Вы тут

Как на фоне падения цены удержать позиции на мировом рынке


Беларусь без преувеличения можно назвать страной большого молока. Мы на первом месте среди стран СНГ и четвертом — в Европе по его производству, занимаем около 5% мирового экспорта молочной продукции. Причем в Российскую Федерацию поставляется более 98% от всего объема экспортируемой Беларусью молочной продукции, поэтому любые колебания ценовой конъюнктуры, а также установление запретительных барьеров на пути белорусского молока на российский рынок отражаются на всей отрасли молочного производства. Ее рентабельность во многом зависит от мобильности и способности производителей адаптироваться к постоянно меняющимся и порой непредсказуемым условиям рынка.


Очевидно, что для повышения рентабельности молочного производства необходимо бороться за снижение издержек. Этот процесс в Беларуси носит стратегический характер. Так, при реализации Национальной программы развития молочной отрасли на 2010—2015 годы построено 300 молочно-товарных комплексов и ферм, еще 1063 прошли коренную реконструкцию. Только за 2014 год введены в эксплуатацию 62 новые молочно-товарные фермы, проведена реконструкция и модернизация 189 ферм. Как показал опыт, это было очень своевременным комплексом мер, однако на развитие молочной и других экспортных отраслей негативно повлияла ценовая конъюнктура на внешних рынках, в том числе связанная с резкими курсовыми колебаниями.

К примеру, по данным аналитического центра Mіlknеws (со ссылкой на исследования Национального статистического комитета Республики Беларусь), средняя цена экспорта цельномолочных продуктов в сравнении с январем-апрелем 2014 года за тот же период 2015 года снизилась на 26,5%, причиной снижения цены стало ослабление рубля. Если объемы экспорта кисломолочных продуктов за отчетный период увеличились с 25 до 27 тыс. тонн, то средние цены экспорта «кисломолочки» снизились с $1481 до $1085 за тонну.

За тот же период сухого обезжиренного молока из Беларуси вывезено 36 тыс. тонн (плюс 33,9%) по средней цене примерно в 2 раза дешевле, чем в предыдущем 2014 году. Сухое цельное молоко экспортировалось также по почти вдвое более низкой цене. Похожая картина и по молочной сыворотке: рост объемов экспорта и его падение в денежном выражении. Снизилась и средняя цена на сливочное масло — с $5929 до $3656.

Беларусь увеличила экспортные поставки сыров и творога соответственно на 9,7 и 12,8%. Налаживаются поставки этих продуктов в Бельгию, Гонконг, Египет, Иорданию, Канаду, ОАЭ, Сингапур. В целом объемы экспортных поставок в пересчете на молоко (по коэффициентам Росстата) увеличились примерно на 10% и составили за 4 месяца 2015 года около 1,5 млн тонн, из которых более 1,4 млн тонн поставлено в Российскую Федерацию. Однако падение курса российского рубля нанесло ощутимый удар по рентабельности белорусской «молочки».

Белорусское правительство предпринимает энергичные меры по диверсификации экспорта молочной продукции. Наша страна налаживает поставки сухого обезжиренного и сухого цельного молока на рынки Венесуэлы, Алжира, Германии, Израиля, Индонезии, Китая, ОАЭ, Пакистана, Шри-Ланки, Нигера, Турции. На повестке дня — крупные поставки сухой сыворотки в Китайскую Народную Республику.

Для увеличения экспорта белорусской мясо-молочной продукции, по решению правительства в Беларуси была создана Мясо-молочная компания, которая наделена статусом единого оператора по поставкам молочной продукции на рынки третьих стран. Одним из приоритетов национальной аграрной политики стало объединение молочных предприятий в холдинги. Крупный игрок способен эффективнее продвигать свою продукцию на рынок и удерживать позиции, у него больше возможностей для повышения рентабельности производства.

Первой ласточкой «молочного» укрупнения в Беларуси стал холдинг «Бабушкина крынка». Сегодня эта компания перерабатывает основную часть объема молока, производимого в Могилевской области, и не раз признавалась лучшим экспортером в номинации «молочная промышленность». Залог успеха на внешних рынках генеральный директор компании Игорь Конончук видит в налаженной системе сбыта продукции.

— Поиск новых покупателей и рынков является одной из приоритетных задач, — рассказал он «СЕ». — Модель реализации продукции, опирающаяся на долгосрочные отношения с контрагентами, позволяет уверенно чувствовать себя при конъюнктурных колебаниях на молочном рынке. У нас ведется постоянная работа по получению сертификатов, необходимых для выхода в новые страны, аттестации производства на соответствие самым строгим требованиям, а также поиск возможных партнеров в новых для нас регионах.

В настоящее время могилевский молочный холдинг прорабатывает вопрос о возможных поставках в Сингапур, Малайзию — потенциальным партнерам отправлены образцы продукции для проведения всесторонних анализов. С целью освоения китайского рынка получен сертификат Главного государственного управления по контролю качества, инспекции и карантину КНР. Уже осуществлена поставка сухой молочной сыворотки в адрес одной крупной компании Китая. География экспорта холдинга в последние годы постоянно расширяется. Поставки осуществляются в Россию, Казахстан, Туркменистан, Украину, Молдову, Литву, Польшу, Германию, Иран, Пакистан, Сирию, Египет...

Падение мировых цен на молочные продукты и девальвация российского рубля отразились и на холдинге. Темп экспорта в долларовом эквиваленте за 10 месяцев 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, составил 60,8%. И все же страны ЕАЭС, в первую очередь Россия, остаются более выгодным рынком сбыта, поскольку закупочные цены на молочную продукцию здесь остаются выше мировых.

Еще одна возможность крупного предприятия — технологическая диверсификация, распределение производств по разным населенным пунктам. Это позволяет совершенствовать технологический процесс и создавать новые рабочие места в небольших райцентрах.

Так, в Осиповичах налажен выпуск брусковых сыров. На производственных площадках в Мстиславле и Славгороде разработана и внедрена технология по производству твердых сыров. В Белыничах организована специализированная камера созревания для сыров пропионовой группы. В Чаусах планируется запустить установку автоматической линии по выпуску плавленых сыров и творожных продуктов, а также линии нарезки сыров в барьерной упаковке с длительными сроками хранения. На производственной площадке в Бобруйске реализуется масштабный проект по установке линий по выпуску целого ряда молочных продуктов, востребованных внешними рынками.

Снижение рентабельности производства, вызванное ухудшением ценовой конъюнктуры, заставляет белорусские молочные предприятия гибко реагировать на внешние вызовы, выстраивать свою работу так, чтобы даже в не самых благоприятных рыночных условиях достигать максимальной эффективности.

Лев Николайчук

Фота БЕЛТА

Загаловак у газеце: Кисельные берега «молочной» рентабельности

Выбар рэдакцыі

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».