Вы тут

Восточные приоритеты


Одним из са­мых за­мет­ных событий сен­тяб­ря для Евразии стал саммит Шан­хай­ской организации сотрудничества, ко­то­рый 12—13 сен­тяб­ря 2014 го­да прошел в Ду­шан­бе. Бес­пре­це­дент­но широкий сос­тав участников, высокий уро­вень представительства. Встречи в двусторонних и многосторонних фор­ма­тах были по­лны громких заявлений и дали не­ма­ло оснований для дискуссий в экс­перт­ном сообществе. И хо­тя все сог­лас­ны, что ШОС в по­след­нее вре­мя приобрела боль­ше динамичности, ка­чест­во происходящих изменений аналитики оценивают по-раз­но­му.

Ма­рат Шибутов, казахстанский политолог, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Республике Ка­зах­стан

30-4

Ключевыми итогами саммита ШОС в Ду­шан­бе ста­ло сближение ШОС и ООН. Как на­пря­мую, так и че­рез дочерние ее организации (ЭС­КА­ТО ООН, УНП ООН). Од­ной из клю­че­вых це­лей ШОС во взаимодействии с ООН мо­жет быть получение ман­да­тов на миротворческие операции — толь­ко ООН да­ет на это легитимный для все­го мира ман­дат.

Чле­ны ШОС договорились го­ло­со­вать в ООН по ак­ту­аль­ным для них те­мам вмес­те — без всяких «не сог­ла­сен», «воз­дер­жал­ся» и «ой, во вре­мя голосования вы­шел из за­ла».

Стра­ны ШОС обозначили свою под­держ­ку мирного урегулирования в Сирии, пе­ре­го­во­ров по иранской проб­ле­ме, поддержали Минский про­то­кол по ситуации в Украине.

ШОС в ООН бу­дет продвигать до­ку­мент «Правила поведения в области обеспечения меж­ду­на­род­ной информационной безопасности». Учитывая, что стра­ны ШОС и яв­ля­ют­ся объектами пост­оян­ных информационных атак со сто­ро­ны СМИ стран Ев­ро­со­ю­за и США, им этот до­ку­мент жизненно ну­жен.

Регламентирован по­ря­док вступления в ШОС и уточ­не­ны обя­за­тель­ства но­вых чле­нов. В общем, участники го­то­вят­ся к то­му, что список пополнится новыми членами — воз­мож­но, Ираном, Пакистаном, Индией.

Чле­ны ШОС бу­дут развивать меж­ду­на­род­ные автомобильные перевозки меж­ду своими странами. В пер­вую оче­редь, ко­неч­но, это вы­год­но Китаю, ко­то­рый продвигает свой про­ект «Великого Шел­ко­во­го пути» и практически закончил казахстанский учас­ток автодороги За­пад­ная Ев­ро­па — За­пад­ный Китай.

Ну и са­мое важ­ное — активизирована ра­бо­та по созданию Фон­да развития и Бан­ка развития ШОС. Всем нуж­ны китайские деньги, и России сей­час в особенности.

В це­лом, это заседание яв­ля­ет­ся са­мым важ­ным за последние не­сколь­ко лет по следующим причинам.

Во-пер­вых, рез­ко изменившаяся меж­ду­на­род­ная об­ста­нов­ка привела к то­му, что Россия, ко­то­рая до­лго игнорировала развитие ШОС и осо­бен­но ее Бан­ка развития, те­перь вы­нуж­де­на просить Китай ускорить его создание и в це­лом развивать ШОС. Та­кая рез­кая сме­на позиции, ко­неч­но, не по­вы­ша­ет вес России на этих пе­ре­го­во­рах. Под это заседание был сме­нен и национальный координатор России в ШОС — им стал директор де­пар­та­мен­та азиатского и тихоокеанского сотрудничества МИД Бахтиер Хакимов (повышение ста­ту­са нацкоординатора).

Во-вто­рых, если рань­ше Китай и сам осо­бо не понимал, за­чем ему ШОС, и дер­жал организацию «в ре­зер­ве», то сей­час в рам­ках продвигаемого про­ек­та «Великого Шел­ко­во­го пути» ШОС становится край­не нуж­ной для них организацией с прикладным значением. Речь идет о формировании по­яса ло­яль­ных к Китаю стран, учитывая воз­мож­ные будущие конфликты в Азии.

В-третьих, движение ШОС идет в рам­ках регионализации и развития мно­го­по­ляр­но­го мира. Каж­дая стра­на в регионе обзаводится шлей­фом союзников, и, ра­зу­ме­ет­ся, готовится к конфронтации с остальными.

Парвиз Мул­ло­джа­нов, пред­се­да­тель Правления Отделения меж­ду­на­род­ной организации Института «Отк­ры­тое общество» — Фонд содействия в Таджикистане

30-7

Саммит по­ка­зал, что в организации и вок­руг нее, а так­же в отношениях меж­ду ее членами скопилось не­ма­ло проб­лем, требующих свое­го ско­рей­ше­го разрешения. Мож­но ска­зать, что в це­лом пост­со­вет­ское прост­ран­ство приблизилось се­год­ня к не­ко­е­му по­во­рот­но­му мо­мен­ту в сво­ем развитии.

Мож­но сде­лать вы­вод, что дан­ный саммит во мно­гом про­шел под эгидой России, ко­то­рая, су­дя по все­му, фактически предложила и раз­ра­бо­та­ла по­вест­ку дня. Инициатива проведения многих двухсторонних встреч так­же в це­лом принадлежала российской сто­ро­не. Фактически проведение саммита в этом го­ду, в этот не­прос­той период растущей конфронтации меж­ду За­па­дом и Российской Федерацией, так­же бы­ло в интересах Моск­вы. Это бы­ло видно так­же и по то­му, как формировались воп­ро­сы для обсуждения и прог­рам­ма всех заседаний саммита. Ос­нов­ная часть выступлений и официальных заявлений так­же бы­ла посвящена воп­ро­сам и проб­ле­мам, ко­то­рые, преж­де все­го, наиболее ак­ту­аль­ны для российского ру­ко­вод­ства. В связи с этим мож­но сде­лать вы­вод, что саммит во мно­гом про­шел под влиянием событий в Украине. Те­ма Украины и геополитического противостояния на евразийском прост­ран­стве в той или иной ме­ре проходила крас­ной нитью че­рез весь саммит.

Дру­гое, что бы­ло примечательного на саммите, — так это возрастающие и все бо­лее яв­ные признаки геополитического соперничества в рам­ках ШОС меж­ду Россией и Китаем.

Дан­ное соперничество в ла­тент­ной фор­ме существовало всег­да. Впер­вые, оно до­воль­но сильно по­чув­ство­ва­лось на прош­лом саммите организации, а так­же в ря­де встреч, ко­то­рые проходили по­сле на­ча­ла событий на Украине. Таким об­ра­зом, соперничество, изначально не­глас­но существовавшее до это­го в рам­ках ШОС, в последние по­лго­да рез­ко обострилось.

Су­дя по все­му, Китай воспринимает конфликт меж­ду РФ и За­па­дом как неожиданный дар су­дьбы, воз­мож­ность извлечь для се­бя существенную геополитическую вы­го­ду — в частности, рез­ко увеличив свое влияние на пост­со­вет­ском прост­ран­стве, в регионе Сред­ней Азии. То, как активно преж­де край­не ост­рож­ное китайское ру­ко­вод­ство принялось увеличивать свое присутствие в регионе, удивляет многих иностранных и мест­ных обоз­ре­ва­те­лей.

При этом сами ме­то­ды китайской внеш­ней политики в регионе не изменились. Как и преж­де, Китай ста­ра­ет­ся увеличить свое экономическое присутствие, ко­то­рое ра­но или по­здно (при таких тем­пах) примет фор­му геополитического доминирования. В ка­чест­ве примера мож­но на­звать идею создания в рам­ках ШОС инвестиционного фон­да. Пос­коль­ку Китай собирается стать ос­нов­ным до­но­ром и спон­со­ром это­го фон­да, то именно эта стра­на и бу­дет диктовать в нем свои условия.

От­сю­да сле­ду­ет, что пос­коль­ку в рам­ках ШОС многие экономические про­ек­ты (если не большинство) бу­дут че­рез не­ко­то­рое вре­мя проходить под эгидой и при финансовой под­держ­ке Китая, то Россия как бы отс­ту­па­ет на вто­рой план.

Ричард Вайц, директор Цент­ра во­ен­но-политического анализа Института Гу­дзо­на (США)

30-6

Саммит Шан­хай­ской организации сотрудничества, прошедший в Ду­шан­бе, стал одним из са­мых важ­ных в истории организации. По­сле нескольких лет стагнации гла­вы го­су­дарств согласились рас­смот­реть воп­рос расширения ря­дов участников — впер­вые с 2001 го­да. Они так­же приняли ряд важ­ных мер, на­це­лен­ных на продвижение регионального развития, а так­же политическую декларацию, в ко­то­рой вы­ра­жа­лась под­держ­ка позициям России и Китая по ря­ду конфликтных воп­ро­сов в их отношениях с США и За­па­дом. Од­на­ко на пути рос­та роли ШОС в Евразии все еще стоит ряд препятствий.

Расширение организации мо­жет фактически ослабить ШОС, де­лая ее ря­ды ме­нее сплоченными. Если Индия и Пакистан оба всту­пят в нее, то они мо­гут привнести в ра­бо­ту организации свои противоречия. Кро­ме то­го, демократическому правительству (та­ко­му, как индийское) бу­дет не­прос­то наладить рабочие отношения с авторитарными режимами, ко­то­рых в ря­дах ШОС большинство. У чле­нов организации так­же различные стратегии взаимодействия с НА­ТО. Кро­ме то­го, ряд из них яв­ля­ют­ся экспортерами, а ряд — импортерами энер­го­ре­сур­сов.

Еще одним ограничением яв­ля­ет­ся то, что ШОС ра­бо­та­ет в край­не насыщенной институциональной сре­де. Хо­тя вы­вод за­пад­ных войск из Афганистана и Цент­раль­ной Азии рез­ко снизило роль НА­ТО как потенциального соперника в сфе­ре безопасности в регионе, Китай од­нов­ре­мен­но придал но­вый импульс ра­бо­те Конференции по взаимодействию и построению доверия в Азии — институту, ко­то­рый играет дополняющую роль, но спо­соб­но­му выступить и альтернативой ШОС в продвижении региональных це­лей Китая. КНР ста­ла пред­се­да­те­лем КВПДА в мае, ког­да Шан­хай стал принимающим го­ро­дом чет­вер­то­го саммита организации. В сво­ем выступлении на саммите Пред­се­да­тель Си Цзиньпинь предложил усилить КВПДА пу­тем создания «консультационного механизма в сфе­ре обо­ро­ны» и «цент­ра реагирования на угро­зы в сфе­ре безопасности».

Од­нов­ре­мен­но Россия наращивает усилия по продвижению ОДКБ и Евразийского со­ю­за, в ко­то­рых Моск­ва играет ведущую роль, а Китай не участ­ву­ет. Путин за­яв­лял, что он хо­чет усилить связи меж­ду этими институтами и ШОС. Если же Пекин в рам­ках ШОС ста­нет препятствием для потенциального российского во­ен­но­го вме­ша­тель­ства в центр Евразии, Моск­ва мо­жет лег­ко переключиться к механизмам ОДКБ для то­го, что­бы прес­ле­до­вать свои цели в регионе.

Таким об­ра­зом, ШОС сде­ла­ла ряд важ­ных ша­гов для то­го, что­бы усилить свое влияние в ближайшие го­ды. Среди них решение о расширении ря­дов чле­нов организации имеет пер­вос­те­пен­ное значение. Но организации еще на­до пре­о­до­леть це­лый ряд препятствий (таких, как внутренние противоречия, сла­бость институциональной струк­ту­ры и конкуренция со сто­ро­ны других организаций в регионе), преж­де чем ШОС смо­жет стать пер­вос­те­пен­ной мно­гос­то­рон­ней организацией в Евразии.

Подготовил Юрий Царик.

 

Выбар рэдакцыі

Спорт

«Нават праз 40 гадоў сямейнага жыцця рамантыка застаецца...»

«Нават праз 40 гадоў сямейнага жыцця рамантыка застаецца...»

Інтэрв'ю з алімпійскім чэмпіёнам па фехтаванні.