Вы тут

Где рождается танец?


Многие ли знают, что именно Витебск, а не Москва, Санкт-Петербург и другие мегаполисы, — родина старейшего в экс-СССР фестиваля современной хореографии? Он впервые состоялся в уже далеком 1987 году. И тогда на фестивале можно было увидеть не народные танцы, балет, эстрадные постановки, а те танцы, которыми увлекалась молодежь. Напомню, в годы «перестройки» был весьма популярен брейк-данс. И в Витебск в первое время приглашали тех, кто исполнял этот танец. Также весьма были рады предложить публике еще одно в то время «диво» — арт-данс, где танец — не просто «техника» исполнения, а реализация творческой идеи, философское восприятие мира...

[caption id="attachment_112465" align="alignnone" width="600"]1-9 Вы­сту­па­ет «Ба­лет толс­тых» (пост­анов­ка «Ба­бы. Год 1945»).[/caption]

В 1990-1991 годах витебский фестиваль проходил под названием «Белая собака». Его показывали даже по центральному телевидению. В то время это — уже бесспорное достижение, своеобразная «гарантия качества». Вел фестиваль тогда Дмитрий Крылов, «звезда» тележурналистики... Лишь в 1997-м у витебского фестиваля появились конкуренты в России. В Москве — только в 1999-м. Недавно Витебск в 28-й раз стал местом, где «правила бал» современная хореография.

«Лучшее из авангарда станет классикой»

Если вы, как ныне модно говорить, «загуглите» название: «Международный фестиваль современной хореографии (ІFMC)», увидите десятки тысяч ссылок. В его рамках ежегодно и в столице Беларуси проходят мероприятия. Традиционно в Минске выступают «звезды». В этом году в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси состоялся вечер современного балета с участием театра «Балет Москва». Москвичи показали постановки: «Медея» и «Весна священная» (лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска»). А основная программа, в том числе и конкурсная, как всегда, прошла в Витебске. Почему именно здесь, а не, например, в Гомеле, Могилёве?

— Витебск часто называют культурной столицей Беларуси. Это очень приятно слышать. Мы помним, что в начале ХХ века наш город стал одним из культурных центров Европы благодаря творческим поискам Марка Шагала, Казимира Малевича и других авангардистов. Впрочем, авангард сегодня стал мировой классикой... Фестиваль — это одна из попыток вернуть городу былую славу, возродить его роль в мировом творческом процессе. Несмотря на все трудности, связанные с абсолютно некоммерческим характером проекта, мы чувствуем поддержку. Я имею в виду город, людей, которые вместе с нами верят в то, что язык искусства и танца помогает людям понимать самих себя и друг друга. Искры новых талантов, вспыхивающие на фестивальной сцене, стоят больших усилий... Мы благодарны всем друзьям в разных странах за их поддержку. Надеемся найти новых единомышленников, понимающих, что лучшее из сегодняшнего авангарда станет классикой ХХІ века, — объясняет Марина Романовская, автор идеи, бессменный руководитель фестиваля, заместитель генерального директора по спецпроектам «Центра культуры «Витебск».

Фестиваль-долгожитель проводится, несмотря на финансовые кризисы. Это тоже удивительно.

— Фестиваль современной хореографии — это не рядовое событие. Его ждут в городе. Вы же понимаете, что непросто организовывать в наше время такие мероприятия. Но даже в сложных в финансовом плане условиях фестиваль продолжается и развивается, — сказал Александр Сидоренко, генеральный директор «Центра культуры «Витебск». Он же — директор международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске».

По его словам, огромную поддержку оказывает Министерство культуры Беларуси.

— Казалось бы, недавно отзвучали последние аккорды «базара». И снова в Витебске одно из самых значительных культурных событий. Безусловно, есть связь между этими праздниками. Ведь их делают одни и те же люди... И этот фестиваль будет иметь долгую жизнь. Его надо проводить! — подчеркнул министр культуры Борис Светлов.

Он отметил, что местная власть делает всё возможное, чтобы сохранить один из культурных «брендов» Беларуси.

— Фестиваль современной хореографии для нас это — событие, которое мы всегда ждем. И говорю это не как чиновник. Я тоже очень люблю этот прекрасный и замечательный, изумительный и великолепный фестиваль. В наш город пришел замечательный праздник. И, как всегда, однозначно будут аншлаги, — перед началом фестиваля искренне признался журналистам Владимир Терентьев, заместитель председателя Витебского облисполкома.

Торжественное открытие было посвящено памяти Евгения Панфилова, известного российского хореографа. Он содействовал тому, чтобы фестиваль стал одним из самых заметных явлений в культурной жизни не только Беларуси, но своеобразным эталоном стиля.

Он искренне полюбил Витебск, и город отвечал ему взаимностью. Во время выступлений театра «Балет Евгения Панфилова» всегда был аншлаг. И ныне его постановки заканчиваются бурными аплодисментами.

[caption id="attachment_112466" align="alignnone" width="600"]1-10 Евгений Панфилов.[/caption]

«Евгений, вы — гений»

Пермский хореограф Евгений Панфилов известен поклонникам современной хореографии далеко за пределами бывшего СССР. Кстати, немногие знают, что до того, как связать свою жизнь с хореографией, он учился в военном училище. В этом году хореографу, танцору, постановщику более 235 балетов и балетных миниатюр, создателю первого в России частного хореографического театра исполнилось бы 60 лет. К сожалению, он трагически погиб в 2002 году. Был убит в собственной квартире.

Панфилов — лауреат Национальной театральной премии правительства России имени Федора Волкова. Такой чести удостоился за вклад в развитие театрального искусства. Он неоднократно номинировался на премию «Золотая маска». Евгений Алексеевич — автор международного проекта «Russіan Seductіon», первый президент Российского отделения Всемирного танцевального альянса.

Лейтмотивом торжественного открытия XXVІІІ Международного фестиваля современной хореографии (ІFMC) стало выступление театра «Балет Евгения Панфилова». Зрители увидели одноактный балет «Река» на музыку классиков и современных композиторов. Автор хореографии — Панфилов. Его коллектив специально к юбилею воссоздал эту постановку. В Витебске хорошо ее помнят. Это философское рассуждение Мастера о том, что жизнь, как река, переходит в нечто другое. По мнению критиков, «Река» — одно из лучших произведений хореографа.

Был показан и одноактный балет «Бабы. Год 1945». Эта хореографическая постановка Евгения Панфилова стала лауреатом российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

— Спектакль, разумеется, было уместно показать на фестивале в год юбилея Победы. Панфилов в нем возвеличил простую русскую женщину, которая вскормила того солдата, который принес Победу. Постановка — ода матерям, сестрам, женам солдат, которые вынесли на своих плечах все тяготы войны. Это одна из сильнейших постановок Панфилова. Говорят, когда она была представлена в Москве, Роман Виктюк (известный театральный режиссёр, народный артист Российской Федерации. — Авт.) вскочил и сказал во весь голос: «Евгений — вы гений!» — рассказывает Марина Романовская.

Интересно, что в этой постановке заняты непрофессиональные танцовщицы созданного Панфиловым «Балета толстых». Полные женщины весьма гармоничны на сцене. Зрители аплодировали им стоя, три раза вызывали на бис.

Кстати, Евгений Панфилов создал при своем театре и dance-company «Бойцовский клуб». Это любительский мужской танцевальный коллектив, в который он пригласил парней буквально с улицы...

При поддержке Министерства культуры России в Витебске выступили все три труппы балета. Разумеется, перелет из Перми в Беларусь — нынче весьма дорогое удовольствие. Вклад россиян в организацию фестиваля традиционен.

К юбилею Евгения Панфилова были показаны фотовыставки под общим названием «Панфилов + Балет + Балеты». Свои работы представили фотографы из Москвы и Беларуси...

Жюри плакало...

На фестивале учреждена специальная премия имени Евгения Панфилова, которая вручается лучшему из хореографов, участвующих в конкурсе. В этом году за «золото» поборолись только представители Беларуси. Сопредседателями жюри были: создатель театра «Киев модерн-балет», хореограф церемоний открытия и закрытия «Олимпийских игр» в Сочи Раду Поклитару и народный артист Беларуси, балетмейстер Юрий Троян.

Специальную премию имени Евгения Панфилова получила витебская постановщица Анна Сачивко из танцевальной компании «Нити» (композиция «Одинокие вместе»). Первую премию увезла в Минск студентка Белорусского государственного университета культуры и искусств Сабина Мунасыпова. Ее хореографическая работа «Наедине с надеждой» на музыку «Баллады о матери» («Алексей, Алешенька, сынок») растрогала не только публику. Как признался Раду Поклитару, трудно заставить плакать членов жюри, а Сабине это удалось!

В следующем году пройдет международный конкурс. В прошлом году на нем победу одержали представители Японии.

По доброй традиции на фестивале работала «исследовательская лаборатория» критиков. Кроме этого, все желающие могли прослушать лекции теоретиков танца. Проводились и мастер-классы для танцовщиков и хореографов.

В числе «звезд», подаривших публике свое искусство, были представители Швейцарии, Италии, США, Мексики... В Витебск мастера приезжают с удовольствием даже из-за океана еще и потому, что можно побродить по улочкам, где жил и творил Шагал, где зарождалось «новое искусство». Магическая аура города по-прежнему вдохновляет.

Александр ПУКШАНСКИЙ

pukshanskі@zvіazda.by

Фото Виктора Николаева

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Медыцынскі агляд у віцебскіх газавікоў ажыццяўляе... робат

Медыцынскі агляд у віцебскіх газавікоў ажыццяўляе... робат

А наведвальнiкаў крамы кансультуе выява спецыялiста.

Грамадства

Не трапіць у рабства анлайн. Як у краіне змагаюцца з гандлем людзьмі

Не трапіць у рабства анлайн. Як у краіне змагаюцца з гандлем людзьмі

З 2000 года ў Беларусі выяўлена 4421 злачынства, звязанае з гандлем людзьмі.