Вы тут

Почти как при Малевиче,


или Зачем «Свежая рыба» музею?

В этом году 100 лет как Казимир Малевич написал свой знаменитый «Черный квадрат». Этот «революционер в искусстве» в октябре 1919 года по приглашению Марка Шагала приехал на работу в белорусскую глубинку. Чудом до наших дней сохранилось здание, где в то время размещалось Витебское народное художественное училище. Сейчас там идут реставрационные работы. Дом принадлежит Витебскому центру современного искусства. Интересно, что это учреждение культуры размещается в трех зданиях, находящихся в разных частях города. В одном из них, неподалеку от ратуши, на пешеходной улице, находится «Арт-пространство». Это уникальная творческая площадка. Побывав там, невольно проводишь аналогию со знаменитым парижским «ульем», где творили Шагал, Модильяни, Леже и другие знаменитости.

[caption id="attachment_108494" align="alignnone" width="600"]3-1 Директор Витебского цент­ра сов­ре­мен­но­го искусства Анд­рей Духовников.[/caption]

Художники в «Арт-пространстве», независимо от возраста, членства в творческих союзах и мастерства, могут не только демонстрировать свои произведения, но и творить. Примечательно, что зрителям разрешается наблюдать за тем, как художники готовят к открытию выставку, перформанс... В «Арт-пространстве» также можно посмотреть кино, попасть на аналог советских «квартирников» и многое другое. Там побывал и наш корреспондент.

Не совсем музей...

В домах дореволюционной постройки особая аура, которая чувствуется сразу же на пороге. Дом №7 на улице Толстого именно такой.

— Это здание — памятник архитектуры в стиле классицизма. Предположительно возведено в начале XІX века. Использовалось изначально в качестве жилья. Имя архитектора, к сожалению, утрачено. В 1946 году здание было реконструировано. До того, как его передали нашему учреждению, тут находилась проектная организация. «Арт-пространство» расположено действительно в одном из красивейших мест Витебска. Рядом — самый большой в городе собор. Его возвели в XVІІІ веке и несколько лет назад восстановили. Кстати, возле «Арт-пространства» сохранилась часть старинной подпорной стены храма. Улица графа Л.Н.Толстого (бывшая Подвинская) — часть исторической застройки города. Ее вместе с соседней Крылова (бывшей Соборной) часто фотографировали до революции. Дом, где мы беседуем, можно увидеть и на акварелях польского художника Юзефа Пешки (1767–1831. — Авт.), — рассказывает директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников.

Он известный график, дизайнер, теоретик искусства. Его работы находятся в зарубежных музеях и частных коллекциях. Андрей Эрихович ранее организовывал для школьников турниры по интеллектуальным играм. Сейчас на это уже не хватает времени. Пожалуй, более креативного руководителя музейного учреждения в Витебске нет. Именно ему принадлежит идея создания «Арт-пространства»:

— Когда это здание временно не использовалось, в горисполкоме задумались над его дальнейшей судьбой. Что тут можно разместить: музей, открыть выставочный зал или?.. Мэр ожидал конкретных предложений. Я озвучил идею передать здание художникам. Ведь Витебск известен как город художников. И было бы прекрасно дать возможность заявить о себе молодым. При этом, разумеется, появится возможность популяризации историко-художественного наследия. И председатель горисполкома поддержал.

[caption id="attachment_108495" align="alignnone" width="600"]3-2 Вы­став­ка Кирилла Дём­че­ва.[/caption]

Мне захотелось, чтобы в городе появилось нечто вроде фаланстера: места, где творческие люди, в первую очередь художники, могут проявить себя... И чтобы тут был не музей в классическом понимании этого слова, а, как сейчас модно говорить, интерактивное место, где зрителям захочется находится подольше. У нас можно ознакомиться с историей Витебского народного художественного училища. Как и при Шагале, Малевиче функционирует мастерская, где учат рисовать.

Выставки современных художников с удовольствием посещают горожане и туристы. Среди авторов не только маститые художники, но и студенты. А вообще мы готовы сотрудничать со всеми, чье творчество соответствует понятию современного искусства. Выставки, перформансы, фотосессии и прочее проводим и во дворе. Здесь установлены авангардистские скульптуры Василия Васильева. А рядом со зданием на дереве — экодизайн Елены Петровой, — продолжает Андрей Духовников.

Он удивил тем, что у авторов почти нет табу при оформлении предоставленных им выставочных залов. Разумеется, пропагандировать войну, расовую и национальную ненависть и прочее нельзя. Но можно, например, раскрасить стены, даже потолок, если это нужно для реализации творческого замысла. Были и казусы. Например, ребята покрасили масляной краской стену в красный цвет. Зал потребовал ремонта. Поэтому творческие порывы иногда все-таки приходится сдерживать.

От реализма к «мусорной культуре»

В числе других есть и, как говорится, долгоиграющие проекты. В частности, персональная выставка Валентины Ляхович.

— Валентина Антоновна сама оформляла экспозицию, расписывала стены и пол. Ей помогли только оформить потолок. Долгое время она работала преимущественно в технике акварели, создавая реалистические портреты, пейзажи, натюрморты. Затем в акварельных работах перешла к ассоциативно-образной абстракции. Позднее увлеклась экспериментами в области современного искусства. Начала создавать скульптуры, инсталляции, объекты в необычном направлении — в стиле «трэш-культуры», или «мусорной культуры».

Живопись 70-летней художницы и не реалистическая, и не абстрактная, она ассоциативная. Пользуясь акварелью, художница не заботится о ее прозрачности и чистоте, «срывает» цвет, царапает бумагу... Особенным качеством ее акварельных опытов стала фактура, которая несет в себе знак «текучести времени». Монументальность размеров и пластики исполнения дают возможность воплощать глобальные темы, — рассуждает Марина Карман, старший научный сотрудник Витебского центра современного искусства.

Валентина Ляхович использует для работы предметы и их фрагменты, найденные на свалке. Ее соседи знают, что, прежде чем что-то выбросить, нужно показать Валентине Антоновне. Арт-объекты созданы из бумаги, пенопласта, картона, пены, кусков проволоки, пуговиц, гвоздей...

— Объект отличается от обычной скульптуры. Я делаю объемные вещи. И на объем накладываю цвет. Создаю произведение на тему человеческих страстей, в котором передаю эмоции, намеки, чувственность — все это выражено цветом и формой. Это синтез пластики и живописи. Расписываю скульптуру, как картину: с полутонами, бликами и разными оттенками. Таков мой творческий почерк. До этого, лет 30 назад, писала совершенно реалистические акварели — пейзажи, портреты. Но мне надоедает делать одно и то же, — объясняет Валентина Ляхович.

[caption id="attachment_108496" align="alignnone" width="600"]3-3 Зрители в «Арт-прост­ран­стве».[/caption]

Впечатляет и геометрическая абстракция известной витебской авангардистки Галины Васильевой. Художница продолжает традиции школы Малевича.

В центре можно ознакомиться и с выставкой работ студента художественно-графического факультета Витебского государственного университета Кирилла Дёмчева. Там можно увидеть и скульптуры. Студент отличается фантастической работоспособностью, разнообразием техник, глубоким философским осмыслением того, что создает.

В центре есть и выставка с интригующим названием «Свежая рыба». На ней представлено творчество художника Игоря Семенова, дизайнерские проекты Ильи Гурко (преподаватель кафедры дизайна Витебского государственного технологического университета) и Степана Дроздова (преподаватель живописи, дизайна Витебского государственного колледжа искусств). Интересно, что эти авторы делали декорации для кинофильма про Шагала и Малевича. Кино снимал в Витебске в 2013 году знаменитый Александр Митта. На этой выставке проводят концерты, устраивают встречи с интересными людьми, показывают фильмы, посвященные жизни и творчеству знаменитых художников. Особенно «Свежая рыба» нравится детям. Ведь здесь можно попечатать на печатной машинке, поиграть на инструментах, которые являются частью экспозиции. Детвора с удовольствием рассматривает зал «сквозь стену» — через «иллюминаторы».

В день, когда готовился этот репортаж, в центре настраивали беспроводной интернет. Посетители могут в режиме реального времени выкладывать фото в социальных сетях, найти информацию о том, что их заинтересовало. Планов у работников центра много. О самых интересных из них, художниках и их творчестве, разумеется, будут следующие репортажи.

Александр ПУКШАНСКИЙ

pukshanskі@zvіazda.by

Фото автора и из личного архива Андрея Духовникова

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Кампазiтар Алег Елiсеенкаў: У нас з жонкай усё агульнае — i радасцi, i нягоды, i грошы

Кампазiтар Алег Елiсеенкаў: У нас з жонкай усё агульнае — i радасцi, i нягоды, i грошы

Са сваёй жонкай аўтар папулярных песень знаёмы амаль паўстагоддзя.

Грамадства

Збiраемся ў школу. У жнiўнi адна з галоўных задач мам i татаў — «экiпiроўка» дзяцей да 1 верасня

Збiраемся ў школу. У жнiўнi адна з галоўных задач мам i татаў — «экiпiроўка» дзяцей да 1 верасня

Першае i галоўнае правiла — яшчэ дома вызначыцеся з тым, што вам трэба. 

Эканоміка

Як абараняцца ад рыэлтараў, якія не хочуць працаваць па законе

Як абараняцца ад рыэлтараў, якія не хочуць працаваць па законе

Лiцэнзiя агенцтва «Гатовыя рашэннi» скасавана, «Iмперыi нерухомасцi» — прыпынена, а «Тваёй сталiцы» выпiсана прадпiсанне.