Вы тут

Хачкар — символ веры, памяти, патриотизма


Почему в Брестской крепости появится армянский крест-камень

На протяжении своей многовековой истории армянский народ создал сокровища культуры, получившие широкое признание и высокую оценку во всем цивилизованном мире. Они давно вышли за национальные пределы и заняли достойное место в истории мирового искусства. Одним из самобытных явлений средневекового армянского творчества являются так называемые «хачкары» (крест-камни) — памятники, широко распространенные в Армении.

Читайте ещё:

 

Будем дружить музеями

«Это наш общий писатель»

«Мы не можем кого-то выбирать и делить: для нас любой пропавший без вести ценен»

Архипелаг Карлаг

Армен Хачатрян: «Даже самая сильная и богатая страна не может выжить в одиночку»

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ

Экономический союз равноправных

АРМЕНИЯ — ЕАЭС: ОКНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

На переднем крае цивилизации

«Шахматы в школе»

В мире и с миром

Игорь Золотусский: «Свет просвещения — это смирение и любовь»

 

Согласно письменным источникам, еще в дохристианский период в городах языческой Армении устанавливались скульптурные памятники, часть которых, сохранившаяся до раннехристианского периода (ІV–V вв.), послужила основой для дальнейшего оформления четырехгранных столбообразных памятников с изображением креста (в частности, на склонах горы Арагац). После же принятие христианства как государственной религии (ІV в.) армянская церковь стала превращать некоторые языческие святилища в христианские, иногда воздвигая на месте разрушенных капищ монастыри и устанавливая кресты — символы новой веры. В ІV–VІІ вв. деревянные кресты были заменены каменными и послужили основой для формирования нового и самобытного направления армянского искусства.

Появление хачкаров относится к периоду ІX–X вв.: если рельефы на фасадах соборов и памятников ІV–VІІ вв. служили распространению и упрочению христианства, то с конца ІX в. главной их целью становится спасение души. Однако хачкары служили не только своеобразным символом веры, но и создавались и устанавливлись по самым различным поводам: в честь военных побед, для увековечения событий, имеющих важное историческое значение, по завершении строительства храмов, родников, мостов и других сооружений. Так, например, в надписи на хачкаре, установленном в Амберде в 1202 году, братья Захариды упоминают о своих победах над сельджуками.

Хачкары устанавливались также по поводу восстановления церквей, пожертвований монастырям. Служили они и в качестве надгробий. В этом смысле уникальным является известное средневековое кладбище в селе Норатус Гегаркуникской области Армении, территория которого хранит самое большое в мире уцелевшее собрание хачкаров (после разрушенного в Джуге): более 800 хачкаров, датируемых ІХ—ХVІІ вв. и построенная из отшлифованных камней часовня. По легенде, именно они спасли Норатус от нашествия Тамерлана: увидев огромную армию захватчиков, основатель селения принц Гехам приказал нарядить хачкары в воинские одежды. Многочисленная армянская «армия» внесла смятение в ряды противника, что позволило армянским воинам обратить его в бегство и одержать победу.

Гехард, хачкары, высеченные в скале,ХІІІ–ХІV вв.

13-9

Стоит отметить и хачкары, которые составляли отдельные группы — так называемые «Аменапркич» («Всеспаситель»), которым народ приписывал способность исцелять недуги и превращал в святыню. Кстати, на том же норатусском кладбище есть могила, вся усыпанная осколками, которая никак не вяжется с общей ухоженной обстановкой историко-культурного памятника. Как рассказывают старожилы села, здесь покоится три поколения семьи священников Овакимянов: отец, сын и внук, могилы которых обладают целительной силой. Согласно легенде, которую норатусцы передают из уст в уста, глава семьи Тер-Карапет Аветисович Овакимян привез сюда своих соотечественников из Турции, спасая от преследования. Основал здесь общину в 1829 году, а на территории этого кладбища построил церковь и всю свою жизнь преданно служил ей и своей пастве. Со временем его стали почитать как святого, а его могила (равно как и могилы сына и внука) стала местом паломничества. Сюда приходят люди, жаждущие исцеления от различных болезней. В особенности от душевных: есть ведь телесные болезни, которые лечат доктора, а есть те, с которыми справляется «духовная лечебница всея человечества» имени Тер-Карапетяна. Одно плохо, страждущие приносят сюда бутылки с водой: ее разливают на могиле, а бутылки разбивают о камень. Таков обычай. Вот и усеяны все три могилы Овакимянов осколками. Их постоянно чистят, но все без толку. Хотя, как говорят старожилы, достаточно прийти сюда, осенить себя три раза крестным знамением, положить руку на могилу и попросить исцеления. Помогает, причем очень многим…

Норатус, группа хачкаров, ХІІІ–ХІV вв.

13-6

Помимо целительной армяне наделяли свои хачкары силой, способной обуздать и стихийные бедствия. К ним относятся хачкары под названием «Цасум» («Ярость»), которые должны были отвратить или умерить град, засуху, землетрясения и т. д. Существуют еще и хачкары, связанные с различными народными преданиями и поверьями: в память о погибшем герое, несчастных влюбленных, мечтах, которые не сбылись, и др.

Хачкары, получившие свой архитектурно законченный облик, в основном представляют собой каменные плиты довольно больших размеров, высота которых в два раза больше ширины. Лицевая их сторона, обращенная к западу, сплошь орнаментирована, а обратная — гладкая или покрыта надписями. На орнаментированной стороне, в центре композиции, находится крест на ступенчатой или розеткообразной основе, а остальная часть плоскости полностью покрыта сложным и нежным орнаментом. Лицевая поверхность хачкара окаймляется рамкой из различных и неповторяющихся сплетений (квадратных, многоугольных, звездообразных), которая собирает и придает компактность композиции, подчеркивает стилистическое единство памятника.

Верх хачкара обычно увенчан «козырьком», под которым иногда помещаются тематические рельефы (Всевышний на троне, Богородица, Крещение Христа, изображения ангелов и святых). Прелесть и уникальность хачкаров заключается в гармонической пропорциональности орнаментальных мотивов: узор, высеченный на камне, постепенно становится настолько тонким и ажурным, что по своему изяществу и филигранности напоминает кружево. При этом он как бы дематериализирует камень, не создавая впечатление нагроможденности. К числу таких исключительно ценных памятников относятся хачкар Тутеорда в Санаинском монастыре (1184), «Сирун хач» («Красивый крест») в Дсехе, хачкар мастера Момика в Нораванке (1308) и др. Стоит отметить, что узоры на всех хачкарах никогда не повторяются!

Хачкары как неотъемлемая часть армянской скульптуры своей исключительной художественной и национальной окрашенностью являются выражением христианской веры армянского народа, его патриотизма, культуры и высокого художественного вкуса, занимая достойное место в сокровищнице мирового искусства. Не случайно в 2010 году, на 5 сессии Межправительственного комитета государств—участников Конвенции ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия, Армения со своей заявкой «Искусство армянских крест-камней. Символика и мастерство хачкаров» была включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Ехегнадзор, Цахац-кар, церковь Св. Ованнеса, 1041 год.

13-8

Трудно переоценить роль хачкаров в жизни армянского народа: в течение веков он был и остается национальным символом, а искусство его создания передается из поколения в поколение, живет и развивается по сей день, являясь гарантией христианской веры, предметом почитания и концентрированным проявлением культурной самобытности. Помимо всего прочего, хачкары — еще и своеобразный способ выразить свою глубокую благодарность: сегодня во многих странах и городах мира устанавливаются они в память тех или иных событий и людей.

Так, в частности, планируется установить хачкар в память об армянах — героях-защитниках Брестской крепости. Эту информацию озвучил в сентябре прошлого года заместитель Председателя Национального собрания Армении Эдуард Шармазанов после прошедшего в Ереване заседания армяно-белорусской межпарламентской комиссии по сотрудничеству. По его словам, стороны обсудили программу проведения мероприятий, посвященных 70‑летию Великой Победы, в рамках которой армянская сторона предложила установить в Брестской крепости хачкар в память об армянах—защитниках крепости. В свою очередь заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Виктор Гуминский подчеркнул важность празднования 70‑летия Победы в Великой Отечественной войне для белорусского и армянского народа. Порядка 60 тысяч армян воевали за освобождение Беларуси, 15 тысяч из них погибли. При обороне же Брестской крепости пало более двухсот армян, однако не все их имена сегодня числятся в списках ее защитников. Все это, как отмечает Виктор Гуминский, не может быть оставлено без внимания, исходя из чего стороны выработали ряд предложений и решений, направленных на увековечение общей исторической памяти и белорусско-армянских дружественных отношений.

Ирина АБРОЯН.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Як выхаваць даследчыка за школьнай партай?

Як выхаваць даследчыка за школьнай партай?

Чаму ўсе краіны, якія развіваюць інавацыйную эканоміку, робяць сёння стаўку на STЕM? 

Палітыка

Аляксандр Лукашэнка сустрэўся з прадстаўнікамі СМІ Расіі

Аляксандр Лукашэнка сустрэўся з прадстаўнікамі СМІ Расіі

Некалькі рэчаў сёлета адбываюцца ўпершыню.

Грамадства

Ці набудуць у гаспадароў старыя хаты?

Ці набудуць у гаспадароў старыя хаты?

Адэльскі сельскі савет, што ў Гродзенскім раёне, можна назваць брамай у Еўрасаюз.