Вы тут

Объединяющая сила образования и науки


В 2014 году главой государства в Беларуси были анонсированы решительные шаги по реформированию научной сферы. Они будут направлены на интеграцию ее с промышленным производством и образованием. И это — общий тренд для всех стран Таможенного союза. О том, как ведущее научно-образовательное учреждение страны реализует данную установку и сотрудничает с партнерами по евразийской интеграции, мы решили поговорить с ректором Белорусского государственного университета Сергеем Абламейко.

26-4

26-4

 

26-4

 

—Уважаемый Сергей Владимирович, в последние месяцы евразийская интеграция стала важнейшим процессом, определяющим ход событий на всем постсоветском пространстве. Однако все знают и обсуждают, прежде всего, экономическую интеграцию в рамках Таможенного союза. Можно ли сказать, что Белорусский государственный университет тоже участвует в евразийской интеграции, в образовательной и научной сферах?

— Конечно, международная деятельность является важной составляющей стратегии развития нашего университета, ориентированной на интеграцию в мировое научно-образовательное пространство. Наиболее активно ведется межвузовское сотрудничество в различных формах в рамках государств — участников Таможенного союза. В настоящее время БГУ имеет около 100 соглашений о сотрудничестве с образовательными и научными учреждениями Российской Федерации и около 20 — Казахстана. В рамках договоров выполняются совместные научные исследования, осуществляются академические обмены, издаются монографии, учебные пособия, сборники научных трудов, проводятся конференции, школы, семинары. Сотрудники БГУ участвуют в работе учебно-методических объединений, экспертных и диссертационных советов вузов‑партнеров. Наш университет успешно сотрудничает с вузами государств — участников СНГ в рамках проекта «Сетевой университет СНГ», осуществляемого с 2008 г. по инициативе Российского университета дружбы народов. Для реализации проекта создан консорциум, в который вошли ведущие университеты из 9 государств — участников СНГ: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдовы, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины.

С 2010 г. 24 магистранта БГУ прошли обучение в Сетевом университете СНГ, в 2013/2014 уч. г. мы приняли на стажировку 40 магистрантов из Казахстана. Российские научные учреждения «АТОМПРОФ», «Атомэнерго», Объединенный институт ядерных исследований (Дубна) и другие оказывают университету большую помощь в организации подготовки специалистов для новой в нашей стране отрасли — ядерной энергетики.

—А насколько интенсивно развивается сотрудничество Белорусского государственного университета с партнерами в Казахстане и России в научной сфере? Какие наиболее важные научно-исследовательские проекты были реализованы в последнее время? Есть ли планы расширения этой работы?

— Основными международными партнерами БГУ традиционно являются вузы и научные организации России и Казахстана. В 2013 г. научно-техническое сотрудничество университета велось по 82 договорам и соглашениям с российскими и казахстанскими партнерами.

В 2013 г. была осуществлена 51 внешнеторговая сделка с учреждениями и фирмами названных стран. Среди наиболее крупных контрактов следует отметить поставку партии импульсных источников питания, разработанных в лаборатории радиоголографии НИИ прикладных физических проблем БГУ для ООО «КОСМОСАВИАСПЕЦСТРОЙ» (г. Москва).

Среди наиболее важных проектов научного сотрудничества с учеными России следует отметить опыт давнего и плодотворного взаимодействия работников НИИ физических проблем БГУ им. А. Н. Севченко и ОАО РКК «Энергия» (г. Королев Московской обл.) в области космических исследований. Разработанные в БГУ фотоспектральная система с июня 2010 года и научная аппаратура ФОТОН-ГАММА с 2011 года работают на российском сегменте Международной космической станции и в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Все российские космические экипажи проводят эксперименты с помощью наших оптических систем. Ученые БГУ совместно с российскими коллегами проводят обработку полученной с МКС информации.

В настоящее время выполняется программа Союзного государства «Мониторинг-СГ», которая рассчитана на 2013–2017 гг. и предполагает разработку космических и наземных средств обеспечения потребителей Российской Федерации и Республики Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли. В рамках данной программы реализуются 8 совместных проектов, программы Союзного государства «Совершенствование системы защиты общих информационных ресурсов Беларуси и России на основе высоких технологий на 2011–2015 гг. » — 3 проекта.

В рамках программы Союзного государства ученые НИИ физико-химических проблем БГУ по контрактам с ОАО «Центральная компания Межгосударственной промышленно-финансовой группы «Формаш», г. Москва, выполняют совместные работы в области создания новых композиционных материалов — производство самозатухающего целлюлозного волокна и твердого топлива из отходов гидролизного лигнина и нефтепродуктов.

Для активизации сотрудничества с Казахстаном в октябре 2011 г. был создан научно-образовательный консорциум между высшими учебными заведениями и НИИ Беларуси и Казахстана. Рабочая комиссия по координации деятельности консорциума приняла решение о финансовой поддержке четырех научно-технических проектов, выполняемых совместно учеными БГУ и Казахстана.

—Недавно в Беларуси главой государства были поставлены конкретные задачи по интеграции науки и промышленности, превращению науки в реальный двигатель инновационного развития, что также невозможно без интеграции ее с образованием. В России в значительной мере для этих целей был создан образовательно-научно-инновационный кластер «Сколково». Есть ли у нашей страны подобный опыт? Планируются ли к реализации подобные проекты в Беларуси? Есть ли у БГУ планы в связи с созданием Белорусско-китайского индустриального парка?

— Кстати, Белорусский государственный университет поддерживает тесные контакты с инновационным центром «Сколково». Еще при его организации в 2011 году университет предложил 11 проектов для совместных научных исследований.

Есть такой опыт в работе и с другими странами. Так, с целью развития образовательных, научных и культурных связей между БГУ, другими учреждениями высшего образования Республики Беларусь и научными и образовательными организациями и предприятиями Социалистической Республики Вьетнам 1 августа 2012 года в БГУ открыт Белорусско-вьетнамский инновационно-образовательный центр. В июле 2013 г. на базе центра создан Белорусско-вьетнамский инновационно-образовательный и научно-технологический центр.

Наш университет имеет богатый опыт работы и с китайскими партнерами. На базе БГУ и Управления науки и техники Народного правительства г. Харбина в 2010 г. был образован Белорусско-китайский инновационный центр. Главная цель данного центра — содействие структурным подразделениям БГУ в расширении творческих связей с научными учреждениями и предприятиями КНР и координации выполнения совместных научно-технических проектов. За 2011–2013 гг. в БГУ выполнены контракты на разработку научно-технической продукции с китайскими партнерами на общую сумму 330 тыс. долларов США.

В связи с созданием Белорусско-китайского индустриального парка мы планируем активизировать нашу совместную деятельность. Имеется взаимная заинтересованность и достигнута договоренность, что при поддержке правительства Харбина в индустриальном парке будет открыто представительство Белорусско-китайского инновационного центра. В целях привлечения китайских научных и промышленных организаций к участию в деятельности индустриального парка, в июле 2014 г. в рамках Харбинской выставки научно-технических достижений будет подготовлена совместная презентация Белорусско-китайского инновационного центра и проведена научная конференция по тематике в рамках проектов, выполняемых учеными БГУ и китайскими партнерами.

— Авторами рейтинга вузов стран СНГ Белорусский государственный университет был признан лучшим белорусским вузом. Чуть ранее высказывались предложения о создании рейтинга вузов в рамках ЕврАзЭС. Поясните, пожалуйста: в чем смысл этих рейтингов? Что они реально показывают? Как можно интерпретировать результат БГУ на фоне других стран СНГ?

— Методика составления упомянутого вами рейтинга аналогична используемой при проведении мировых рейтингов британским агентством QS, в котором исследуется репутация вуза, анализируется цитируемость публикаций его сотрудников, оценивается качество подготовки специалистов на основе опросов работодателей, учитывается число иностранных студентов и преподавателей. Среди представленных вузов (всего 301) в рейтинге, подготовленным агентством «Интерфакс», — 16 белорусских. В первую десятку вошли 6 российских вузов, 1 — белорусский, 1 — украинский, 1 — литовский, 1 — эстонский. На первой позиции находится Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, на второй — Белорусский государственный университет.

В рейтинге, проведенном другим российским агентством «Эксперт РА», вузам СНГ были присвоены рейтинговые классы по пяти группам: «А», «В», «С», «D», «Е». В основе присвоенного класса лежат три фактора: условия для получения качественного образования в вузе, востребованность выпускников со стороны работодателей с оценкой качества их подготовки, уровень научно-исследовательской активности вуза. Для этого использовались статистические данные о вузе, результаты опросов преподавателей, студентов, выпускников и работодателей. Из 153 вузов, отобранных для участия в рейтинге, класс «А» присвоен только МГУ им. М. В. Ломоносова, класс «В» — 18 вузам, в числе которых и наш университет. По определению организаторов рейтинга, к классу «В» отнесены вузы с очень высоким уровнем подготовки специалистов.

— Работа по оценке вузов в рамках СНГ, ЕврАзЭС — это обособление евразийского образовательно-научного пространства от остального мира или наоборот, способ интеграции с ним? На каких принципах, по вашему мнению, должны выстраиваться отношения евразийских вузов и научных центров с «внешним миром»?

— Введение региональных рейтингов вузов СНГ не ставит собой цель обособления от мирового образовательного пространства. Целесообразность их проведения справедливо объясняется тем, что большинство имеющихся мировых рейтингов ранжирует весьма ограниченное количество вузов, особенно тех, которые функционируют на пространстве СНГ. Очевидным является и то, что оценку репутации вуза и востребованности его выпускников со стороны работодателей необходимо проводить, в основном, на страновом уровне, что сложно реализовать в глобальных рейтингах. При этом важно, чтобы итоги участия вузов в различных рейтингах коррелировали между собой, иначе теряется смысл их проведения. Сейчас создается мировой рейтинг, в котором будут ранжироваться вузы по отдельным параметрам: репутация научных исследований, качество обучения и преподавания, интернационализация, партнерство с бизнесом, вклад в региональное развитие. При этом планируется не определять интегральную позицию, поскольку перевод различных индикаторов, особенно итогов опросов, в баллы и их суммирование является проблемным вопросом во всех рейтингах. Проведенные нами исследования показали также целесообразность ранжирования вузов по профилям их деятельности: классические университеты, технические, педагогические, экономические, медицинские, аграрные вузы, вузы культуры и искусств и т. д. Этот вывод основан на том, что применяемые индикаторы без учета профиля вуза заранее лишают возможности некоторым из них занять лидирующие позиции в мире. Рейтинги по профилям, на наш взгляд, усилят их значимость и заинтересованность в участии в них гораздо большего числа вузов.

Что касается взаимодействия евразийских университетов с внешним научно-образовательным пространством, то в эпоху значительного роста студенческой мобильности, сближения содержания образовательных программ взаимовыгодное межвузовское сотрудничество будет, безусловно, расширяться. Интеграция на международном уровне интеллектуального потенциала и материально-технической базы научных исследований позволяет вузам выполнять совместные дорогостоящие проекты с минимизацией их стоимости и сроков выполнения. В связи с этим траекторию и регионы для международного сотрудничества вузы определяют самостоятельно, исходя из выбранной ими стратегии и политики развития.

Подготовила Дарья Лобажевич.

Выбар рэдакцыі

Эканоміка

Тонкае мастацтва дабрабыту. Складаем сямейны бюджэт разам са спецыялістам Нацбанка

Тонкае мастацтва дабрабыту. Складаем сямейны бюджэт разам са спецыялістам Нацбанка

2020 год паставіў усіх нас перад неабходнасцю дакладна планаваць свае выдаткі.

Калейдаскоп

Вясёлыя гісторыі чытачоў

Вясёлыя гісторыі чытачоў

Класiкаў трэба ведаць…, Быў бы араты, будзе й прыганяты, Па малiну…

Эканоміка

«Мы выказалi прапановы, i нас пачулi». Як дзяржаўныя прэферэнцыi дапамагаюць падтрымаць суб'ектаў гаспадарання

«Мы выказалi прапановы, i нас пачулi». Як дзяржаўныя прэферэнцыi дапамагаюць падтрымаць суб'ектаў гаспадарання

У бiзнес-колах Гродзеншчыны лiчаць, што меры па падтрымцы эканомiкi з'явiлiся своечасова.