Вы тут

Непоказушные уроки


Союзном государстве подвели итоги конкурса на лучший урок истории о Великой Отечественной войне.

Это второй подобный конкурс в рамках Союзного государства. В прошлом году учителя истории соперничали, готовя материалы о Первой мировой. Организаторы заверили, что конкурс станет традиционным, масштабы его возрастут, а темы, объединяющие образовательное пространство стран бывшего Советского Союза, не исчерпаемы.

3-12

3-12

 

Интеллектуальные инновации

В конкурсе, организованном Постоянным комитетом Союзного государства и международным информационным агентством «Россия сегодня», приняли участие 202 молодых школьных учителя, из них — 82 преподавателя из Беларуси и 120 учителей истории из различных регионов России. Десять финалистов были приглашены на пресс-тур в Москву, где посетили Центральный музей истории Великой Отечественной войны, встретились с руководителем Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации Игорем Пермяковым и приняли участие в весьма представительном мультимедийном круглом столе.

3-10

3-10

 

Николай Земцов, руководитель регионального патриотического общественного движения «Бессмертный полк — Москва»:

— Мы решили создать инструмент, который позволил бы будущим поколениям историков, писателей, кинематографистов, исследователям любого уровня черпать сведения, касающиеся Великой Отечественной войны. Речь идет о портале, в котором будут храниться собранные истории семей, летописи Великой Отечественной по каждому дню. Этот информационный ресурс позволит разные события рассматривать с точки зрения академической истории и с точки зрения участников этого события.

На последнем не просто состоялась церемония награждения лауреатов и победителей, но и развернулась оживленная дискуссия о статусе школьного учителя, роли и судьбе печатной книги и о проблеме преподавания истории современным школьникам.

— Подобного рода конкурсы очень важны, в первую очередь, для самих преподавателей. Это важно также для развития истории в целом и, конечно, для воспитания молодого поколения, — обратился к участникам круглого стола Государственный секретарь Союзного государства Григорий РАПОТА. — Самая главная цель — познание исторической правды и воздание долга нашим предкам, которые перенесли на плечах всю тяжесть Великой Отечественной войны.

Григорий Рапота затронул тему значимости школьного предмета «история» для формирования интересной и полезной для общества личности. «Понятно, что всегда есть тенденции подчинить историю сиюминутным политическим моментам, но настоящие историки стараются быть объективными, показать событие во всех аспектах. Роль преподавателей — давая как можно более широкий круг знаний о том или ином историческом событии, привить ученикам навык мыслить самостоятельно, — заметил он. — Тогда развивается творческая личность, а творческие личности — это двигатели прогресса любого государства. Поэтому то, чем занимаются наши преподаватели истории, — очень благородное, нужное для общества дело».

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Игорь ПЕТРИШЕНКО привел примеры того, как в Беларуси понимают задачу сохранения исторической памяти, рассказал об уникальных музейных экспозициях, заботливом отношении к памятным местам и о том, что знает каждый белорусский школьник о войне.

— Я рад, что среди победителей конкурса, итоги которого мы сегодня подводим, есть и мои земляки. Мы, белорусы, имеем мир и согласие в нашем доме, они нам дорого достались, это достояние мы ценим и бережем. Исключительно важно, чтобы за мир нам не пришлось опять платить кровью. Историческую память надо беречь для будущих поколений, — сказал дипломат.

Председатель Центрального избирательного комитета Российской Федерации Владимир Чуров принес на круглый стол копию программки первого и последнего послевоенного джазового концерта под руководством гениального Эдди Рознера, в числе организаторов которого был и руководитель БССР Пантелеймон Пономаренко, страстный любитель джаза. Оригинал программки хранится в семейном архиве председателя ЦИК. Владимир Чуров призвал участников конкурса приводить на своих уроках подобные интересные факты, которые наполняют школьный предмет жизнью, эмоциями, многогранностью, делают уроки истории непоказушными.

3-9

3-9

 

Сергей Ходин, декан исторического факультета Белорусского государственного университета, член жюри конкурса:

— В памяти о войне соприкасаются скорбь и героизм. И говорить надо об обеих составляющих. В последнее время мы склонны больше говорить о боли, но героическое осмысление Победы также необходимо, и об этом очень хорошо сказал в свое время белорусский писатель Василь Быков.

Маститые участники круглого стола неоднократно обращали внимание молодых учителей на то, что в наши дни необходимо подчеркивать общий вклад в Победу всех народов бывшего СССР.

— Война была одна. Она стала нашим общим горем. И Победа — одна, она тоже общая. И когда начинают мериться (кто-то меньше внес вклад в нее, кто-то больше), это, по меньшей мере, некорректно, — сказал Николай НИКИФОРОВ, заместитель начальника Института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

По сути, конкурс задуман как стимул для недавних выпускников педагогических вузов поиска новых подходов в преподавании нашей общей истории, с тем, чтобы заинтересовать в ней детей и убедить их, что в этой истории много как трагичных, так и славных страниц. «Конкурс уроков истории в основе имеет совершенно уникальное явление — интеллектуальные новации и инвестиции в человека. Конечная цель — достойный гражданин Отечества», — высказал эту мысль Николай Никифоров.

Статус учителя

Победителем конкурса стал Константин Диянов из районного центра Нововаршавка Омской области (Россия). Диплом второй степени был вручен 21-летнему учителю истории Никите Биленко из Тулы (Россия), а третье место заняла белоруска Дина Томашевич из Верхнедвинска Витебской области.

Говоря о критериях оценки представленных работ, член жюри Сергей Карпов, декан исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, пояснял: «Задача этого конкурса — привлечение новых источников и новых умов для правильной интерпретации выверенной информации. Критерии одни: аналитика, точность и любовь к ученикам».

Сами учителя откровенно признались, что участвовать в конкурсе их, как правило, просила школьная администрация. Причем время подготовки к состязанию совпало с окончанием учебного года, что еще более усложнило работу. Однако внимание к финалистам прессы двух стран, профессиональных историков, видных государственных и общественных деятелей, ученого сообщества стало для молодых педагогов вознаграждением, превышающим их ожидания.

Участие в этом конкурсе и внимание к нему СМИ — огромный стимул для нас заниматься своей работой, заражать энергией и делиться опытом с другими преподавателями, стимул для молодых идти в школу, — сказал Константин Диянов.

Кстати сказать, организаторы конкурса жаловались на то, что именно ограничение участников по возрасту стало одной из проблем проведения состязания. В ряде российских регионов вообще не нашлось учителей-историков моложе 28 лет (такова была «возрастная планка»). По этой же причине «за бортом» оказались профессиональные и военные училища. Недаром вопрос о статусе учителя стал одним из самых обсуждаемых на круглом столе, посвященном итогам конкурса.

3-11

3-11

 

Юрий Вяземский, писатель, ведущий программы «Умники и умницы»:

— Мы три года назад с семью губернаторами и руководителями автономных республик создали интеллектуальное движение, которое назвали «Умники и умницы», где отбор проходит на уровне регионов. Цель — обратить внимание властей на своих талантливых детей. Сейчас это движение насчитывает 20 членов, осенью присоединяется Чукотка. И мне одиноко без Беларуси. Поэтому я призываю эту замечательную страну присоединиться и начать отбор. Обещаю, что обязательно приеду в Минск на финал.

Когда Александр Коваленя, академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, неосторожно заметил, что зарплата для молодых учителей неважна, международный мультимедийный пресс-центр МИА «Россия сегодня» в Москве и связанная с ним видеомостом студия в Национальном пресс-центре Беларуси взорвались громкими возражениями и смехом. Впрочем, участники мероприятия вскоре согласились, что материальная сторона учительского дела хоть и важна, но ее недостаточно, и, пожалуй, для наставника она — не на первом месте. Главное — отношение к школьному учителю, внимание со стороны общества, а также публичное и государственное признание его заслуг.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».