масштаб проблемы афганского наркотрафика. В этой связи историческое значение имела бы выработка государствами-членами ШОС обобщенной позиции, направленной на вынесение в Совбез ООН проблемы квалификации афганского наркопроизводства как прямой угрозы миру и безопасности. Вслед за ОДКБ, принявшей соответствующее заявление в период председательства Республики Беларусь в 2011 году.

Кроме того, мы предлагаем в преддверии 2015 года силами Генассамблеи возложить на ЭКОСОС новую функцию Альтернативного форсированного развития Афганистана, которая бы совместно с Форумом ЭКОСОС по сотрудничеству в целях развития и Комиссией по вопросам миростроительства организовать форсированный постконфликтный подъём и развитие страны - возможно, путём создания нового специального механизма ЭКОСОС в форме Специальной консультативной группы по развитию Афганистана.

- Вы стали известны, как непримиримый борец против наркомафии, который последовательно выступает за рассмотрение незаконного оборота наркотиков, как одной из важнейших угроз международному миру и безопасности. Как новейшие и будущие события в политической жизни наиболее чувствительных в данном плане регионов - Центральной Азии (грядущий вывод части войск НАТО из Афганистана) и Латинской Америке (политическая дестабилизация Бразилии, Чили) - повлияют на развитие глобальной наркоугрозы? Как отразится на ней ожидаемое углубление глобального финансово - экономического кризиса?

- Прежде всего, я хотел бы отметить два глобальных центра производства наркотиков в промышленных масштабах. Это страны Центральной Америки: Колумбия, Перу, Боливия. И это Афганистан. Если в Южной Америке локализовано производство 100% кокаина в мире, то в Афганистане - 90-95% всего мирового производства героина. Согласитесь, это феноменальное явление, которое обуславливает не только производство, но и дальнейший транзит по территориям некоторых государств.

Афганское наркопроизводство превратилось в генератор всего спектра угроз, системообразующий фактор политико-военной ситуации во всей Евразии. Соответственно, анализ показывает, что вывод основной части иностранных войск из Афганистана и сложение в 2014 году ответственности международного сообщества за безопасность в этом государстве само по себе не в состоянии изменить катастрофическую ситуацию с наркопроизводством.

Наоборот, транснациональные наркогруппировки в случае нашего бездействия будут и дальше оберегать свою планетарную наркоферму в интересах сохранения указанного запредельного объёма производства опиума и гашиша.

Таким образом, рассуждения о том, что уход основной части войск НАТО стимулирует увеличение объёмов производства наркотиков в Афганистане не учитывают того фундаментального факта, что уже действующие производственные мощности наркоинфраструктуры являются запредельными, по сути, разрушающими Евразию и политически, и биологически.

Поэтому вопрос надо ставить не о дальнейшем сдерживании и без того запредельного трафика наркотиков, а о кардинальном - поистине революционном - снижении наркопроизводства в Афганистане как минимум в 10 раз. Без инициативных и решительных действий данную задачу не решить. И на нас лежит историческая ответственность профессионально донести этот поистине императив до руководства наших стран и всего мирового сообщества.

Более того, в мире сложился финансовый и биологический спрос на объемы кокаина. Причина роста рынка сбыта кокаина в Европе - это перераспределение объемов его производства в Южной Америке за последние пять лет. Что произошло? В Колумбии с помощью авиации стали больше уничтожать поля кустов коки. При этом, если 5 лет назад после обработки "живыми" оставались примерно 90 тысяч гектаров кустов, то сейчас за счет интенсификации силовых действий стало оставаться 60 тысяч. Это вызвало смещение производства коки в соседние страны - Боливию и Перу. А традиционных наркомаршрутов поставки кокаина на север - в сторону Мексики, Канады и США у наркомафии пока не было. И тогда они выстроили логистику поставок в Бразилию, Аргентину. А это очень большие объемы кокаина. Например, в Бразилию ежегодно стало поставляться 300 тонн кокаина.

К чему это привело? Бразилия столько не потребляет кокаина. Там перехватывают и потребляют суммарно порядка 30 тонн. Стало быть, 270 тонн идет через Атлантический океан, в Восточную Африку. Оттуда этот кокаин устремляется в Европу. Рынок сбыта кокаина там увеличился в пять раз.

1385527937723_2

Специфика ситуации сегодня состоит в том, что наркоденьги и трансконтинентальный наркотрафик, выступая донорами дефицитной ликвидности для мировой банковской системы, по сути, являются критически необходимым, неотъемлемым сегментом всей нынешней монетарной системы, что разгоняет глобальный финансово-экономический кризис, который, в свою очередь, выступает своего рода драйвером, движущей пружиной финансово-экономического и социального заказа на продолжение наркопроизводства.

Именно поэтому наркополиция, уничтожая саму финансовую базу наркопреступности, содействует обеспечению благосостояния государств и возврату мировой финансовой системы к нормальной экономике, работающей не на обогащение узких элит любой ценой, а на всё население.

Степень влияния наркоденег становится понятной из того, что их ежегодный оборот составляет порядка 800 миллиардов долларов, что сопоставимо со степенью влияния на мировую экономику нефти и газа.

Реализуя силовые методы, мы не должны забывать о необходимости трансформации социальной базы наркопроизводства, опирающейся на депрессивные сегменты общества, а это требует стимулирования со стороны наркополиции альтернативной экономики развития в странах наркопроизводства и транзита.

Полицейская функция сегодня, не подменяя собой экономику, вместе с тем, должна в рамках комплексного и сбалансированного подхода ООН в борьбе с наркотиками участвовать в организации системы альтернативного развития, замещающего наркоэкономику.

- На должности руководителя ФСКН и ГАК Вы выдвинули целый ряд законодательных и иных инициатив, которые сделали Россию лидером в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков на постсоветском пространстве. Стратегия государственной антинаркотической политики, запрет на безрецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов, инициирование создания системы социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых и многое другое. Можно ли говорить об изменении наркоситуации в России к лучшему?

- С 1 июня 2012 года в России вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации № 599 от 20 июля 2011 г. «О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», которым устанавливается рецептурный отпуск препаратов с малым содержанием кодеина или его солей. Ранее ФСКН России поддержала предложения 74 субъектов Российской Федерации о введении такого порядка отпуска этих препаратов на территории страны в целом.

Запрет на свободную продажу кодеиносодержащих лекарств, из которых наркоманы готовят дезоморфин, привел к феноменальному оздоровлению нации. После введения рецептурного отпуска на эти препараты исчезли дезоморфиновые притоны. Это повлекло стократное сокращение рынка дезоморфина в стране. Продажи кодеинсодержащих препаратов упали в различных регионах страны от 10 до 50 раз, изъятия дезоморфина при этом сократились практически в 100 раз.

О сфере реабилитации наркозависимых следует сказать следующее. 9 июня 2010 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Ключевой её задачей стала разработка проекта государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ».

Цель программы - существенное сокращение спроса на наркотики путем создания Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ.

Главная задача программы состоит в увеличении числа включенных в эффективные программы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей - до 150 тысяч человек ежегодно (с нынешних примерно 25 тысяч) и повышение эффективности освобождения от наркотической зависимости как минимум до 30% стойкой длительной ремиссии (с нынешних примерно 3%).

Учитывая, что при прежнем образе жизни каждый из вовлечённых в программу реабилитации втянул бы в наркопотребление еще не менее 15 человек, получается, что при минимум трёхкратном положительном эффекте мы благодаря программе до 2020 года спасём от смерти порядка миллиона наших сограждан, преимущественно молодых, включая и тех, кто благодаря реабилитации не начнёт употреблять наркотики.

Речь идёт не только об ощутимом подрыве социальной базы наркомании, но и о прямом сбережении нашего народа в нестабильной демографической ситуации. По сути, речь идёт о втором этапе битвы за нашу молодёжь, выигрывая её у смерти от наркотиков.

Основным условием успешной реабилитации наркозависимого является дистанцирование его от социального окружения, которое привело к формированию зависимости. Также необходимо включение реабилитируемых в интенсивный трудовой процесс. Не менее важно проживание и работа реабилитируемых в коллективах с опытными наставниками, терапевтических коммунах и сообществах, воспроизводящих все параметры полноценного социума.

Поэтому ключевым направлением организации социальной реабилитации должно стать создание сельских хозяйств, куда помимо реабилитируемых привлекаются местные жители, в результате чего создаётся устойчивое терапевтическо-развивающее реабилитационное сообщество.

Принуждать к освобождению от зависимости не только неправильно, но и попросту невозможно. Но формировать мотивацию - обязанность гражданского общества и государства. Нужно всеми возможными демократическими и законными средствами вовлекать наркозависимых в реабилитацию, и для этого необходимы не крайности репрессивного подхода, а широкий и постоянно разрабатываемый и пополняемый инструментарий мотивирования.

Нужны усилия и целенаправленные действия государства, включая региональные власти, по поддержке столь востребованной в обществе работы реабилитационных учреждений.

Последние полгода в регионах России организована интенсивная разработка механизмов государственной поддержки общественных и религиозных организаций, успешно занимающихся реабилитационной деятельностью в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркотической зависимости. В ряде субъектов Российской Федерации уже практикуется грантовая поддержка негосударственных центров реабилитации.

В то же время, существует ряд реабилитационных центров, до сих пор не получающих государственной поддержки, но имеющих огромный положительный опыт социальной реаблитации.

- Как Вы оцениваете наркоситуацию в западной части постсоветского пространства, в том числе - в Союзном государстве Белоруссии и России? Удалось ли белорусским и российским правоохранительным органам добиться достаточного уровня взаимодействия в борьбе с наркоугрозой?

- Прохождение через белорусско-литовский участок границы крупных транзитных транспортных магистралей широко используется организаторами международного наркотрафика для поставок наркотических средств и психотропных веществ из стран ЕС в Россию. В 2012 году через пункты пропуска литовского участка пытались ввезти в Беларусь как синтетические психотропные вещества, так и наркотики растительного происхождения. Территория Белоруссии используется и для организации каналов поставки в страны ЕС наркотических средств, изготовленных из сырья, культивированного в Среднеазиатском регионе.

По-прежнему преступники предпринимают попытки создания на территории Белоруссии подпольных лабораторий по производству наркотических средств и психотропных веществ, причем их количество ежегодно увеличивается. Если в 2005 году пресечена деятельность 2-х подпольных нарколабораторий, в 2006 - 3, то за три месяца текущего года сотрудниками органов внутренних дел пресечена деятельность 4-х аналогичных лабораторий, выявлено 11 случаев выращивания высококачественных растений «каннабис» в специально приспособленных помещениях с использованием лабораторного и другого оборудования.

Соглашения между ФСКН России и МВД Республики Беларусь о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров действуют с мая 2005 года. За это время взаимодействие российских и белорусских коллег достигло очень высокого профессионального уровня.

Между нашими службами на постоянной основе осуществляется активный обмен оперативной информацией. К примеру, успешное сотрудничество представителей антинаркотических органов России, Белоруссии, стран Балтии и ряда государств Европейского союза позволило ликвидировать одно из крупнейших в Европе преступных сообществ. Задержано 17 участников ОПС.

В общей сложности по этому делу из незаконного оборота полицейские изъяли более 600 кг различных наркотических средств и психотропных веществ, а также предотвратили ввоз из Китая в России 120 тонн психотропного вещества - аналога БМК (бензилметилкетон), прекурсора, предназначенного для последующего незаконного производства синтетических наркотиков и их контрабанды в страны Евросоюза.

На территории Литовской Республики были задержаны главари криминального сообщества. Этому во многом способствовали доказательства, полученные сотрудниками ФСКН России и МВД Республики Беларусь в ходе расследования возбужденных уголовных дел.

Правоохранительные органы Белоруссии является активными участниками специальных локальных антинаркотических операций «Канал». Они проводятся на основании принятого в 2008 г. решения Совета коллективной безопасности Договора государств-членов ОДКБ о придании комплексной оперативно-профилактической операции «Канал» статуса Региональной антинаркотической операции постоянного действия и в соответствии с планом работы Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ.

В ходе одной из последних операций работа Оперативного управления Международного координационного штаба по руководству операцией была развернута на базе МВД Республики Беларусь.

Благодаря четкой и слаженной работе национальных межведомственных штабов государств-членов ОДКБ, правоохранительных органов государств-наблюдателей, высокой степени доверия между участниками и их активному взаимодействию, из незаконного оборота изъято около 3 тонн наркотиков, в том числе 17 килограммов героина, более 3 килограммов синтетических наркотиков, один килограмм опия, почти 2,8 тонны марихуаны, два килограмма гашиша, 111 граммов кокаина, 8 тонн дикорастущего мака, а также более 38 килограммов прекурсоров.

При проведении операции преступники лишились 142 единиц огнестрельного оружия и более 2,3 тысячи боеприпасов. Изъято материальных ценностей и других предметов, запрещённых к перевозке, на сумму почти 600 тысяч долларов США.

Выявлено более 1,5 тысячи наркопреступлений. Всего в ходе проведения операции было возбуждено свыше 6 тысяч уголовных дел, из которых почти тысяча - за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. К уголовной ответственности за наркопреступления привлечено 660 человек.

Положительный опыт проведения локальных антинаркотических операций говорит об эффективности международного инструмента борьбы с незаконным оборотом наркотиков и необходимости продолжения активной деятельности по развитию взаимовыгодного взаимодействия на субрегиональном уровне.

- В Белоруссии и России реализуются принципиально различные подходы к реабилитации наркозависимых. Прежде всего, речь идёт об отношении к метадоиовой терапии. Как Вы относитесь к проблеме заместительной терапии. Не представляет ли такое различие подходов препятствия на пути к более эффективного сотрудничества?

-У нас нет препятствий на пути к более эффективному сотрудничеству. Необходимо отметить, что в 2012 году в Республике Беларусь был принят Закон № 408-3 «О наркотических средствах, прихотропных веществах, их прекурсорах и аналогах», в котором, аналогично нашему Федеральному закону от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - ФЗ № 3), отдельные главы посвящены как незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, так и профилактике их потребления.

Причем отдельно выделяются лица, потребляющие наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, и лица, больные наркоманией. Также он корреспондирует положениям, заложенным в основу Государственной межведомственной программы, выделенный отдельно пункт социальной реабилитации лиц, больных наркоманией.

Что касается заместительной терапии, то она практикуется в ряде стран бывшего СССР. Наркоману под наблюдением дают метадон, постепенно уменьшая дозы, и, как утверждают, зависимость снижается. Но нет клинически подтвержденных данных, что это приносит эффект. Есть обратные результаты, человек получает зависимость именно от метадона и не может избавиться от нее.

К примеру, в Украине, где внедрена заместительная терапия, сейчас говорят, что метадон стал страшной проблемой. Вначале считали, что метадон - панацея. Но потом резко пошла в гору смертность, а число потребителей стало быстро расти, метадон начал вращаться на черном рынке. Зависимость от него еще более сильная, чем от героина. Даже чтобы снять героиновую абстиненцию, нужно 14 дней, а метадоновую - 45 суток.

Метадоновые программы внедряются за гранты от разных неправительственных организаций из-за рубежа. Поэтому кажется, что лечение бесплатное. Но когда люди "подсядут" на этот наркотик, нужно тратить огромные средства, закупать его для распространения среди населения.

По этому, оборот метадона как синтетического лекарственного препарата из группы опиоидов, применяемого как анальгетик при лечении наркотической зависимости, в России категорически запрещен.

 

Подготовил Юрий Царик

 

Это расширенная русскоязычная версия оригинального материала газеты "Звязда".

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».