Вы тут

Диалоги через кино


Как мож­но уз­нать стра­ну, в ко­то­рой никогда не был? Ка­жет­ся, это не­воз­мож­но. На са­мом де­ле, хо­ро­шо бы там по­бы­вать. Или по­слу­шать тех, кто в ней живет (и понимает ситуацию изнутри с различными нюансами и особенностями отношений), или тех, кто смог там по­бы­вать и по­пы­тал­ся по­нять, сравнить, рас­смот­реть то, че­го нет у других. И по­ка­зать. В Минске в рам­ках кинофестиваля «Ліс­та­пад» был по­ка­зан до­ку­мен­таль­ный фильм «Степь. Диалоги» американского ак­те­ра и режиссера Ар­ман­да Ассан­те.

29-21 29-22

Это рас­сказ о том, чем удивительна стра­на Ка­зах­стан. Степью? Да, но это ведь и так по­ня­тно: есть особенности ланд­шаф­та, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют ха­рак­тер жизни на­ро­да. Сам на­род интересен? О, без­услов­но, в его жизни есть мес­то и исконным традициям (со всем необходимым национальным колоритом, ко­то­рый стоит от­ра­жать в кино), и сов­ре­мен­ным направлениям (ко­то­рые за­мет­ны уже по архитектуре го­ро­дов). Этот на­род чуть бо­лее 20 лет строит свое независимое го­су­дар­ство. Его лидер, президент Нур­сул­тан На­за­рба­ев, снискал уважение не толь­ко на азиатском континенте, но и в мире. Фильм фактически становится аргументацией этих тезисов, ко­то­рые за 27 минут под­креп­ля­ют­ся фактами (они озвучиваются авто­ром и предс­та­ют из кинохроники). Фильм во мно­гом по­ка­за­тель­ный. В пер­вую оче­редь тем, что та­кой мощный инструмент, как кино, мо­жет ра­бо­тать на имидж стра­ны, продвигать и рекламировать ее. И не толь­ко.

Диалог № 1. На язы­ке искусства

Читайте ещё:

 

«Анаит» — возрождение армянской мультипликации

Дмитрий Богославский: «Вопросы задаю в космос»

 

 

То, что искусство (в том числе кино) мо­жет представить свое­об­раз­ный порт­рет на­ро­да, в Ка­зах­ста­не уже пытались продемонстрировать. Стоит вспомнить фильм «Кочевник» (одним из соз­да­те­лей ко­то­ро­го был режиссер Сер­гей Бод­ров‑старший). Этот фильм до­лжен был стать свое­об­раз­ным представлением ко­че­во­го на­ро­да в мире, объяснением его осо­бой куль­ту­ры, ко­то­рая до­лжна бы­ла подчеркиваться эпическим под­хо­дом и масш­таб­ностью съемок с участием уз­на­ва­е­мых голливудских ак­те­ров (ко­то­рые привлекут внимание широкой зрительской аудитории). А еще этот фильм до­лжен был свидетельствовать об осо­бой мудрости это­го на­ро­да — ее отражением ста­ла цитата президента Нур­сул­та­на
На­за­рба­е­ва.

Читайте ещё:

 

Дмитрий Богославский: «Вопросы задаю в космос»

Минск готовится к большому кино

Сотрудничество в формате искусства

Забытые лица великой войны

 

 

Муд­рость бы­ла в том, что став­ка на кино все же оп­рав­да­лась. И речь здесь не о сбо­рах «Кочевника», а о привлечении внимания к состоянию са­мой отрасли, к кинопроцессу в стра­не, ко­то­рый в ре­зуль­та­те активизировался. В Ка­зах­ста­не се­год­ня снимается та­кое кино, ко­то­рое спо­соб­но покорить, впечатлить, удивить, — об этом свидетельствует тот факт, что картины из этой стра­ны с ус­пе­хом участ­ву­ют во многих меж­ду­на­род­ных кинофестивалях (например, в Кан­нском). Ма­ло то­го, у Ка­зах­ста­на есть до­ста­точ­но фильмов на свой фестиваль кино, ко­то­рый стра­на организовывает, например, в Америке, ря­дом с Голливудом. Это фильмы как игровые, так и до­ку­мен­таль­ные, среди ко­то­рых и «Степь. Диалоги» вы­по­лня­ет осо­бую смыс­ло­вую на­груз­ку: он как бы приглашает к диалогу. Фильм так пост­ро­ен: Ка­зах­стан мы видим глазами иностранца. А он потенциально го­тов восхищаться. И пе­ре­дать это восхищение другим. Фильм рассчитан не столь­ко на зрителей в са­мом Ка­зах­ста­не, сколь­ко на за­ру­беж­ную аудиторию.

29-22

Диалог № 2. На язы­ке гос­тей

Вос­ток — де­ло тон­кое. Еще раз убеж­да­ешь­ся в этом вмес­те с авто­ром и режиссером, ко­то­рый окинул взо­ром бескрайние степи, присмотрелся к традиционному укла­ду жизни лю­дей и зацепил (глазами иностранца) детали, свидетельствующие о сов­ре­мен­ном положении дел в стра­не. Да, вспомнил историю. И в ней на­шел то, за что Ка­зах­стан стоит ува­жать (по его мнению), ког­да присутствовал на всемирном фо­ру­ме ду­хов­ной куль­ту­ры (в Аста­не собираются представители мировых и традиционных религий).

— Ме­ня пригласили сде­лать свое­го ро­да рек­ла­му это­му Фо­ру­му, — признался Ар­манд Ассан­те на презентации в Минске. — Но я не за­хо­тел заниматься не­по­сред­ствен­но рек­ла­мой и спросил, мо­гу ли вмес­то это­го сде­лать не­боль­шой до­ку­мен­таль­ный фильм, ко­то­рый бы объяснял, по­че­му, на мой взгляд, Ка­зах­стан находится в пер­вых ря­дах тех, кто защищает мир. Это бы­ла гло­баль­ная конференция, в ко­то­рой принимали участие мыслители, писатели, ду­хов­ные лидеры, творческие люди. Я считаю, что снимать фильм о стра­не че­ло­век мо­жет тог­да, ког­да он в нее влюб­лен. Для то­го, что­бы снять фильм, ко­то­рый идет чуть боль­ше 20 минут, мне понадобилось посещать Ка­зах­стан 10 раз на протяжении 4 лет, изучать его историю. Мое внимание к этой стра­не и к ка­за­хам как к нации бы­ло обус­лов­ле­но миротворческими инициативами, в частности той, что Ка­зах­стан в свое вре­мя возглавил движение против ядер­ной угро­зы. Мы помним, что в со­вет­ское вре­мя в этой стра­не находилось боль­ше ядер­но­го оружия, чем в лю­бой дру­гой части све­та. Ка­зах­стан — та стра­на, ко­то­рая про­ве­ла ог­ром­ную ра­бо­ту для то­го, что­бы избавиться от ядер­но­го ар­се­на­ла на сво­ей территории. Это до­стой­но уважения.

Диалог № 3. Уроки ка­зах­ско­го

В фильме соз­дан исключительно позитивный об­раз стра­ны. Она удивительная: степ­ные ор­лы понимают степ­ных жителей. Степ­ные жители ощущают свою ра­дость жизни, но вмес­те с тем се­год­ня Ка­зах­стан — многонациональная стра­на, где в ог­ром­ном хо­ро­во­де объединяются представители раз­ных на­ро­дов (нам это по­ка­зы­ва­ют). Раз­ные пути и жизненные обс­то­я­тель­ства приводили их в эти земли: кто-то от­бы­вал здесь срок в сталинских ла­ге­рях, выжил и ос­тал­ся. Ко­му-то из ссыль­ных помогали выжить мест­ные жители: они выхаживали лю­дей, ко­то­рых выбрасывали полумертвыми из по­ез­дов пря­мо в степь. Кто-то приезжал сю­да ра­бо­тать в со­вет­ское вре­мя и пустил корни в этой стра­не. Тем не ме­нее, се­год­ня все — жители од­ной стра­ны, ко­то­рая им да­ет уве­рен­ность в за­втраш­нем дне. Об этом рас­ска­зы­ва­ют они сами — герои фильма (например, де­пу­тат се­на­та композитор Ту­ле­ген Му­ха­ме­джа­нов, министр экономического развития и торговли Жа­нар Ай­тжа­но­ва, бизнесмен Мус­са Да­урен). Нам рас­ска­зы­ва­ют о сплоченности жителей стра­ны, к ка­кой бы куль­ту­ре они ни принадлежали по происхождению, о их желании видеть свою стра­ну стабильной. Устами известных в Ка­зах­ста­не лю­дей озвучиваются мысли Нур­сул­та­на На­за­рба­е­ва о том, что чу­жое бо­га­тство никого не сде­ла­ет счастливым.

Автор пы­та­ет­ся для се­бя найти объяснение, по­че­му в стра­не так вы­сок авторитет президента. И для иностранца в са­мом де­ле все очень логично: Нур­сул­тан На­за­р-
ба­ев возглавил республику еще во вре­мя существования Со­вет­ско­го Со­ю­за. И пер­вое, что он сде­лал — поставил пе­ред советским ру­ко­вод­ством воп­рос о за­пре­те испытаний на полигоне в Семипалатинске, ко­то­рые превратились для жителей Ка­зах­ста­на в ядер­ный хо­ло­кост. Автор пред­по­ла­га­ет, что толь­ко сильная личность мог­ла пойти против воли вы­сше­го партийного ру­ко­вод­ства СССР, что­бы «го­лос ка­зах­ско­го на­ро­да был услы­шан». В на­ча­ле 90‑х го­дов из Ка­зах­ста­на были вы­ве­зе­ны ядер­ные за­па­сы, ко­то­рые составляли чет­вер­тую часть всех, существующих в мире. Полигон в Семипалатинске был за­крыт. Жители Ка­зах­ста­на бла­го­дар­ны свое­му руководителю за то, что для них прекратился ужас, свя­зан­ный с ядерными испытаниями. Вы­вод, к ко­то­ро­му приходят создатели фильма: именно На­за­рба­ев обеспечивает ду­хов­ное процветание ка­зах­ско­му на­ро­ду.

Диалог № 4. С белорусским ак­цен­том

Став­ка на звезд, ко­то­рые по­мо­га­ют соз­да­вать имидж стра­ны на меж­ду­на­род­ной аре­не, по­хо­же, Ка­зах­ста­ну приносит дивиденды. Фильм «Степь. Диалоги» был по­ка­зан в ООН и взят этой организацией в об­ра­зо­ва­тель­ные прог­рам­мы Америки и Юж­ной Америки — как пример мирных инициатив стра­ны, ко­то­рая имеет са­мо­быт­ную куль­ту­ру и строит свое независимое го­су­дар­ство.

Сам факт появления та­ко­го фильма по­ка­за­те­лен в масш­та­бах пост­со­вет­ско­го прост­ран­ства, ко­то­рое в кон­це ХХ ве­ка породило мно­го независимых го­су­дарств. Среди них есть и те, кто то­же отличается миротворческими инициативами. Есть го­су­дар­ства, в ко­то­рых сло­во «стабильность» приобрело осо­бую символичность в сочетании с личностным фак­то­ром… Есть стра­ны, заинтересованные в создании имиджа и продвижении в мире. Не слу­чай­но голливудская звез­да Ар­манд Ассан­те и про­дю­сер ка­зах­ско­го происхождения, а ны­не американец Ер­кен Ял­га­шев сказали в Минске о том, что собираются снять под­об­ные фильмы в других стра­нах быв­ше­го Со­вет­ско­го Со­ю­за. Понимают: ра­бо­та есть.

Мария СЕРАФИМОВА.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».