Вы тут

Безумец = гений


Понять Хаима Сутина помогут его родные Смиловичи

19-6

 Уезжал, чтобы не вернуться. Возвращение было бы равносильно поражению. Как бы тяжко ни приходилось, он понимал: это Париж, только здесь можно стать настоящим художником. Стал. Это признавали его великие друзья Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и другие художники, которые в начале ХХ века покоряли столицу мирового искусства. Это признал весь мир: работы Хаима Сутина на престижных аукционах продаются за миллионы долларов. Его могут называть французским художником, представителем русской эмиграции (так пишут в России), евреем, ставшим творцом универсальным. Но он всегда будет уроженцем белорусских Смиловичей, где учился быть собой.

Прошло сто лет, и из Парижа на родину Сутина приехали исследователи творчества художника, чтобы лучше понять его. «Откуда происходит Сутин — загадка для нас», — признал Марк Рестеллини, директор Парижской Пинакотеки, один из гостей международной конференции «Сутинские чтения». В родном местечке одного из самых загадочных художников-экспрессионистов пытались понять истоки его мироощущения, отраженного в картинах.

Портрет

Он любил рисовать людей, портрет — один из трех его любимых жанров (равно как пейзаж и натюрморт). Но есть портреты особенные: люди на них выглядят причудливо, кажется, что и не они главные здесь, а краски (цвет), что дает ощущение света. Может быть потому, что жанр портрета для Сутина был равносилен свету творчества — с тех пор, когда еврейский мальчик дерзнул изобразить раввина. Отстаивать свой взгляд на творчество десятый из одиннадцати детей Сутиных учился уже в детстве.

— Многие авторы писали, что детство Сутина было жестоким, родителям не нравилось увлечение сына рисованием, за это его избивали дома. К сожалению, я в своей книге «Художники Парижской школы из Беларуси» поддался этому мнению, — признает Владимир Счастный, автор идеи создания музея «Пространство Сутина» в Смиловичах. — Видимо, не все так просто, сейчас открывается иная реальность, в мемуарах Шраги Царфина (соседа Сутиных) говорится, что отношения в этой семье были теплыми. Само местечко, видимо, повлияло на Сутина: рядом дворец Ваньковичей, театр, парк, здесь жили представители разных культур.

Некогда еврейское местечко сейчас живет совсем другой жизнью. Но на еврейском кладбище не так давно нашли могилу отца художника, Соломона Сутина, который умер еще до войны (это исправляет ошибку, что родители погибли в гетто).

— Когда в 2008 году открывался музей, мы искали родственников художника, чтобы получить информацию о его жизни в Смиловичах, — говорит Надежда Усова, заместитель директора Национального художественного музея Беларуси. — Мы нашли его племянницу, которая живет в Минске и помнит Сару Сутину, мать Хаима. Нина Александровна Ферапонтова разоблачила миф о том, что родители не поддерживали его рисование. В доме ее бабушки висели детские работы Сутина, которыми та хвасталась перед односельчанами. В Смиловичах было около 10 детских работ Сутина. Они не дошли до нас...

Хаим из этого дома уехал в 1907-м в Минск, в школу Крегера, затем в 16 лет поступает учиться в Вильню, в рисовальную школу Ивана Трутнева. Тем она и прославилась, что некоторые из ее учеников стали художниками с мировым именем. Но уже в Париже.

Натюрморт

Это был город мечты. Но бедному художнику без знания языка приходилось выполнять любую работу, чтобы выжить. Готов был быть даже натурщиком для других, но чтобы была возможность рисовать самому. В коммуне для художников «Улей» было много таких же, в том числе его земляков: Михаил Кикоин, Пинхус Кремень, Марк Шагал. Осип Цадкин знакомит его с Амедео Модильяни, который лучше других понял, что за особый мир живет внутри застенчивого, неприкаянного Хаима. Мир, в котором одежду заменяло собственное тело, когда он брал в руки краски и кисть (есть в этом какая-то первозданность творца), мир, в котором мечты о еде отступали перед страстью сначала изобразить ее в натюрморте. В его мире через страдание и боль приходило понимание прекрасного, где рвались на части души и туши... Тела убитых животных на его картинах кричат о бесконечном страдании: в одной работе меньше красного, в другой больше, но цвет проникает в мозг.

19-7

Однажды к художнику нагрянула санитарно-гигиеническая служба (соседи стали жаловаться на ужасный запах), медики увидели странную «натуру», все поняли, обкололи тушу формалином и посоветовали, что делать, чтобы избегать жалоб. И он продолжал рисовать. Эту бесконечную боль, которая будто бы прорывалась из другого мира в праздничный Париж. Или его красные гладиолусы — еще один сюжет натюрмортов. Однажды — невероятно живой и тоже кричащий. Уже были фашисты в городе, а Коко Шанель придумала праздник с походами в гости по очереди. Сутин предложил гостям единственное угощение — букет красных гладиолусов на столе.

Марк Рестеллини, директор Парижской Пинакотеки:

— Выставка, которую я организовал в Париже, называлась «Безумец из Смиловичей» чтобы сделать акцент на его славянских корнях. Нужно было пояснить, что он не сумасшедший в прямом смысле этого слова, скорее это следует понимать как у Достоевского. Но у нас нет полного представления об этом человеке, остается расспрашивать тех людей, которые его знали. Когда я встретился с Полет Журден, ей было 82 года, но эта женщина будто сошла с портрета Сутина. Портрет он сделал, когда ей было 25 лет. Он глубоко чувствовал душу, а это самое главное в человеке, которого он изображал. Это один из самых загадочных художников, мы даже не уверены в дате его рождения. Да, он вырос в еврейской коммуне, но в искусстве Сутина нет желания показать, что он принадлежит к иудаизму. Все, что мы видим в его творчестве — это отсылки к европейскому искусству. Сутин говорил, что большие пейзажи вдохновлены Коро. Разделанная туша быка, как и натюрморты с дичью, — это отсылки к Рембранту. Поэтому надо говорить об особой психологии художника Сутина. Он был практически на грани суицида, когда делал эти картины. Но через несколько месяцев американский коллекционер Барнс заметил его и помог одному из самых великих художников в ХХ веке. Это художник, у которого есть универсальная идея.

19-8

Еще при жизни его называл гением Модильяни. Пикассо уважал и не побоялся проводить в последний путь еврея в оккупированном Париже в 1943-м. Вынужденный скрываться (согласно распоряжению из Берлина французские власти должны были найти художника Хаима Сутина и конфисковать его работы), он не смог получить необходимой помощи, когда открылась язва желудка (голодные годы сделали свое дело). Нашелся врач, который тайком прооперировал художника. Но Сутин умер в страшных муках от перитонита.

Пейзаж

Остался мир: дома, дороги, небо, деревья. Все, как на его пейзажах. Есть ранние, написанные, когда он жил в Сере. Не любил их, старался изъять и уничтожить, просил об этом своих покровителей — супругов Кастен. Совсем другое дело — пейзажи, созданные уже зрелым мастером, для которого важен баланс разных энергий — собственной и природной. Но он был невероятно трудоспособен и не все из раннего смог уничтожить: сейчас можно понять, как он воспринимал себя в этом изломанном мире, где бушуют ураганы страстей. Пейзажи Сутина всегда живые, в любой период его творчества, и даже когда они кажутся напряженными, в них есть внутренняя теплота и глубина. Может быть, потому, что среди пейзажей рядом с речкой Волмой он провел самые беззаботные годы своей жизни? Жили ли Смиловичи в его сознании? Сегодня о его связи с родиной свидетельствуют письма матери и сестре.

Маите Валлес-Блед, организатор первой крупной ретроспективной выставки Сутина во Франции в 1989 году:

— Сутин — художник, с произведениями которого работать сложнее всего: трудно объединить картины разных периодов, коллекций. Прошло уже более 100 лет с момента приезда Сутина в Париж, но у нас до сих пор нет полного перечня его произведений. Причина в том, что эти произведения хранятся в частных коллекциях, хотя обычно коллекционеры следят за выставками и готовы сотрудничать. Однако в тех, кто коллекционирует именно этого художника, говорит не столько восхищение его произведениями, сколько факт обладания Сутиным. Люди, которые владеют его работами, ведут себя, как секретные объединения, и не хотят делиться своими секретами. Первые поколения коллекционеров собрали большое количество полотен Сутина: насчитывается примерно четыре коллекции. Люди, которые знали Сутина, были достаточно милыми, приятными. Но есть определенные предубеждения в его адрес. Есть люди, которые себе приписывают в эмоциональном плане Сутина, потому что это художник, который может провоцировать такие сильные чувства.

Он не оставил прямых наследников (единственную дочь не признал). Его наследниками стали представители семьи (клан Сутиных довольно большой, у него 20 племянников). У американской родни художника есть часть нигде не публиковавшихся до сих пор семейных фотографий — их при эмиграции забрала его старшая сестра Мэтка. Загадки Сутина остаются; возможно, и открытия еще будут.

P.S. Картины из коллекции «Белгазпромбанка».

Лариса ТИМОШИК.

Выбар рэдакцыі

Рэгіёны

Сок з дастаўкай і з ледзяшамі: на Брэстчыне пачаўся сезон нарыхтоўкі бярозавіку

Сок з дастаўкай і з ледзяшамі: на Брэстчыне пачаўся сезон нарыхтоўкі бярозавіку

Як мы бярозавік куплялі на гандлёвай пляцоўцы лясгаса і ў лясніцтве

Культура

Анатоль Ярмоленка: Нас натхняе беларуская паэтычная класіка

Анатоль Ярмоленка: Нас натхняе беларуская паэтычная класіка

Творчая вечарына народнага артыста Беларусі прайшла ў адной з мінскіх гімназій.