Вы тут

Тонкая работа


Социальная нагрузка белорусских предприятий — особенность, с которой необходимо считаться

Если успех любой семьи зависит от умения каждого ее члена учесть интересы другого, что и говорить про интеграционные объединения целых стран? Но семьи, несмотря на все сложности и риски, создаются. И страны, несмотря на отрицательный опыт и различные пути развития, стремятся объединиться. Вместе легче выстоять в условиях жесткой мировой конкуренции. Соединив усилия, больше шансов сделать рывок вперед. О том, что важно для Беларуси в создающемся Евразийском экономическом союзе, мы говорили с депутатом белорусского парламента, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Дмитрием ХАРИТОНЧИКОМ.

30-17

Читайте ещё:

 

«БЕЛкарт» станет «ЕВРАЗИЯкарт»?

В ЕАЭС — закупки по одним принципам

Связь без роуминга

Немаловажные  детали

Защита брендов в Таможенном союзе

 

—Дмитрий Иванович, расскажите, какие вы видите преимущества и риски для белорусской экономики в будущем Евразийском экономическом союзе?

—Если говорить в общих словах, то преимуществ, конечно, больше, нежели издержек. Евразийская интеграция сейчас для нас выгоднее, чем исключительно самостоятельное развитие, вне экономического объединения, которое претендует на роль глобального игрока. Достаточно понимать, что российский рынок для нас основной: на его долю приходится более 40% белорусского экспорта и более половины объема импорта. Чрезвычайно важны для всех наших промышленных предприятий и экономические связи с остальными странами СНГ, так как многие белорусские производства создавались как своего рода сборочный цех Советского Союза. У нас всегда были достаточно тесные кооперационные взаимосвязи на постсоветском пространстве: приобретение исходных материалов, проведение работ и реализация продукции. Поэтому, конечно же, интеграционный процесс, который предполагает снятие таможенных и юридических барьеров, создание единых правил торговли на этом пространстве, для нас выгоден.

Здесь можно усмотреть проблемы макроэкономического характера. Беларусь в финансовом плане имеет меньше возможностей для реализации крупных проектов, для поддержки своего бизнеса, чем, скажем, Российская Федерация. Поэтому есть опасения, что Россия и Казахстан, имея огромный потенциал в виде полезных ископаемых и получаемых от них сверхприбылей и усиленно инвестируя в промышленность, создадут для нас серьезную конкуренцию.

С одной стороны, конкуренция — это благо, так как она способствует снижению себестоимости и повышению качества товаров. Однако, с другой стороны, для нас очень важно сделать упор не на соперничество, а на кооперацию, как раз тут соединить самое лучшее и сильное, что есть у наших государств, и двигаться на мировые рынки совместно. Чрезвычайно полезно сохранить баланс между конкурентной борьбой и эффективным экономическим сотрудничеством.

Поэтому при Евразийской экономической комиссии создаются консультативные комитеты, которые должны будут выработать рациональный путь в сотрудничестве всех стран-членов.

Вторая проблема макроэкономического плана связана с тем, что предприятия с государственной формой собственности производят в Беларуси большую часть валового внутреннего продукта. Иная картина в России и Казахстане. Там есть много достаточно крупных частных компаний с большими финансовыми возможностями. Если белорусское государство сейчас начнет активно продавать свое имущество, к чему нас многие призывают, то наша экономика может попасть в серьезную зависимость от иностранного капитала.

Мое убеждение: изменение структуры экономики по форме собственности должно проходить очень взвешенно, начиная с тех предприятий, которые сейчас не укладываются в наши производственные и кооперационные связи, не приносят экономический эффект.

Безоглядно реализовать наши крупные предприятия частнику опасно и с точки зрения социальной ориентированности белорусского государства. На их балансе содержатся социальные структуры, которые часто являются градообразующими. От результатов их деятельности зависит жизнь города, района или целого региона. Разгосударствление также может повлечь опасность перепродажи, дробления, сокращение численности работников, вплоть до закрытия предприятия.

—О приватизации с белорусской стороны недавно говорил и российский премьер Дмитрий Медведев. Речь шла об интеграционных промышленных проектах.

—Это уже несколько другая проблема. Совместные предприятия — дело взаимовыгодное и нужное. Но создаваться они должны на равных условиях и управляться эффективно. История с Белорусской калийной компанией, где, как оказалось, не было эффективного управления и полного понимания целей деятельности совместного предприятия, в этом плане очень показательна.

Когда мы говорим об объединении государственного предприятия с частным, тоже сталкиваемся с разным подходом к бизнесу. Если наши предприятия несут социальную нагрузку, то частника интересует прибыль. Мы часто жертвуем прибылью в пользу социальной защищенности, и такая политика себя оправдывает: социальная напряженность в Беларуси значительно ниже, чем у ее партнеров по Единому экономическому пространству. Наше государство и население ставят политическую и социальную стабильность выше сиюминутной выгоды.

Тем не менее, наши партнеры считают, что объединяться надо, избавив предприятия от дополнительной нагрузки. Мы идем к этому, потому что нам в любом случае придется уходить от экономически необоснованных затрат. Но делать это надо постепенно. Мы должны повышать наши технологии, чтобы дать возможность людям больше зарабатывать и самим возмещать социальные траты.

Безусловно, с перекрестным субсидированием, с социальной нагрузкой белорусским предприятиям выживать на мировом пространстве сложно. Разорится ли завод или будет продан без социальных обязательств — для населения нет разницы. Чтобы такого не случилось, нам и нужны модернизация, поиск новых рынков сбыта, повышение качества, производительности труда. Это наши насущные задачи, для решения которых требуются деньги, инвестиции, а значит — интеграционные объединения. Вот только проводить их надо тонко и взвешенно, учитывая все нюансы.

—Что вы думаете про расширение ЕАЭС?

—С экономической точки зрения, чем больше участников, тем лучше. Безусловно, каждое государство имеет свою специфику, и учесть интересы всех не просто. Но, объединяясь, мы получаем больше возможностей для совместного развития. Все зависит от того, как мы этим воспользуемся. К сожалению, пока нам не удалось уйти от всех ограничений.

Безоглядно реализовать наши крупные предприятия частнику опасно и с точки зрения социальной ориентированности белорусского государства.

В промышленности, к примеру, целесообразно создание совместных программ развития, и это было бы здорово. Но как найти общее решение — на территории какого государства, к примеру, создавать то и ли иное новое предприятие? Пока решено изучать существующие возможности каждой страны, предлагать на уровне Евразийской экономической комиссии кооперировать производственные цепочки и выстраивать экономические связи. Но первые свои плоды эта работа, думаю, сможет принести после 1 января.

Ольга МЕДВЕДЕВА.

Выбар рэдакцыі

Рэгіёны

Сок з дастаўкай і з ледзяшамі: на Брэстчыне пачаўся сезон нарыхтоўкі бярозавіку

Сок з дастаўкай і з ледзяшамі: на Брэстчыне пачаўся сезон нарыхтоўкі бярозавіку

Як мы бярозавік куплялі на гандлёвай пляцоўцы лясгаса і ў лясніцтве

Культура

Анатоль Ярмоленка: Нас натхняе беларуская паэтычная класіка

Анатоль Ярмоленка: Нас натхняе беларуская паэтычная класіка

Творчая вечарына народнага артыста Беларусі прайшла ў адной з мінскіх гімназій.