Вы тут

Своя роль в мире


Встреча глав государств — участников Таможенного союза  в Астане и подписание Договора о Евразийском экономическом союзе — это значительный шаг на пути евразийской интеграции.

Понятно, что компромиссы, которые на первых порах при сближении достаточно разных экономических моделей неизбежны, способны формировать новые политические условия для взаимоотношений государств — участников образования. Свои принципиальные интересы в интеграционном объединении есть у каждой страны. Для Беларуси они обусловлены структурой экономики и недостаточной обеспеченностью ресурсами.

Один из ключевых вопросов существования и развития интеграционного проекта — это обеспечение равных условий на рынке ЕАЭС для хозяйствующих субъектов государств-членов. Затем — развитие кооперационных связей в промышленном производстве на взаимовыгодной основе. Как движение вперед Минск рассматривает необходимость формирования условий для освоения высокотехнологичных производств,  повышения их локализации,  снижение стоимости сырья и материалов.

ЕАЭС не может быть привлекательным итерационным объединением, если в нем не будет обеспечено формирование общего рынка транспортных услуг, хотя бы и поэтапно.

Минск настаивает на проведении скоординированной энергетической политики, осуществлении поэтапного формирования общих энергетических рынков. Для Беларуси, с ее открытой экономикой и недостаточными сырьевыми ресурсами, этот вопрос выглядит как наиболее принципиальный. К слову, эта позиция находит понимание и у сторонних экспертов: они сходятся во мнении, что Беларусь в этой своей принципиальности права и последовательна. Тем более, что минимум изъятий — это максимальное следование букве и духу евразийской интеграционной политики.

Минск участвует в интеграционном проекте на основе незыблемых принципов равноправия и учета интересов всех договаривающихся сторон. Договариваться всегда непросто, поэтому по пути интеграции мы продвигаемся настолько быстро, насколько нам позволяют это делать наши экономики. Но дорогу осилит идущий: по некоторым чувствительным позициям уже приняты соответствующие решения. Ну а по наиболее острым вопросам сформированы переходные периоды, часть вопросов решено регулировать в двустороннем формате.

Такой формат вообще характерен для интеграционной кооперации. Общий рынок и «четыре свободы» создают новые возможности для кооперации и межгосударственного разделения труда. Например, Минск и Москва реализуют взаимовыгодные долгосрочные проекты в различных сферах.

Самый яркий и крупный — строительство Белорусской АЭС. Согласно планам, первый блок АЭС должен быть введен в 2018 году, второй — не позднее 2019 года. Основной партнёр Республики Беларусь в проекте по строительству АЭС — российская компания «Атомстройэкспорт». Крупные металлургические заказы размещены на российских предприятиях и в Украине.

На прошедшем Петербургском экономическом форуме подписан меморандум между белорусским «Нафтаном» и Сбербанком России об инвестировании
2 млрд евро в строительство нового комплекса по производству терефталевой кислоты.

Предприятие будет работать  прежде всего для рынка Таможенного союза. Терефталевая кислота является одним из важнейших химических продуктов для производства полиэфирных волокон, полиоксадиазолов, полибензимидазолов, алкидных смол. Терефталевая кислота обладает большой прочностью, относительно высокой термостойкостью. Ее высокие диэлектрические характеристики позволяют применять полиэфирные материалы для производства шинного корда, транспортерных лент, приводных ремней, парусов, пожарных рукавов, электроизоляционных и других материалов. Из полиэфирных волокон (лавсан, терилен, дакрон) можно получать разнообразные материалы. Его длинный ворс, напоминающий мех, подходит для пошива пальто, курток, ковриков для ванной или мягких игрушек, а грубое прочное волокно пригодно для изготовления клиновых ремней, пожарных рукавов и ковровых покрытий. Так что белорусское сырье даст возможность выпускать различные виды продукции предприятиям ЕАЭС, не прибегая к услугам сторонних поставщиков.

Таможенный союз и Единое экономическое пространство открыты для присоединения других государств, разделяющих цели и принципы Евразийского экономического союза и готовых к их реализации. Так, например, в настоящее время проводится работа по вопросу присоединения Кыргызской Республики, Республики Армения к евразийскому интеграционному проекту.

В этих целях разработан план мероприятий («дорожная карта») по присоединению Кыргызской Республики к Таможенному союзу  Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В декабре 2013 года утверждена «дорожная карта» по присоединению Республики Армения к ТС и ЕЭП Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Формат Таможенного союза и в дальнейшем ЕЭАС предполагает открытость: подключение к проекту евразийской интеграции может осуществляться в различных формах. Здесь принципиальным видится иное — присоединение предполагает принятие на себя всех обязательств, которые сформированы и применяются его участниками в части обеспечения свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Закономерен вопрос, которым задаются некоторые аналитики и в Минске, и в Москве, и в Астане. А насколько «тройке» выгодно вхождение в проект новых участников, насколько либерализация  торговли стран-членов ТС/ЕЭП с внешнеторговыми партнерами отвечает интересам нашего объединения? Ответ, в общем-то, на поверхности: взаимная торговля, особенно продуктами с высокой добавленной стоимостью, способность предложить внешним рынкам конкурентный или уникальный товар — это выгода и авторитет на международной арене. К слову,  новые экономические возможности Таможенного союза и ЕЭП заинтересовали не только страны-соседки. Ряд государств и межгосударственных экономических союзов ближнего и дальнего зарубежья высказали свою заинтересованность в создании зоны свободной торговли со странами «тройки».

Так что партнерам по интеграционному союзу и потенциальным участникам предстоит формировать не только общий рынок ЕАЭС, но и заниматься поиском своего — достойного — места в мировой экономике многополярного мира.

Лариса РАКОВСКАЯ.

Мнение эксперта

Чокан Лаумулин, казахстанский аналитик, публицист, исследователь в Кембриджском университете

Подписание договора о создании ЕАЭС и вступление в силу договора о совместной системе ПВО в ряду множества других шагов создали защитный «зонтик» над Казахстаном, который в свете китайско-российского сближения становится чуть ли не ключевой страной Евразийского союза. Теперь в мире совместными усилиями евразийских государств создан новый центр силы. Однако его ахиллесовой пятой является внутренняя политика, еще не полностью настроенная на решение вопросов развития такого уровня и такой глобальной постановки задач. Следующим логическим шагом будет вопрос обуздания коррупции и создания условий для развития науки, высоких технологий и новых наукоемких производств, призванных сделать Евразийский союз настоящим лидером уже начавшейся третьей индустриальной революции. Время и ситуация работают на нас.

 

Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития РФ

Создание Евразийского экономического союза — это прекрасно. Но как использовать формирование единого рынка на благо наших экономик — это вопрос все еще открытый.

Один из важнейших аспектов здесь — как, за счет чего увеличить товарооборот между членами Таможенного союза? На мой взгляд, это нужно сделать за счет увеличения в сотни раз объемов производства в наших странах, за счет реиндустриализации, включающей как новые прорывные производства, так и импортозамещение. Иначе, если мы будем просто реимпортировать чужую продукцию, товарооборот увеличивать бессмысленно и даже вредно.

В основе этой неоиндустриальной революции, которую нужно произвести, должны стоять главные сквозные евразийские корпорации. И прежде всего, в сфере машиностроения.

 

Владимир Гутенев, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по промышленности

Подписание договора ЕАЭС — долгожданное и грандиозное событие в истории не только России, Казахстана и Беларуси, а также многих стран, которые входят в ближайшее российское окружение. Закрепление формата такой тесной интеграции, учитывая современные геополитические условия с двойными стандартами евроатлантистов, является важным не только для развития экономики, но и для независимости всех наших стран.

Можно иметь собственную автомобильную промышленность и рынок  объемом 80 миллионов человек, можно иметь собственную легкую промышленность и рынок в 30 миллионов, но для мощного судостроения и космического комплекса емкость рынка должна быть не менее 250-300 миллионов. Только так можно претендовать на внешнюю экспансию.

 

Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции, Беларусь

В 2015 году у нас президентские выборы, и ясно, что они легкими не будут. Они будут проходить в тени украинских событий, и можно ожидать чего угодно. Раз экспортные пошлины от нефтепродуктов остаются в белорусском бюджете и поддержат золотовалютные резервы, это означает почти на 100%, что Беларусь пройдет этот трудный предвыборный период без катаклизмов в экономике.

Да, конечно, есть проблема больших проектов и участия Беларуси в них. Здесь возможна дискриминация. Прежде всего, речь идет о том, что в больших проектах распределение долей акционеров идет в зависимости от вклада акционеров. И может получиться так, что Беларусь собственность вложит, а реального эффекта иметь не будет. Но этот момент теоретически преодолим, и в целом я считаю, что для Беларуси в этом договоре больше плюсов, чем минусов.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».