Вы тут

Живое вырастает из живого


Белорусский писатель Олег Ждан, уже, наверное, полвека работающий в литературе, пишущий на русском языке, глубоко убежден: для читателя (как, впрочем, и для настоящего писателя) важно, чтобы в художественном произведении присутствовала сама жизнь. Интересные сюжеты рождают подсмотренные интересные эпизоды, яркие характеры наших современников. Как все это ложится на бумагу именно у Олега Алексеевича, который работает редактором отдела прозы в журнале «Нёман», мы и решили побеседовать.


— Олег Алексеевич, несмотря на большую работу редакторского характера в «Нёмане», вы активно и сами пишете. Чем в личных творческих свершениях выразился 2015 год для вас?

— Боюсь, что творческими свершениями то, что я сделал в 2015 году, назвать трудно. Однако закончил небольшую повесть для подростков с хорошим, как мне кажется, а главное, правильным названием: «Вы еще будете гордиться нами». У нас много претензий к подрастающему поколению, нашим детям и внукам, но и все надежды связаны с ними.

Еще заканчиваю повесть о девяностых годах прошлого века. Названия у нее пока нет, а тема — преодоление тех проблем, которые каждому из нас принесла тогдашняя жизнь. Сейчас часто в том или ином случае можно услышать слово «выживание». О нем и пойдет речь. О том, как самонастраивалась после колоссального разрушения жизнь. Впрочем, случай у меня все же частный, и ожидать глобальной картины не надо.

— Как-то незаметно в последние лет 10 ваше творческое амплуа разделилось на три направления: современность, историческая тема, подростковая проза. Как это произошло? Что и к чему подтолкнуло?

— Меня всегда интересовали именно современные сюжеты, люди, живущие здесь и сейчас. О них или о недавнем прошлом писал свои повести и рассказы. Вроде и не собирался погружаться в историю, но в середине 80-х Издательство политической литературы предложило мне написать повесть или роман о народовольце Николае Кибальчиче. Я когда-то окончил исторический факультет, и это имя было мне знакомо, знал и то, что он автор первого «воздухоплавательного аппарата». А когда в архивах ЦГАОР нашел материалы о его жизни, увидел не только террориста, но и талантливого человека, вовсе не склонного к террору, которого события общественной и личной жизни привели в «Народную Волю». Мне захотелось погрузиться в тот период истории, рассказать о Кибальчиче без всякого пафоса, понять и, может быть, оправдать его.

Еще признаюсь: меня вдохновлял замечательный роман Юрия Трифонова «Нетерпение».

Ну а в начале девяностых, конечно, в связи с обретением Беларусью независимости в обществе возник интерес к истории страны, появилось несколько интересных произведений. Оглянулся и я на прошлое моей родины — города Мстиславль. В результате написал роман «Князь Мстиславский», «Государыня и епископ», повесть «Белорусцы».

Что касается подростковой прозы, началось это новое для меня увлечение с небольшой повести для детей «Праздник продолжается, или Щенок, велосипед и шишка на лбу». Подтолкнули к этой идее внучки, а материалом послужили воспоминания о детстве моих сыновей... Естественным образом возникло желание продолжить рассказ о моих юных героях — так возникла повесть, о которой я уже упоминал.

— Наверное, для прозаика важны не призывы критиков или литературных начальников, журналов, стремящихся подружить литературу с жизнью, — показать явления, тенденции общественного развития на современном этапе, а скорее — важны интересные темы? Или я не прав?

— Наверно, есть писатели, для которых важно показать «тенденции общественного развития». Я к ним не отношусь. Вы правильно заметили, что главное для меня — интересная тема, жизненный случай, характер человека. Если все это совпадет, получится живой рассказ. Конечно, можно позавидовать тем, кто способен сочетать и «тенденции», и натуральную жизнь.

— Не знаю, покажется ли вам вопрос провокационным или нет, но все же спрошу... Не вымирает ли вообще сегодня настоящая художественная литература? Не кажется ли вам, что писатели пишут для самих себя? Каждый — для себя...

— Не думаю, что художественная литература вымирает. Посмотрите на литературные сайты. Сколько социальных сетей для читателей, клубов, литературных порталов!.. Никогда не публиковалось так много стихов, рассказов, повестей. Наверно, меньше покупают книги, но количество читателей не уменьшилось. Иное дело — социальная роль литературы в обществе. Да, приходится признать, эта роль снизилась. И вряд ли когда-нибудь займет прежнее место. Появились в обществе иные способы воздействия на сознание людей, иные способы удовлетворять свои творческие амбиции. Нет надобности перечислять их.

А молодые писатели, слава Богу, продолжают работать, не глядя на все это. Для кого пишут, для себя или все же для читателей? Ну, по крайней мере, для других молодых или немолодых людей, которые тоже увлечены художественным творчеством. Иной вопрос, кто получает наибольшее удовлетворение от прочитанного рассказа? Конечно, сам автор. Он-то видит все свои достоинства, в то время как читатели видят и недостатки...

— Что вы заметили интересное как читатель в минувшем 2015 году? В белорусской литературе? В современной русской?..

— К сожалению, о состоянии сегодняшней литературы говорить не могу. Так много редакторской работы в журнале, что времени на систематическое чтение не остается. Дай Бог выхватить из потока те вещи, о которых говорят литераторы. А ведь еще и самому хочется что-то написать...

Беседовал Кирилл Ладутько

Фото Константина ДРОБОВА

Выбар рэдакцыі

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Вольга Здзярская: Для мяне мая прафесія — жыццё

Вольга Здзярская: Для мяне мая прафесія — жыццё

Актрыса НАДТ імя М. Горкага — пра шлях да сцэны і натхненне.

Грамадства

«Любоў — галоўнае, што бацькі павінны даць сваім дзецям»

«Любоў — галоўнае, што бацькі павінны даць сваім дзецям»

Тата і мама — два самыя важныя чалавекі ў жыцці кожнага дзіцяці.