Вы тут

Молодая казахская литература создает новую реальность


Мы встретились на Международном симпозиуме «Писатель и время», который проходил в рамках Минской книжной выставки-ярмарки. Заведующая отделом аналитики и внешних литературных связей казахстанского Института литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова, кандидат филологических наук и доцент Светлана Ананьева подтвердила, что диспут международного уровня в теме литературы не напрасен. Не раз здесь звучала мысль, что искусство может определить этническое различие между нациями и в то же время дать понять, что наша жизнь формируется, исходя из общечеловеческих принципов и универсальных формул. Мы попросили Светлану Ананьеву сравнить литературный процесс Казахстана и Беларуси, определить точки соприкосновения и наоборот — знаки отличия.


— В наших литературных процессах много общего. Особенно это касается ХХ века — тогда мастера художественного слова затрагивали близкие проблемы. В современной казахской литературе наиболее актуальна историческая тема, которая воплощается в произведениях, например, уйгурских прозаиков или таких авторов, как Абиш Кекилбаев и Смагул Елубай. Вообще концепт памяти во многом определяет как далекие корейскую и немецкую литературы, так и белорусскую. В новых произведениях патриарха казахской литературы Абдижамила Нурпеисова важной является экологическая тематика, которой значительное внимание, кстати, уделял белорус Алесь Адамович. Абдижамил Нурпеисов впечатляюще обрисовал картину экологической катастрофы: «Если в той стороне с Байконура стартует ракета, то на этой стороне целую неделю дует, завывая, стремительный, напористый, сумасшедший ветер Арала, не давая открыть глаза. Со дна засохшего моря с воем и грохотом поднимается в небеса мелкий белый солончак, превращаясь в свирепую пургу; так что вышедший на воздух человек, не видя дороги в этой сумятице, снова спешно спрячется в доме. Сказать легко, а вот жить в этом краю сейчас могут только сильные духом люди. И кто сейчас знает, как в разное время называлась эта земля в блеклой, высохшей голой степи, где не то что людей — зверей не сыщешь; кто здесь размещался, развивался и процветал, живя честь по чести в ликовании и радости, в земной мудрости и печали?!» Сегодня консолидирующую роль в национальных литературах Казахстана играют евразийские идеи. Этноперекрестки и трансграничье, контакты и взаимодействие культур обретают особый смысл. Идеи евразийства звучат как в прозе (можно почитать «Семирамиду» и «Дорогу на Святую землю» Мориса Семашко, «Фараби» Дукенбая Досжанова, «Евразийского льва» Татьяны Фроловской, «Зов степи» Виктора Мосолова), так и в поэзии Олжаса Сулейменова, Валерия Михайлова, Бахытжана Канапьянова, Гадильбека Шалахметова, Надежды Черновой.

— Какие тенденции наблюдаются в современной литературе Казахстана и на каком наследии она основывается?

— Современная литература Казахстана — явление уникальное, потому что литературный процесс включает в себя казахскую, русскую, уйгурскую, немецкую, корейскую, белорусскую, курдскую, татарскую, узбекскую литературы. Есть представители осетинской, украинской, турецкой литератур. В своем развитии мы опираемся на классическое наследие, продолжаем традиции великих поэтов и прозаиков Абая, Джамбула, Мухтара Ауэзова, Сакена Сейфуллина, Габита Мусрепова, Сабита Муканова, Ильяса Джансугурова и других мастеров. К современному читателю возвращается наследие Ахмета Байтурсынова, Миржакипа Дулатова, Алихана Бокейханова, Магжана Жумабаева и других представителей движения Алаш, репрессированных в 1930-е годы. Так как литературу Казахстана формируют авторы разных национальностей, часть из них пишет на родном языке (казахском, татарском, узбекском, немецком, корейском, курдском), а еще часть включает в себя русскоязычных авторов.

Недавно в нашем институте вышла коллективная монография «Современная литература народа Казахстана», где мы попытались выявить основные тенденции развития национальных литератур и определить темы, над которыми работают наши авторы.

Да, в современных произведениях наших авторов можно прочесть про жизнь города и казахского аула, увидеть трагедию высыхающего Арала; тут есть обращение к далекому прошлому через историю казахского ханства и к не столь отдаленной от нас теме депортации народов в Казахстан. Наши писатели ищут ответы на новые вызовы времени, но и продолжают разрабатывать историческую тему, экологическую проблематику и т.д.

— А какие новые веяния характерны для литературы Казахстана, идут ли авторы на эксперименты?

— Экспериментаторство, безусловно, отличает молодую литературу Казахстана, она вообще, можно сказать, создает новую реальность. Одной из характерных тенденций современного литературного процесса является имитация очерковости, документальности, описывающая как бы собственные судьбы. Сюжеты произведений искренни и фантазийны, сказочны и позитивны. Но не всегда: порой поиск необычного, неоправданная погоня за сенсационностью заводят писателей в тупик.

Жанр фэнтези соседствует с реалистическим повествованием, именно на стыке жанров рождаются интересные вещи Надежды Черновой, Любови Шашковой, Николая Веревочкина.

В нашем изменчивом мире писатели продолжают поиск родственной души. Благодаря свободе, которая определяет жанровое разнообразие, отчетливо выраженный авторский стиль, к читателям возвращаются неопубликованные произведения, например «Возвращение» Николая Раевского. В книгах-исследованиях Валерия Михайлова появляются новые интересные взгляды на творчество Михаила Лермонтова и Евгения Боратынского. Литературная традиция и новые теории дискурсов отражены в прозе Адольфа Арцишевского, Виктора Мосолова, Николая Веревочкина, Юрия Серебрянского, мемуарной прозе Ольги Григорьевой.

— Удовлетворяет ли книгоиздательская деятельность потребности читателя? Что охотнее всего сегодня читают в Казахстане?

— У нас читают классику, современную, зарубежную и национальную литературу. Интерес недавно вызвал литературный альманах «Казахстан — Россия», где были опубликованы произведения поэтов и прозаиков двух стран. Наши писатели без внимания не остаются. Со многими авторами судьба подарила мне личное знакомство. Тем интереснее заново открывать для себя неповторимую прозу Абиша Кекилбаева, Владимира Личутина, Юрия Полякова, Георгия Пряхина, Геннадия Доронина, Юрия Козлова, Бахытжана Канапьянова. Плотность повествования, пристальное внимание к внутреннему миру персонажей, добрый юмор и желание заинтриговать читателя — их отличительные черты. Гиперболична и гротескна авторская манера повествования Аслана Жаксылыкова. Дидар Амантай — один из ярких представителей новой волны в казахской литературе. Одни пишут о нем как о постмодернисте, другие — как об основоположнике городской литературы. По образному определению Герольда Бельгера, «в прозе он философ, в философии — прозаик», что и подтверждают опубликованные в альманахе эссе. Проникновенна и лирична, по-философски мудра наша поэзия. Мир кочевья и современность, национальные образы, города-невидимки остаются в центре поэтического повествования, авторы размышляют о преемственности знаний, духовного опыта.

Светлана Ананьева рекомендует. Писатели Казахстана, произведения которых стоит прочесть:

Абай, Джамбул, Мухтар Ауэзов, Сакен Сейфуллин, Габит Мусрепов, Сабит Муканов, Ильяс Джансугуров, Абдижамил Нурпеисов, Нурлан Оразалин, Абиш Кекилбаев, Смагул Елубай, Олжас Сулейменов, Дукенбай Досжанов, Улугбек Есдаулет, Алибек Аскаров, Галым Жайлыбай, Герольд Бельгер, Ахметжан Ашири, Валерий Михайлов, Надежда Чернова, Любовь Шашкова, Николай Веревочкин, Гасанэ Хаджисулейман, Геннадий Доронин, Фархат Тамендаров, Димнура Булатова, Тауфик Каримов, Абдикарим Пратов, Станислав Ли, Александр Кан.

Рекомендуемые произведения для любителей определенных жанров:

Роман исторический — «Лобное место» Николая Корсунова;

роман-эссе — «Эффект неприсутствия» Константина Гайворонского;

эссе — «Не надо грустить, господа офицеры...» Владимира Владимирова;

дневник — «Дневник» Геннадия Доронина;

фантастическая повесть — «Свет земной» Геннадия Доронина;

повесть в рассказах — «Великие скитания» Надежды Черновой;

филологическая проза — «Пролетная птица» Веры Савельевой.

katsyalovich@zviazda.by

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Як уменне ўвасабляць ідэі ў дзеянні можа падрыхтаваць да дарослага жыцця

Як уменне ўвасабляць ідэі ў дзеянні можа падрыхтаваць да дарослага жыцця

Вывучэнне прадпрымальніцтва ў школе — выдатная прафарыентацыя.

Калейдаскоп

Дзіяна Громава: Мае слухачы растуць разам са мной

Дзіяна Громава: Мае слухачы растуць разам са мной

Упершыню дзяўчына выйшла на сцэну ў пяцігадовым узросце. 

Грамадства

Як выратаваць прадукты ад выкідвання на сметніцу

Як выратаваць прадукты ад выкідвання на сметніцу

​Па статыстыцы, беларусы выкідаюць 30 працэнтаў ежы, якую купляюць. 

Спорт

Сёння стартуе адзін з найстарэйшых турніраў Еўропы

Сёння стартуе адзін з найстарэйшых турніраў Еўропы

111-ы чэмпіянат Еўропы па фігурным катанні пачынаецца на «Мінск-Арэне» жаночымі выступленнямі адзіночак.