Вы тут

Неограниченная жажда знаний


Поводом для встречи с ректором Белорусского государственного университета академиком и вице-президентом Евразийской ассоциации университетов Сергеем Абламейко послужило вступление нашей страны в Болонский процесс. Как это отразится на остальных членах союза? Насколько системы высшего образования участниц ЕАЭС готовы к унификации? И, наконец, ожидать ли нам сближения ЕС и ЕАЭС в сфере образования? Вот об этом наш разговор с Сергеем Владимировичем.

3-13

3-13

 

— Как изменится белорусская система высшего образования после вступления в Болонский процесс?

— Кардинальных изменений ожидать не стоит. Вступление в Болонский процесс не было для нас внезапным. Наша система высшего образования реформировалась в течение последних 25 лет, и в настоящее время она близка к европейской. Например, у нас уже давно двухступенчатая система образования, также используется система кредитов.

— Не все в нашем обществе воспринимают этот переход положительно...

— Да, действительно, существуют разные мнения на этот счет. Со стороны академического сообщества ближнего и дальнего зарубежья я часто слышу одну фразу: «Для Беларуси главное — сохранить существующую у вас хорошую систему, не ухудшить ее, а развивать». Безусловно, с переходом обучения на первой ступени с пяти лет на четыре года произойдет определенное смещение приоритетов. Но надо признать, что качество образования в нашей стране держится на высоком уровне. И это не просто пафосные слова: факт подтверждают белорусские специалисты-отраслевики и сотрудники университетов и фирм многих стран, где трудятся наши выпускники. Нам удалось сохранить фундаментальность подготовки (особенно в естественных науках — математике и физике), которая была заложена еще в советское время. Мы подошли мудро и взяли лучшее из прошлого опыта формирования системы образования, но при этом гибко отнеслись к новым правилам игры.

— Какие нововведения нам ожидать в связи со вступлением в Болонский процесс?

— Министр образования нашей страны Михаил Журавков предложил создать независимое агентство по оценке качества образования. Впрочем, в этом контексте речь идет, скорее, о реформировании, чем о новинке. Потому что в составе министерства уже существует департамент контроля качества.

— Еще одна особенность Болонского процесса — студенческое самоуправление...

— Так исторически сложилось, что мнение студенческого актива никогда не оставалось без внимания руководства университетов. Например, в нашем вузе порядка 20% от общего числа членов Совета БГУ — представители молодежных общественных организаций.

В университете функционируют 3 молодежные общественные организации, 13 структур студенческого самоуправления и 4 общественные комиссии, в работе которых принимают участие руководители и представители студенческих организаций и органов самоуправления. Одна из структур — Совет по качеству образования, который вносит свои предложения по улучшению учебного процесса. К ее рекомендациям мы прислушиваемся и реализовываем обдуманные и взвешенные решения. Для координации работы молодежных организаций в прошлом году был создан Высший представительный орган студенческого самоуправления — Студенческая Ассамблея БГУ.

— Вам довольно часто доводится бывать в других странах, в том числе и в государствах ЕАЭС. Чем их системы образования отличаются от нашей? Ведь со временем мы должны будем их унифицировать.

— Кардинальных отличий нет. Нас объединяет историческое прошлое, когда страну Советов признавали как самую читающую в мире. Да, за время формирования суверенитетов наши страны могли менять политические и экономические, но только не образовательные приоритеты. Уверен, благодаря этому унификация будет происходить безболезненно.

— А относительно студентов: проще ли им будет перемещаться внутри союза и получать новые знания в других странах ЕАЭС?

— Мы начинаем не с нуля. Между Россией, Беларусью, Казахстаном, Арменией и Кыргызстаном в той или иной степени уже налажены взаимные контакты. Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, со временем будут сняты все таможенные и экономические барьеры, что, безусловно, подтолкнет к новому витку сотрудничества между высшими учебными заведениями наших стран. При этом, подчеркну, налаживание международного взаимодействия — инициатива университетов, их добрая воля и желание, а мобильность — status quo современного студенчества.

— Ожидать ли нам с активизацией четырех свобод передвижения — товаров, услуг, капитала, рабочей силы — волну студенческих обменов?

— С одной стороны, я не вижу необходимости, чтобы студенты массово ездили в другие вузы. Как говорят, где родился, там и пригодился. Лучше получить высшее образование в своей стране, на родном языке и жить в знакомой ментальной среде. Но с другой — молодежи необходимо выезжать на короткие сроки и смотреть, как учатся и живут в других странах. Мы это всемерно поддерживаем, и ежегодно из БГУ выезжает около 1000 студентов за границу на включенное обучение, стажировки, конференции.

— Как организована система студенческих обменов в Европейском союзе?

— В Европейском союзе есть ключевое отличие в этой сфере от Евразийского экономического союза: общий бюджет, в котором есть статья расходов «наука и образование». Это значит, что каждая страна ЕС вносит свой вклад, который суммируется, а потом распределяется на проекты, гранты. В нашем союзе пока нет тех самых «общих» денег, а существуют только национальные. Таким образом, речь идет о двухстороннем сотрудничестве, когда две страны или два университета договариваются между собой на государственном уровне по обмену студентами. Как это делается в рамках сотрудничества Беларуси и России.

— Тем не менее у нас есть аналогичная ЕС структура — Евразийская ассоциация университетов, вице-президентом которой вы были недавно избраны. Чем она может быть полезна для ЕАЭС?

— БГУ состоит и в Европейской, и в Евразийской ассоциации университетов. Что касается второй, то ее основная задача как общественной организации — выработать единые подходы и стандарты в системах высшего образования на университетском, ректорском уровне. То есть непосредственно унифицировать системы, приблизить их друг другу для более доступного взаимодействия. И это на руку, в том числе и работодателю. Потому что, когда он берет на работу выпускника определенного вуза, заранее понимает, какими компетенциями обладает еще вчерашний студент. Кроме того, ассоциация выступает площадкой для обмена мнениями ректоров и реализации проектов совместных идей.

— Мы говорим о двух ассоциациях словно о противоположных геополитических полюсах, хоть на самом деле они похожи и близки. Как вы думаете, смогут ли они объеди-ниться?

— Руководители наших стран не раз говорили о создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. В этой идее чувствуется и сила, и впечатляющая перспектива. О том же говорил и Президент Беларуси, выступая с идеей «интеграции интеграций». Кстати, и БГУ не остается в стороне от этого. Ведь молодые люди не должны ограничивать жажду знаний экономическими и политическими препятствиями. Поэтому сам Бог велел нам, независимо от прочих обстоятельств, сотрудничать в сфере высшего образования и делать с обеих сторон встречные шаги.

Вероника ПУСТОВИТ

 

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Сёння распачынае работу УНС у новым статусе

Сёння распачынае работу УНС у новым статусе

Амаль тысяча дзвесце чалавек збяруцца, каб вырашаць найважнейшыя пытанні развіцця краіны. 

Навука

Наколькі эфектыўна працуе сістэма інтэлектуальнай уласнасці?

Наколькі эфектыўна працуе сістэма інтэлектуальнай уласнасці?

Расказаў першы намеснік старшыні Дзяржаўнага камітэта па навуцы і тэхналогіях Рэспублікі Беларусь Дзяніс Каржыцкі.

Здароўе

У Нацыянальны каляндар плануюць уключыць новыя прышчэпкі

У Нацыянальны каляндар плануюць уключыць новыя прышчэпкі

Як вакцыны выратоўваюць жыцці і чаго можа каштаваць іх ігнараванне?

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.