Вы тут

Почти как при Малевиче,


или Зачем «Свежая рыба» музею?

В этом году 100 лет как Казимир Малевич написал свой знаменитый «Черный квадрат». Этот «революционер в искусстве» в октябре 1919 года по приглашению Марка Шагала приехал на работу в белорусскую глубинку. Чудом до наших дней сохранилось здание, где в то время размещалось Витебское народное художественное училище. Сейчас там идут реставрационные работы. Дом принадлежит Витебскому центру современного искусства. Интересно, что это учреждение культуры размещается в трех зданиях, находящихся в разных частях города. В одном из них, неподалеку от ратуши, на пешеходной улице, находится «Арт-пространство». Это уникальная творческая площадка. Побывав там, невольно проводишь аналогию со знаменитым парижским «ульем», где творили Шагал, Модильяни, Леже и другие знаменитости.

[caption id="attachment_108494" align="alignnone" width="600"]3-1 Директор Витебского цент­ра сов­ре­мен­но­го искусства Анд­рей Духовников.[/caption]

Художники в «Арт-пространстве», независимо от возраста, членства в творческих союзах и мастерства, могут не только демонстрировать свои произведения, но и творить. Примечательно, что зрителям разрешается наблюдать за тем, как художники готовят к открытию выставку, перформанс... В «Арт-пространстве» также можно посмотреть кино, попасть на аналог советских «квартирников» и многое другое. Там побывал и наш корреспондент.

Не совсем музей...

В домах дореволюционной постройки особая аура, которая чувствуется сразу же на пороге. Дом №7 на улице Толстого именно такой.

— Это здание — памятник архитектуры в стиле классицизма. Предположительно возведено в начале XІX века. Использовалось изначально в качестве жилья. Имя архитектора, к сожалению, утрачено. В 1946 году здание было реконструировано. До того, как его передали нашему учреждению, тут находилась проектная организация. «Арт-пространство» расположено действительно в одном из красивейших мест Витебска. Рядом — самый большой в городе собор. Его возвели в XVІІІ веке и несколько лет назад восстановили. Кстати, возле «Арт-пространства» сохранилась часть старинной подпорной стены храма. Улица графа Л.Н.Толстого (бывшая Подвинская) — часть исторической застройки города. Ее вместе с соседней Крылова (бывшей Соборной) часто фотографировали до революции. Дом, где мы беседуем, можно увидеть и на акварелях польского художника Юзефа Пешки (1767–1831. — Авт.), — рассказывает директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников.

Он известный график, дизайнер, теоретик искусства. Его работы находятся в зарубежных музеях и частных коллекциях. Андрей Эрихович ранее организовывал для школьников турниры по интеллектуальным играм. Сейчас на это уже не хватает времени. Пожалуй, более креативного руководителя музейного учреждения в Витебске нет. Именно ему принадлежит идея создания «Арт-пространства»:

— Когда это здание временно не использовалось, в горисполкоме задумались над его дальнейшей судьбой. Что тут можно разместить: музей, открыть выставочный зал или?.. Мэр ожидал конкретных предложений. Я озвучил идею передать здание художникам. Ведь Витебск известен как город художников. И было бы прекрасно дать возможность заявить о себе молодым. При этом, разумеется, появится возможность популяризации историко-художественного наследия. И председатель горисполкома поддержал.

[caption id="attachment_108495" align="alignnone" width="600"]3-2 Вы­став­ка Кирилла Дём­че­ва.[/caption]

Мне захотелось, чтобы в городе появилось нечто вроде фаланстера: места, где творческие люди, в первую очередь художники, могут проявить себя... И чтобы тут был не музей в классическом понимании этого слова, а, как сейчас модно говорить, интерактивное место, где зрителям захочется находится подольше. У нас можно ознакомиться с историей Витебского народного художественного училища. Как и при Шагале, Малевиче функционирует мастерская, где учат рисовать.

Выставки современных художников с удовольствием посещают горожане и туристы. Среди авторов не только маститые художники, но и студенты. А вообще мы готовы сотрудничать со всеми, чье творчество соответствует понятию современного искусства. Выставки, перформансы, фотосессии и прочее проводим и во дворе. Здесь установлены авангардистские скульптуры Василия Васильева. А рядом со зданием на дереве — экодизайн Елены Петровой, — продолжает Андрей Духовников.

Он удивил тем, что у авторов почти нет табу при оформлении предоставленных им выставочных залов. Разумеется, пропагандировать войну, расовую и национальную ненависть и прочее нельзя. Но можно, например, раскрасить стены, даже потолок, если это нужно для реализации творческого замысла. Были и казусы. Например, ребята покрасили масляной краской стену в красный цвет. Зал потребовал ремонта. Поэтому творческие порывы иногда все-таки приходится сдерживать.

От реализма к «мусорной культуре»

В числе других есть и, как говорится, долгоиграющие проекты. В частности, персональная выставка Валентины Ляхович.

— Валентина Антоновна сама оформляла экспозицию, расписывала стены и пол. Ей помогли только оформить потолок. Долгое время она работала преимущественно в технике акварели, создавая реалистические портреты, пейзажи, натюрморты. Затем в акварельных работах перешла к ассоциативно-образной абстракции. Позднее увлеклась экспериментами в области современного искусства. Начала создавать скульптуры, инсталляции, объекты в необычном направлении — в стиле «трэш-культуры», или «мусорной культуры».

Живопись 70-летней художницы и не реалистическая, и не абстрактная, она ассоциативная. Пользуясь акварелью, художница не заботится о ее прозрачности и чистоте, «срывает» цвет, царапает бумагу... Особенным качеством ее акварельных опытов стала фактура, которая несет в себе знак «текучести времени». Монументальность размеров и пластики исполнения дают возможность воплощать глобальные темы, — рассуждает Марина Карман, старший научный сотрудник Витебского центра современного искусства.

Валентина Ляхович использует для работы предметы и их фрагменты, найденные на свалке. Ее соседи знают, что, прежде чем что-то выбросить, нужно показать Валентине Антоновне. Арт-объекты созданы из бумаги, пенопласта, картона, пены, кусков проволоки, пуговиц, гвоздей...

— Объект отличается от обычной скульптуры. Я делаю объемные вещи. И на объем накладываю цвет. Создаю произведение на тему человеческих страстей, в котором передаю эмоции, намеки, чувственность — все это выражено цветом и формой. Это синтез пластики и живописи. Расписываю скульптуру, как картину: с полутонами, бликами и разными оттенками. Таков мой творческий почерк. До этого, лет 30 назад, писала совершенно реалистические акварели — пейзажи, портреты. Но мне надоедает делать одно и то же, — объясняет Валентина Ляхович.

[caption id="attachment_108496" align="alignnone" width="600"]3-3 Зрители в «Арт-прост­ран­стве».[/caption]

Впечатляет и геометрическая абстракция известной витебской авангардистки Галины Васильевой. Художница продолжает традиции школы Малевича.

В центре можно ознакомиться и с выставкой работ студента художественно-графического факультета Витебского государственного университета Кирилла Дёмчева. Там можно увидеть и скульптуры. Студент отличается фантастической работоспособностью, разнообразием техник, глубоким философским осмыслением того, что создает.

В центре есть и выставка с интригующим названием «Свежая рыба». На ней представлено творчество художника Игоря Семенова, дизайнерские проекты Ильи Гурко (преподаватель кафедры дизайна Витебского государственного технологического университета) и Степана Дроздова (преподаватель живописи, дизайна Витебского государственного колледжа искусств). Интересно, что эти авторы делали декорации для кинофильма про Шагала и Малевича. Кино снимал в Витебске в 2013 году знаменитый Александр Митта. На этой выставке проводят концерты, устраивают встречи с интересными людьми, показывают фильмы, посвященные жизни и творчеству знаменитых художников. Особенно «Свежая рыба» нравится детям. Ведь здесь можно попечатать на печатной машинке, поиграть на инструментах, которые являются частью экспозиции. Детвора с удовольствием рассматривает зал «сквозь стену» — через «иллюминаторы».

В день, когда готовился этот репортаж, в центре настраивали беспроводной интернет. Посетители могут в режиме реального времени выкладывать фото в социальных сетях, найти информацию о том, что их заинтересовало. Планов у работников центра много. О самых интересных из них, художниках и их творчестве, разумеется, будут следующие репортажи.

Александр ПУКШАНСКИЙ

pukshanskі@zvіazda.by

Фото автора и из личного архива Андрея Духовникова

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Настаўнік года Вадзім Лосеў: Са школы павінны выходзіць шчаслівыя людзі

Настаўнік года Вадзім Лосеў: Са школы павінны выходзіць шчаслівыя людзі

«Я хацеў бы, каб у гэтай зале і ў гэтым свеце ніхто і ніколі не ставіў пад сумненне ўпэўненасць у сабе».

Грамадства

«Калі б не сям'я Абрамукоў, наш род перастаў бы існаваць яшчэ ў 1941 годзе». Расіянка з Ніжняга Ноўгарада знайшла ў беларускай вёсцы сваякоў

«Калі б не сям'я Абрамукоў, наш род перастаў бы існаваць яшчэ ў 1941 годзе». Расіянка з Ніжняга Ноўгарада знайшла ў беларускай вёсцы сваякоў

І аднавяскоўцаў людзей, якія ў час вайны ратавалі сям'ю яе бабулі, жонкі афіцэра Чырвонай Арміі.

Спорт

«Вікторыя», якая робіць з Гродна баскетбольную сталіцу

«Вікторыя», якая робіць з Гродна баскетбольную сталіцу

Гродна — горад з багатай не толькі культурнай, але і баскетбольнай гісторыяй. 

Грамадства

У Гродне жыхары кватэр адмовіліся падчас капітальнага рамонту здымаць аздабленне з балконаў. На іх падалі ў суд

У Гродне жыхары кватэр адмовіліся падчас капітальнага рамонту здымаць аздабленне з балконаў. На іх падалі ў суд

Такога кшталту справа ў судзе Кастрычнiцкага раёна Гродна разглядаецца ўпершыню.