Вы тут

Онлайн-дневник «СЕ»: один день из жизни дальнобойщика


В моей жизни не так много причин, по которым стоит подыматься в 4.30 утра. Сегодня она более чем весомая. В 6.25 у нас с фотокорреспондентом Сергеем Никоновичем поезд из Минска до Бреста, из которого мы отправимся к пункту пропуска Козловичи (Брестский район), где сядем на грузовую машину и поедем на ней по трассе М-1 в сторону Смоленска.

Зачем мы это делаем? Чтобы воочию убедиться и в том, как работается дальнобойщикам, и в правдивости или ложности тех мифов, которые ходят об отечественных дорогах и придорожном сервисе.

Трассу М-1 мы выбрали не случайно. По словам директора компании «Янстронг» Дмитрия Воронцова, во многом благодаря которому наше путешествие стало возможным, она одна из самых популярных среди перевозчиков, в том числе тех, которые едут в страны ЕАЭС. Кроме того, трасса является участком второго панъевропейского транспортного коридора «Восток-Запад», который связывает Европу и Россию. Недавно его белорусская часть пережила реконструкцию, которую, кстати, мы тоже планируем оценить. Ну и, что душой кривить, М-1 – одна из основных дорог нашей страны.

С одной стороны мы хотим на себе, через комфорт или его отсутствие во время поездки, ощутить, как работается дальнобойщикам. С другой – понять, чего не хватает транзитной системе Беларуси, одной из самых прибыльных и перспективных сфер для страны, чтобы развиваться дальше.

Для того, чтобы все было максимально честно и искренне, будем писать и выкладывать путевые фото в режиме онлайн.


На вокзале увидели табличку: «Обмен валют. 24 часа». Обрадовались, но охранник на входе сказал, что надпись есть, а собственно обменника нет: «Невыгодно, понимаете». Представитель правоохранительных органов предложил сходить к Заднепровскому рынку и разыскать там «левых менял». Сочувствующая женщина-кассир – к таксистам. Таксисты были ближе.

«Могу поменять по курсу 55, — сказал один из них. На тот момент курс нас уже устраивал. – Или за те же 150$ довезу до Минска. Квитанцию выпишу, не волнуйтесь».

Мы переглянулись с Сергеем. Мужчина был внушительного роста и веса, доверия, если честно, не внушал. Поменяли у него деньги, купили  билеты на ближайший поезд на 22.25. Наспех перекусив, сели в поезд. Ночью были уже в Минске. Живые и здоровые, чему несказанно рады.


Продавец из придорожного магазина запчастей вызвала нам такси, на котором мы добрались до Смоленска. У нас было немного российских денег, отдали их таксисту, который тонко намекнул, что в городе нет круглосуточных обменников. Было около половины девятого вечера.


На российской границе весь сервис закончился. Телефоны автоматически переключились на роуминг. На ближайшей заправке Wi-Fi не работал. Решили поменять доллары на российские рубли, но обменника не было, а местные предлагали явно заниженный курс в 55 рубля (официальный – 63 рубля).

На следующей заправке у дороги М-1, недалеко от Смоленска, выяснилось, что в городе сейчас идет ремонт дорог, многие из дорожных покрытий сняты, и фура не может туда въехать. Мы сердечно попрощались с водителем фуры. Рано утром в понедельник ему надо быть в Уфе на разгрузке, поэтому дорога каждая минута.


17.40. Приехали на границу с Россией. На ней у водителя проверяют "дозвол" — разрешительный документ на ввоз груза. Нашим перевозчикам документ выдаёт Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларуси. Но "дозволов" — ограниченное количество, поэтому перевозчики могут организовать только определенное количество рейсов. Таким образом каждая страна защищает внутренний рынок. У Александра это разрешение есть. Он отправился его оформлять. Заняло это около 20-25 минут.

Нам повезло, потому что дополнительных проверок проходить не пришлось. Машины, которым необходимо пройти фитосанитарный контроль (с овощами и фруктами), стоят тут в среднем сутки.


17.30. В кабине водителя есть рация. Она настроена на определенный канал, и по ней дальнобойщики, которые находятся в радиусе километра друг от друга, могут общаться. «Когда ночью чувствуешь, что засыпаешь, просишь, чтобы кто-то, пусть и незнакомый, поддержал с тобой разговор. По ней же предупреждаем друг друга об опасностях на дороге: глубоких ямах и ремонте, например».


17.13. Надвигается дождь. Через десяток километров уже граница.


17.08. Недавно Александр ехал по России и впервые за свой многолетний стаж увидел на дороге лисят. Семерых. "Задавил, наверное,несколько. Тормозной путь грузовой машины — не один метр и даже не пять. И груз в ней бывает разный, не со всяким можно резко тормозить. Сегодня везем, например, машинное масло".


16.42. Находясь в поездке, Александр старается держась связь с семьей. Хотя бы по скайпу в планшете. На стоянках в странах ЕС, даже бесплатных, почти всегда есть Wi-Fi. На белорусских он останавливается редко. Старается запланировать маршрут так, чтобы поскорее попасть домой. "Даже если руль отпустишь, все равно машина домой повезёт", — шутит Александр.

Работает Александр часто по 10-20 дней подряд, но зато потом отдыхает неделю или две.


16.24. Дальнобойщику платят не за время, которое он проехал, а за количество пройденных километров. Но в кабине стоит тахограф — прибор, который определяет, сколько времени проехал водитель и когда ему нужно отдохнуть. Александр обычно едет три часа, и на 45 минут останавливается, чтобы перекусить, поговорить с родными, подремать.


15.59. Из Бреста в Минск мы ехали всю ночь. Сначала несколько часов общались, потом уснули, а водитель — ни в одном глазу. Не пьёт кофе, не слушает радио, не переговаривается по рации, не щелкает семечки. "Ночью ехать даже лучше. В кабине прохладно, дороги полупустые. И спать не будет хотеться, если выспаться днем".


15.32. Александр Александрович за рулём с 1983 года. Несмотря на то, что работа у него непростая, возить груз — по душе. "Эта машина — мой дом на колесах. Здесь сплю, ем, отдыхаю, смотрю телевизор. Привык. Но больше всего нравится то, что находишься постоянно в движении. Не представляю себя перебирающим бумаги в кабинете", — говорит водитель. — Сам я из Несвижа, а в Минске живёт младшая дочка". На фото — Александр Хомяков, его дочка Виктория и зять Максим.


14.35. Вот такой у водителя компактный холодильник. С польскими продуктами, в основном.


14.30. С самого утра механик "Янстронга" доставал из заднего колеса полуприцепа 5-сантиметровый шуруп.


13.45. Паколькі мы ўтраіх на запраўцы А-100, вядомай праз актыўнае выкарыстанне мовы, робім гэты пост па-беларуску. Пакуль замаўляем каву, кіроўца даводзіць машыну да ладу.


10.40. Когда сегодня утром подъезжали к Минску, увидели пугающие последствия вчерашней бури. А в Бресте было солнечно и жарко, ни дождинки. 

Улица Маяковского, в районе 5.30 утра.


10.20. Уже в боевой готовности. Звоним водителю. "Документы оформил. Но есть проблема с колесом в полуприцепе: шипит. Сейчас стою на шиномонтаже. Выезд откладывается на час-другой", – говорит Александр Александрович.


05.08. Мы в Минске. Город просыпается. Александр Александрович подбросил нас каждого ближе к дому. Несколько часов, чтобы переодеться и отдохнуть. Выезд в сторону Смоленска в 10-11 утра.


23.20.Прощаемся до утра.


22.15. Не прошло и 7 часов ожидания. Чем мы их скрасили? Беседами с дальнобойщиками. Дегустацией блюд в таможенном кафе, которые оказались недорогими и вкусными. Один из российских водителей пожаловался на отсутствие туалета в здании таможни. Нет, они здесь есть, но практически все закрыты на ключ.  

На фото: наш водитель Александр Хомяков оформляет документы.


22.04. Наконец-то мы встретились с нашим водителем. "Раз на раз не приходится. В этот раз не повезло - 5 часов простоял на польской границе!", – говорит Александр Александрович. А мы уже мысленно прощаемся с пунктом пропуска "Козловичи".


21.30. Александр Чуйко, водитель с 30-летним стажем из России, отмечает, что прохождение фитосанитарного контроля на белорусской границе занимает очень много времени. "Но все обосновано. Ведь мы везем на территорию ЕАЭС фрукты, которые действительно могут быть небезопасны", – говорит он, и тут же добавляет, что ускорить процесс не помешало бы.


21.10. Польский водитель Марек покритиковал работу своих пограничников. Мы попросили его оценить качество нашего придорожного сервиса, в частности, кафе. По его словам, в Польше дешевле, порции больше и цены ниже, чем в Беларуси.


20.20. Александр, водитель родом из Львова, сейчас работает в Польше. "Белорусская таможня работает отлично. Мне есть, с чем сравнивать. Например, украинская граница и на десятую долю не оснащена так, как Козловичи. Меня устраивает всё: сервис, дороги и самое главное ровное, уважительное отношение", - делится впечатлениями он.


19.50. Фура, на которой мы должны отправиться в сторону Смоленска, все еще не прошла границу. 


17.30. Из-за "итальянской забастовки" польских таможенников, когда они выполняют всю работу, но о-о-очень медленно, наша фура застряла на границе. В лучшем случае сможем выехать из Бреста в 18-19.00. Что ж, будет время пообщаться с водителями. 


14.07-15.00. Нас встречают таможенники и пограничники.

Чтобы посмотреть на весь пропускной пункт сразу, мы поднялись на смотровую площадку башни. Беседуем с Александром Осипуком, заместителем начальника Регионального пункта таможенного оформления "Козловичи". По его словам, это самый большой пункт не только в Беларуси, но и во всем СНГ, его пропускная способность около двух тысяч машин в сутки.  

Водители оформляют документы и проходят необходимый контроль.

Досмотровой контроль

Здесь фуры "просвечивают" рентгеном и проверяют законность перевозимых грузов.

 

 

 

На рампе разгружают машины для досмотра.


13.43. Первым делом у нас проверили документы.


13.40.  С Брестского вокзала нас забрал Александр Кислов, начальник пресс-службы Брестской пограничной группы. Пока ехали до пункта пропуска "Козлович", Александр Анатольевич провел нам экскурсию по Бресту-пограничному :)


13.20. Брестские железнодорожные ворота в Беларусь.


 


12.40. В ресторане станции "Брест" вышколенные и импозантные официанты. А вот таких счетов мы еще не видели.


12.00. Сергей подловил :)


11.12. По словам Константина Веремейчика, водителя "Янстронг", которого я расспрашивала о том, как работается дальнобойщикам, главное, что отличает придорожный сервис в ЕС - это культура. "Там будет один, на несколько сотен километров туалет, но чуть ли не стерильно чистый. Там так старательно убрано, что неловко сорить", - делится он.


10.50. Когда готовилась к поездке, читала несколько мнений о белорусском транзите. Например, что водители фур стараются проскочить Беларусь за день, чтобы лишний раз не останавливаться. Мол, плохо развит придорожный сервис. И что преференции, которые были сделаны для развития этой сферы, не работают. Не беремся проверить всё, но работу некоторых придорожных кафе и заправок постараемся оценить.


10.00. Хорошие новости! Нам позвонили из компании "Янстронг" и уточнили маршрут. Из пункта пропуска "Козловичи" мы отправимся сегодня на фуре часа в 15-16.00. И к позднему вечеру окажемся в Минске. Там машина станет на ночь, чтобы водитель смог отдохнуть и оформить необходимые документы. А утром отправимся в сторону Смоленска.


6.20. Итак, мы направляемся в сторону Бреста.  

Фото Сергея Никоновича.


6.10. Собираясь, на всякий случай взяла рюкзак еды, отказавшись от сменных маек. "У меня мама в отпуске, поэтому стратегический запас котлет, оставленный ею, распределяем с отцом по дням. Командировка в этот график не входила :)”, — предупредил Сергей. 


4.48. Проснувшись, первым делом выглянула в окно на, как мне казалось, пустой двор. Но нет. Там уже выгуливали собаку, шли в сторону автобусной остановки, спешили на работу. 

Каментары

Шчаслiвай дарогi, Веранiка i Сяргей!
Интересная поездка.
Но не легкая...
"Фура, на которой мы должны отправиться в сторону Смоленска, все еще не прошла границу".... Ого-го! Значит ночь в пути?
Ну, Вераничка, Сергей, наконец-то в путь!
Классный сюжет с большим количеством просмотров, что не удивительно!
Какова цель поездки? Где интересные истории, факты, журналистская работа в конце концов? Что я могу узнать нового из вашего онайна, который идет уже сутки? Скучно. Идея хорошая. Но давайте реализовывать тогда нормально. У вас тема заявлена как "один день из жизни дальнобойщика". Дайте мне уже дальнобойщика. Хватит себя. п.с. Искренне желаю удачи. Надеюсь, у вас получится выжать хоть что-то адекватное из этой поездки.
Так вчера дальнобойщик появился только к ночи! И предвидеть этого никто не мог!
Ждем Сергея скорее домой чтобы закидать вопросами =) #фанаткинегодуют
Адчуваецца, што хлеб дальнабойшчыка -- цяжкі.
А как собственно придорожный сервис и дороги на территории РБ?
Спасибо, теперь я знаю чужой распорядок дня. Мне было очень интересно наблюдать за бесподобной двухдневной сводкой абсолютно неинтересного потока информации. #сережаванлав
Главное возвратиться домой
про статью забыли?
А где продолжение?
Не будет продолжения, ребятам походу не оплатили интернет роуминг в России...=)

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».