Вы тут

Тест на совместимость


 В Евразийском экономическом союзе мы делаем акцент на слове «экономический». Выстраиваем, прежде всего, рыночные отношения. При этом Беларусь сохраняет за собой статус социально ориентированного государства. Это значит, что оно помогает своим гражданам, в первую очередь — социально незащищенным. 

Как в новых условиях совмещать эти две вещи: успешно играть по законам рынка и поддерживать слабых?

Воспользуемся дедукцией Шерлока Холмса и обратимся от слишком общего вопроса к частному. В Беларуси сейчас около 500 тысяч инвалидов. То есть каждый 20-й житель нашей страны. Все они находятся на попечении государства. Людям с ограниченными возможностями выплачиваются пенсии, обеспечивается реабилитация. Но некоторым из них хочется большего — и они идут работать.

В Бресте есть небольшое социальное предприятие, на котором вот уже 10 лет заняты люди с ограниченными возможностями. Корреспондент «СЕ» отправилась на него, чтобы посмотреть, как можно создать самоокупаемое производство, в котором заняты инвалиды.

Гипс в чемодане

Василий Борисов, нынешний директор предприятия «Керамарт», изначально занимался реабилитацией людей с ограниченными возможностями. Со временем это стало приносить доход. Фирме в своё время помог Всемирный банк. Позже «Керамарт» присоединилось к шведским социальным кооперативам. У них предприятие переняло принципы работы в коллективе. Например, сейчас в мастерской работает 6 человек. Если придет 7-й, то его смогут принять в кооператив только при согласии каждого из участников.

Опыт показал, что изделия из бисера и соломки прибыли не приносят. А из керамики — вполне. Создавать сувениры из нее Василий Борисов учился у европейских коллег:

— В Швеции и Великобритании нам без проблем показали, как у них делается керамика. Помню, как в огромных чемоданах лет 10 тому везли гипсовые формы. Багаж чуть проходил по весу! На таможне все никак не могли понять: что это вообще такое?

Что касается технологии производства, сначала работники «Керамарт» изготавливают основу для будущего сувенира — вазу, колокольчик, чашки, яйца. На них накладывается рисунок-деколь. Его макет разрабатывают и печатают тут же.

19-20

Василий Васильевич берет готовую тарелку с изображением достопримечательностей Бреста. Достает ножницы и начинает изо всех сил царапать ее, издавая при этом пугающий звук. Но чудо: на тарелке ни единого следа. «Не бойтесь, — смеется, видя мою реакцию, Василий Васильевич. — Я-то знаю, что ничего не случится. Это ведь деколь».

Пока мы «мучали» тарелку, от своей работы не отвлекались четыре человека. «У нас чаще всего работают ребята с психическими отклонениями. Вот, например, Миша. Сначала боялся даже из дому выйти, знал маршрут только до работы. А совсем недавно с нами в Польшу спокойно ездил», — говорит Василий Борисов.

Конкуренция определяет бытие

Работники «Керамарт» буквально кормят свои семьи. Минимальный оклад у каждого — около 2 миллионов. И примерно столько же гарантированная пенсия от государства. Если человек перевыполняет норму, то ему, соответственно, идет надбавка. «Мы не принуждаем никого работать сверх сил. Если можешь сделать 10 кружек — хорошо. Значит, это твоя норма. Но если другой делает за то же время в 2 раза больше, он и зарплату получит больше», — поясняет директор.

Что касается взаимоотношений государства и «Керамарт», то предприятие не платит два самых крупных налога: на прибыль (24%) и на добавленную стоимость (20%). В свою очередь, когда мастерская берет на трудовую реабилитацию нового сотрудника, государство компенсирует его зарплату в течение 1 года.

За первые 2 года работы «Керамарт» удалось выйти на самоокупаемость. Но в последние месяцы фирме приходится сложнее. Значительно повысилась плата за аренду помещения. Для существования предприятия пока достаточно товарооборотных средств, которые удалось накопить ранее.

К сожалению, продажи в последнее время идут на спад, делится Василий Борисов: «Наш товар вытесняют китайские сувениры. Они и дешевле, и краски у них ярче, хотя не такие экологичные. Вот, например, в ГУМе поставят в ряд сувенирные тарелки нашего производства, а в середину — китайского. Покупатель большой разницы не видит, и возьмет ту, что меньше стоит».

На самом деле, на прилавке столичного ГУМа не оказалось ни одной тарелки «Керамарт», при этом в ассортименте были аналогичные сувениры белорусского, российского и китайского производства. В минском ЦУМе среди изделий с изображением достопримечательностей Беларуси, в том числе и отечественного производства, нашлась одинокая ваза от социального кооператива.

Один из главных принципов социального кооператива - солидарность.

19-19

Понять и действовать

Как быть предприятию в новых условиях, мы спросили заведующего кафедрой маркетинга Белорусского государственного экономического университета, доктора экономических наук, профессора Ивана Акулича. «Что касается конкуренции со стороны китайских сувениров, то я предложил бы «Керамарту» активнее использовать национальную символику. Это сразу визуально выделит товар белорусского производства и поможет в его продвижении», — считает он. Действительно, сейчас особенно популярным стал белорусский национальный орнамент на разной продукции. Некоторые белорусы даже на машины наносят рисунок с национальными символами. Так что тут, что называется, есть смысл попробовать попасть в тренд.

Профессор считает, что предприятию стоит активнее обращаться в государственные структуры, министерства. Предлагать им свой товар. Вдобавок к этому сейчас проводится большое количество зарубежных выставок, на которых можно продавать или дарить продукцию «Керамарта».

А вот для того, чтобы успешно продвигать товар среди стран ЕАЭС, нужно, прежде всего, провести маркетинговое исследование и разработать концепцию продвижения продукта, считает Иван Людвигович. А для этого стоит или нанять специалиста по маркетингу, или самому руководителю пройти специальные курсы.

Кстати, в программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013—2015 годы одна из статей расходов предусматривает «организацию и проведение мероприятий с участием субъектов малого и среднего предпринимательства». Возможно, в рамках этого пункта есть смысл частично перенаправить средства в проведение маркетинговых исследований. Ведь проблема продвижения товара на рынке касается не только социальных производств, но малого и среднего бизнеса в целом.

— При этом нужно понимать, что Россию в большей степени интересуют в плане сотрудничества крупные предприятия. А казахи могут заинтересоваться и небольшими. Я думаю, что казахстанская фирма, которая изготавливает аналогичную продукцию, охотно пойдет на контакт, — поясняет Иван Акулич.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. По мнению ученого, если и эти меры не помогут поддержать фирму на плаву, то необходимо диверсифицировать производство или менять сферу деятельности.

С другой стороны, Владимир Карягин, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства, считает, что и государство не должно остаться в этой ситуации в стороне:

— Я считаю, что такие социальные предприятия, как «Керамарт», нужно всячески поддерживать. Так делается во всем мире. Иначе подобные фирмы могут не выдержать конкуренции. И тогда им самостоятельно будет сложно выйти даже на элементарную самоокупаемость.

Один из главных принципов социального кооператива — содиларность.

 Однозначное «Быть!»

Действительно, со вступлением в ЕАЭС для всех его членов расширяются границы рынка. Пока что государства оберегают национальные экономики, но со временем — для этого и создан союз — существующие барьеры будут устранены. Делается это, прежде всего, для того, чтобы бизнес стран рос и развивался. Руководитель предприятия может воспринять новые условия как угрозу или наоборот — как толчок к выходу на новый уровень производства, который сделает его товар более конкурентоспособным. Малого и среднего предпринимательства, к которому относится «Керамарт», это касается в первую очередь.

В экономически развитых государствах малый бизнес играет ведущую роль в ВВП страны и занимает в нем до 70% (Беларусь в этом году стремится к показателю в 30%). Этот сектор более чуток к запросам потребителя, к чему не способны крупные предприятия. Благодаря ему создаются новые рабочие места, снижается уровень безработицы. Ведущие экономики мира считают малый бизнес одним из важнейших факторов своего финансового успеха и общего благосостояния населения.

Вероника Пустовит

Выбар рэдакцыі

Здароўе

Як вясной алергікам аблегчыць сваё жыццё?

Як вясной алергікам аблегчыць сваё жыццё?

Некалькі парад ад урача-інфекцыяніста.

Грамадства

Рэспубліканскі суботнік праходзіць сёння ў Беларусі

Рэспубліканскі суботнік праходзіць сёння ў Беларусі

Мерапрыемства праводзіцца на добраахвотнай аснове.