После подписания Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года в Астане и начала процесса присоединения Армении к этому договору вопрос о евразийской интеграции Кыргызстана стал главным на повестке дня ЕАЭС.
О желании вступить в новое интеграционное образование на постсоветском пространстве власти Кыргызской Республики заявляли не раз. В августе 2014 года на встрече с Владимиром Путиным в Сочи об этом говорил Алмазбек Атамбаев. В сентябре — руководитель внешнеполитического ведомства Кыргызстана, а в октябре — парламентарии. Страна работает над реализацией Дорожной карты по присоединению к ЕАЭС, а ее президент рассчитывает подписать соответствующий Договор уже 23 декабря на очередном заседании Высшего евразийского экономического совета.
Следует отметить, что евразийская интеграция Кыргызстана получила беспрецедентную поддержку как со стороны России, так и со стороны своего непосредственного соседа — Казахстана.
После нескольких месяцев переговоров Москва дала согласие на создание Кыргызско-Российского фонда развития объемом в 1 миллиард долларов. Из этой суммы 500 миллионов долларов составит уставный капитал, который полностью сформирует Россия (первые 100 миллионов долларов поступят в республику до 31 декабря этого года, остальные 400 миллионов долларов — частями до 29 мая 2016 года). Кроме этого, российские власти приняли обязательство привлечь в фонд льготный заем без гарантии правительства Кыргызстана на сумму 500 миллионов долларов на условиях Международной ассоциации развития (входит в Группу Всемирного банка).
Почему данный шаг критически важен? Прежде всего потому, что Кыргызстану предстоит структурная реформа экономики. За последние 23 года страна превратилась из индустриально-аграрной в сервисно-аграрную экономику, где основной доход извлекается из торгово-посреднических мероприятий — реэкспорта ввозимой в страну китайской продукции в направлении Узбекистана и Таджикистана. По мере развития двусторонних отношений КНР с этими двумя странами объемы данных операций стали сокращаться. А вхождение Кыргызстана в ЕАЭС и переход на прозрачную методологию таможенной статистики может убить этот бизнес окончательно. Именно поэтому создаваемый фонд будет финансировать форсированное развитие реального сектора экономики страны: необходимо быстро создать качественные рабочие места, способные охватить высвобождающиеся из торговли трудовые ресурсы.
Если этого сделано не будет, политические потрясения на социально-экономической почве окажутся неизбежными.
Еще 200 миллионов долларов будет передано Россией в безвозмездном порядке для финансирования необходимых для выполнения обязательств в рамках ЕАЭС мероприятий. Прежде всего, речь идет об обустройстве таможенной границы. На эти же цели 100 миллионов долларов выделяет Кыргызстану руководство Казахстана, о чем Нурсултан Назарбаев заявил на двусторонней встрече с кыргызстанским коллегой 13 ноября 2014 года. Кроме того, Казахстан пропустит на территорию южного соседа более 400 вагонов с нефтепродуктами из России, задержанных на железнодорожных станциях из-за действующего ограничения на вывоз горюче-смазочных материалов. Не менее важной договоренностью стало продление срока регистрации граждан Кыргызстана, въезжающих в Казахстан, с пяти до 30 дней.
Тем не менее, несмотря на весьма мягкие условия вступления в ЕАЭС, говорить о том, что для Кыргызстана данный процесс пройдет гладко, к сожалению, не приходится. Внутри страны и за рубежом есть немало противников интеграции. Предприниматели, ранее вовлеченные в реэкспорт китайской продукции, не испытывают радости по поводу прекращения их бизнесов. Кроме того, в стране явно недостаточно информации о реальных рисках и возможностях при вступлении в ЕАЭС. Как результат — спекулятивный, необоснованный рост цен, позволяющий торговцам снимать сверхприбыли на негативных ожиданиях и панике.
На этом фоне угрожающие заявления делают и зарубежные эксперты, и дипломаты — например, посол США в Кыргызской Республике Памела Спратлен. Аналитики в Москве считают, что дестабилизация страны в высшей степени вероятна.
Складывающуюся ситуацию специально для «Союз—Евразия» прокомментировал генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток—Запад» (Бишкек) Дмитрий Орлов:
«Угроза дестабилизации существует всегда, в том числе — и в современном Кыргызстане. Для дестабилизации после распада СССР есть предпосылки в любой из стран постсоветского пространства.
С точки зрения источника угрозы сейчас не так страшно некое внешнее вторжение, как отсутствие общенационального согласия внутри самих стран СНГ и возможность ухудшения экономической ситуации. Все эти условия в комплексе неизбежно будут служить для деструктивных сил соблазном сыграть в какие-то свои игры.
Поэтому властям Кыргызстана в срочном порядке надо делать все, чтобы сломать эти самые игры. В нынешней ситуации все зависит от эффективности и управляемости силовых структур самого Кыргызстана, а также от того, сумеют ли стратегические союзники страны вовремя прийти на помощь».
Юрий Царик.
Амаль тысяча дзвесце чалавек збяруцца, каб вырашаць найважнейшыя пытанні развіцця краіны.
Расказаў першы намеснік старшыні Дзяржаўнага камітэта па навуцы і тэхналогіях Рэспублікі Беларусь Дзяніс Каржыцкі.
Як вакцыны выратоўваюць жыцці і чаго можа каштаваць іх ігнараванне?
Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.