Вы тут

Сергей Румас: "Темпы евразийской экономической интеграции действительно впечатляют"


Прошедший 2013 год для евразийской интеграции стал периодом «наращивания мускулов»: готовится нормативная база по развитию Единого экономического пространства до Евразийского Союза, подготовлены и реализуются «дорожные карты» по присоединению к ЕЭП новых государств. Промежуточные итоги участия Республики Беларусь в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве подвел  член Президиума Совета Министров Республики Беларусь Сергей Румас:

Румас 1- Темпы евразийской экономической интеграции в исторических масштабах действительно впечатляют: за несколько лет страны «тройки» прошли путь от Таможенного союза к Единому экономическому пространству - наши европейские коллеги потратили на это движение десятилетия.

Прошедший год для евразийской интеграции был рабочим  в самом прямом смысле этого слова: Евразийская экономическая комиссия взяла тот хороший темп, который характерен для отлаженного механизма. По итогам 12 заседаний Совета ЕЭК  принято более сотни решений в сфере тарифного и нетарифного регулирования, стандартизации, технического регулирования, промышленной и агропромышленной политики, формирования единых правил конкуренции, осуществления госзакупок, сотрудничества в сфере транспорта, энергетики, информационного взаимодействия.

Создавая условия для дальнейшего роста товарооборота между тремя странами, обеспечения необходимого уровня тарифной защиты рынка ТС/ЕЭП и развития промышленной кооперации, работа проводилась при безусловном учете интересов Республики Беларусь.

2013 год — это время работы над основным документом интеграции Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). А еще - минимизация изъятий и ограничений из режима свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.  Как итог — в декабре прошедшего года основополагающая часть Договора о ЕАЭС в целом была согласована. Теперь стороны вплотную работают над подготовкой функциональной части документа. Перечень изъятий и ограничений из режима четырех свобод – движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала – уже практически сформирован, теперь дело за их поэтапным устранением. Главный итога прошедшего года — это новые горизонты Таможенного союза, формирование условий для того, чтобы с  1 января 2015 года Евразийский экономический союз смог полноценно заработать.

-

Все ли у Беларуси в рамках интеграционных образований получилось сделать? Если нет, то в чем причина: в объективных, внешних факторах, или есть то, что зависит от нас самих?

- Наверное, всегда хочется достичь более быстрого, очевидного интеграционного эффекта с максимальной выгодой и минимальным количеством уступок со своей стороны. Но евразийская интеграция процесс многофакторный, затрагивает практически все сферы нашей экономики. Без определенных компромиссов не обойтись. Результаты такого процесса могут оцениваться только в комплексе, с обязательным учетом фактора времени.

Условия интеграции — это новая степень открытости рынков, либерализация условий торговли. Все это неизбежно приводит к усилению конкуренции производителей. Это неизбежно подтолкнет предприятия к повышению своей конкурентоспособности, что  позитивно скажется на развитии нашей экономики.

Поэтому мы за скорейшее устранение всех изъятий в движении товаров. Об этом говорил и Президент Александр Лукашенко на встрече лидеров «тройки» в Москве 24 декабря прошлого года.

- В 2014 году планируется завершить работу над проектом Договора о создании Евразийского экономического союза. В чем суть этого документа и, вообще, нового этапа евразийской интеграции?

- СНГ и зона свободной торговли, ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство — все это этапы, вехи евразийской интеграции. Следующая новая ступень в нашем сближении – создание Евразийского экономического союза.

Уже сегодня в Таможенном союзе отсутствуют таможенные пошлины, есть единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование во внешней торговле, цены на газ для всех участников привязаны к внутрироссийскому уровню. Кроме того — есть  согласованная политика в ряде сфер деятельности, улучшение транзитного потенциала,  есть условия для роста товарооборота между тремя странами и развития промышленной кооперации.

Новый этап интеграции — это новая степень свободы движения товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов. Значит, наша экономика может получить дополнительные преимущества от равного доступа к услугам естественных монополий, к осуществлению госзакупок, единых правил конкуренции, углубления кооперации в промышленной, транспортной, энергетической и аграрной и других сферах. Все это позволит обеспечить рост ВВП, а, в конечном счете, повысить уровень жизни наших граждан.

Как Вы верно отметили, в 2014 году ожидается завершение работы над проектом Договора о создании Евразийского экономического союза. Она  ведётся уже более двух лет, но в настоящее время подготовка проекта Договора переходит в заключительную стадию: согласование всех чувствительных для сторон позиций, оттачивание формулировок. Каркас Договора уже сформирован - структурно документ  состоит из двух частей. Институциональной, в которой определяются базисные вопросы создаваемой международной организации, и функциональной части, в которой закрепляется отраслевое регулирование экономических правоотношений.

Для того, чтобы масштаб работы был понятен, отмечу, что уже проект Договора составляет более 700 страниц, охватывая практически все сферы экономики. Подготовка проекта Договора  -  это скрупулезная, многоплановая работа. Для нас она состоит еще и в том, чтобы позиция белоруской стороны была сформирована и отражена в документе. И, что не менее важно, была представлена и аргументирована в ходе консультаций с партнёрами по интеграции. Задача эта очень ответственная, ведь по правилам, закреплённым  Договором, будут функционировать экономики трёх стран в ближайшем будущем.

На заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, состоявшемся 24 декабря  в Москве, было констатировано, что институциональная часть проекта Договора в целом согласована, за исключением отдельных позиций, в частности по разграничению компетенции союза и государств-членов, иерархии актов будущего объединения, по соотношению Договора с иными международными документами.

В рамках разработки функциональной или отраслевой части проекта Договора сторонам предстоит завершить кодификацию всей договорно-правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, устранить остающиеся изъятия из общего торгового и инвестиционного режима, обеспечить свободу передвижения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.

- Сейчас самый ответственный момент в работе над Договором: какие позиции отстаивает Беларусь? Является ли сам договор, переговорный процесс по его подготовке полем для решения тех вопросов, которые не удалось решить на предыдущих интеграционных этапах? Или для этого нужны другие площадки и институциональные механизмы?

- В процессе работы над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе мы исходим из того, что документ не должен быть шагом назад и отходом от ранее достигнутых договоренностей Сторон по основным направлениям интеграции.

Несомненными принципами, которые являются основой  нашей стратегии, являются равноправие сторон, уважение суверенитета и Конституции Республики Беларусь, экономическая обоснованность принимаемых решений, реализация ранее достигнутых договоренностей.

Наша принципиальная позиция заключается в том, что создание экономического союза должно базироваться на полномасштабном таможенном союзе без изъятий и ограничений и достижении тех договоренностей, которые закреплены в базовых соглашениях ЕЭП.

К слову, отчет о работе над проектом Договора о ЕАЭС стал одним из ключевых на заседаниях Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств - минского, состоявшегося 24 октября прошлого года и московского — оно прошло 24 декабря. В ходе обсуждения белорусская сторона изложила свое видение того, как нужно решать ряд принципиальных вопросов, в частности институциональной части проекта Договора.

По итогам заседания Евразийской экономической комиссии совместно с правительствами государств – членов ТС/ЕЭП поручено продолжить работу над проектом документа с тем, чтобы его текст был готов к подписанию к 1 мая 2014 года.

- Как Вы видите взаимодействие Евразийского экономического союза с другими интеграционными образованиями и субъектами международных отношений? Инициативы о подключении к евразийской интеграции Турции, Южной Кореи, Вьетнама и конкретные действия в этих направлениях – не лишают ли они само интеграционное образование смысла?

- Успешность евразийского интеграционного проекта пробудила у целого ряда стран интерес к взаимодействию с ТС и ЕЭП. Наше интеграционное объединение открыто для сотрудничества с заинтересованными партнерами на всех уровнях - от создания зоны свободной торговли до полноформатного членства.

Президенты трех стран утвердили дорожную карту по присоединению Армении к Таможенному союзу и ЕЭП. Главы государств также договорились о том, что на экспертном уровне будет продолжена работа над дорожной картой по присоединению к Таможенному союзу Кыргызстана.

Ряд стран, в том числе Вьетнам, Новая Зеландия, государства ЕАСТ (Норвегия, Исландия, Швейцария, Лихтенштейн) проводят переговоры об установлении с Таможенным союзом режима свободной торговли. Прорабатывается целесообразность начала аналогичных переговоров с Израилем, Индией, странами – членами АСЕАН и др. После создания ТС/ЕЭП ряд стран и групп стран высказали свою заинтересованность в создании зоны свободной торговли со странами «тройки».

Подключение к интеграции может осуществляться в различных форматах. При этом присоединение к ТС/ЕЭП предполагает принятие на себя всех обязательств, которые сформированы и применяются его участниками в части обеспечения свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Но сегодня речь не идет о полноправном членстве в организации всех перечисленных мною субъектов международных отношений, которые проявили заинтересованность в создании Зоны свободной торговли.

Либерализация же внешней торговли стран–членов Таможенного союза с внешнеторговыми партнерами, полностью отвечает интересам нашего объединения как в сфере взаимной торговли, так и в части укрепления его авторитета на международной арене.

Дадаць каментар

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Партызанскія рукапісы — бясцэнныя сведчанні ваеннага часу

Партызанскія рукапісы — бясцэнныя сведчанні ваеннага часу

Партызанскія часопісы — насамрэч унікальныя інфармацыйныя зборнікі, значэнне і важнасць якіх разумелі ў тым ліку іх стваральнікі і чытачы.

Грамадства

Беларускія навукоўцы прадставілі больш за 300 распрацовак і тэхналогій

Беларускія навукоўцы прадставілі больш за 300 распрацовак і тэхналогій

На юбілейнай выстаўцы Нацыянальнай акадэміі навук.

Эканоміка

Ніна Жалязнова: Мы, беларусы, па сваёй ментальнасці — людзі зямлі

Ніна Жалязнова: Мы, беларусы, па сваёй ментальнасці — людзі зямлі

«Звязда» ўжо неаднойчы пісала пра гэту незвычайную жанчыну.

Калейдаскоп

Вясёлыя гісторыі нашых чытачоў

Вясёлыя гісторыі нашых чытачоў

Пра ўрокі іншай мовы і шчасце, калі ў доме гаспадар.