Вы тут

Как проходят электронные госзакупки в Беларуси?


Планировалось, что с 2016 года в Евразийском экономическом союзе заработает единый рынок государственных закупок. Уже пошел третий месяц года, но обещанное так и не сбылось. Почему? Ведь эта процедура давно перешла в режим «онлайн» и даже не требует частых приездов в другую страну. Так что же мешает зарубежным компаниям участвовать в наших госзакупках? Об этом и о том, по какой системе проводятся госзакупки в Беларуси, специально для «СЕ» рассказал Кирилл ПИЛЬКЕВИЧ, начальник отдела государственных закупок Белорусской универсальной товарной биржи (БУТБ).


Правила игры

По словам Кирилла Пилькевича, БУТБ — прежде всего товарная биржа, занимающаяся организацией и проведением биржевых торгов, а сопровождение площадки по осуществлению госзакупок в электронном формате является ее дополнительной, но не менее важной функцией. С 2011 года по решению правительства она была закреплена за биржей.

Регулирует сферу госзакупок Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». В соответствии с ним существует пять видов процедур закупок: электронный аукцион, конкурс, биржевые торги, запрос ценовых предложений и закупка из одного источника. При этом в Законе четко прописано, в каких случаях применяется та или иная процедура. Заказчик на это повлиять не может. Сегодня все процедуры, кроме закупки из одного источника, которая не предполагает какой-либо конкуренции, проводятся в электронном формате. Кстати, на электронной торговой площадке биржи наряду с государственными осуществляются и закупки за счет собственных средств организаций.

Практическая плоскость

В зависимости от того, что и на какую сумму планирует закупить организация, определяется процедура проведения госзакупки в электронном формате. У каждой из них свой алгоритм. Условия проведения закупки формирует сам заказчик, выставляя требования как к закупаемому товару (работе, услуге), так и к квалификации поставщиков. Обязательным этапом проведения закупки является проверка соответствия качества товара (работы, услуги) требованиям заказчика. Например, если больница закупает резиновые перчатки, то указывает их вид, толщину и другие параметры. Организации, чьи товары прошли такой «фильтр», могут быть допущены к следующему этапу процедуры закупки, в ходе которого заказчик выбирает наиболее выгодное для него предложение по минимальной цене.

Кирилл Пилькевич приводит в качестве примера алгоритм проведения электронного аукциона. Он состоит из двух этапов. Сначала участники подают предложения, состоящие из двух разделов. Первый, в котором не указаны сведения об участвующей организации, анонимный, и поэтому заказчик не знает, какие компании участвуют. В этом разделе содержатся сведения о предлагаемом участником товаре (работе, услуге). Предложения рассматриваются на предмет соответствия требованиям заказчика к товару. Если предложение удовлетворяет им, то участник допускается к торгам. Факт допуска или недопуска предложений участников к торгам отображается в протоколе комиссии заказчика, который публикуется в открытом доступе на электронной торговой площадке. Таким образом, все участники могут видеть, кто допущен, а кто нет.

Затем проходят непосредственно торги в форме редукциона, т.е. на понижение цены. Участники поочередно делают ставки. Шаг снижения — 0,1% от начальной цены, время на принятие решения об очередной ставке — 10 минут. По окончании торгов отбираются те, кто сделал последнюю и предпоследнюю ставки, т.е. две самые низкие по цене. Биржа как оператор электронной торговой площадки формирует протокол торгов и, заверив его электронной цифровой подписью, размещает на площадке в открытом доступе. И только тогда открываются персоналии и становится известна информация об участниках. Если товар организации, сделавшей последнюю ставку, соответствует указанным заказчиком требованиям к составу участников и квалификационным, например, о стаже работы, то он объявляется победителем. Если нет, то рассматривают кандидатуру участника, сделавшего предпоследнюю ставку.

Те участники, которые считают, что их законные права и интересы при проведении государственной закупки были ущемлены, имеют право обратиться с жалобой в Министерство торговли Республики Беларусь в специально созданную комиссию.

Светлана Болтручок и Максим Игнатенко, сотрудники управления торгов металлопродукцией, за работой.

Обман исключен?

— В переводе процедур закупок на электронный формат исключительно одни плюсы, — считает Кирилл Пилькевич. — Сокращаются затраты на переезды, на подготовку пакетов документов в бумажном виде, их пересылку, ознакомление с ними. Минимизируется коррупционная составляющая, потому что информация об участниках не распространяется от заинтересованных субъектов друг к другу. Раньше извещения публиковались в средствах массовой информации: кто-то прочитал, кто-то нет. Это было крайне неудобно для потенциальных клиентов. В принципе мировые тенденции ведут к тому, что практически все стороны экономической (да и не только) жизни общества переводятся в электронный формат.

Тем не менее скептики перевода госзакупок в электронный вариант указывают на то, что и здесь возможна коррупция. Мол, договор может быть заключен не с победителем, а с любым другим поставщиком. Однако этот риск исключается, если в открытом доступе публикуется заключенный договор, в котором указаны все подробности сделки. Как отмечает представитель товарной биржи, сейчас в Беларуси на официальном интернет-сайте госзакупок публикуется информация о заключенном договоре с указанием его суммы и количества товара.

Таким образом, при желании о проведенной процедуре закупки можно найти практически любую информацию. От объявления о закупке, ее проведении, включая решения комиссии заказчика на различных этапах с обязательным указанием причин, по которым тот либо иной участник не был допущен к торгам либо не выбран победителем, до публикации информации о заключенном договоре и сообщения о результате процедуры закупки.

Перспектива, которую еще предстоит достигнуть, — публикация полного цикла закупочного процесса, от долгосрочного плана закупок до информации об исполнении заключенного договора. «В перспективе необходимо создавать систему, которая бы предполагала открытое размещение большего объема информации: от планирования госзакупок на несколько лет вперед до публикации самого договора, а также детализированной документации об его исполнении с приведением цен, объемов и т.д. Именно это и является целью, к которой должно стремиться наше законодательство в сфере госзакупок. Уже сегодня такая работа проводится Министерством торговли в рамках подготовки новой редакции Закона о госзакупках», — поясняет начальник отдела госзакупок БУТБ.

В евразийском измерении

По словам Кирилла Пилькевича, чтобы зарубежной организации (нерезиденту) поучаствовать в белорусских госзакупках, достаточно получить электронную цифровую подпись и аккредитоваться на электронной торговой площадке. Вместе с тем в рамках ЕАЭС договоренности о взаимном признании национальных электронных цифровых подписей реально действуют только между Беларусью и Российской Федерацией.

— Признание цифровой подписи, конечно, влияет на участие зарубежных компаний, но достаточно опосредованно, — считает представитель БУТБ. — В Беларуси электронную цифровую подпись может получить и компания-нерезидент, т.к. в нашей стране средства криптографии, применяемые в системе госзакупок, не отнесены Государственным военно-промышленным комитетом к средствам двойного назначения. В России и Казахстане ситуация иная, их местные подписи не выдаются нерезидентам (например, компаниям из Беларуси). В то же время при желании, например, казахи могут приехать в Беларусь, получить нашу подпись и участвовать из своей страны в любых белорусских госзакупках.

Что касается Беларуси, Казахстана и России, то с 2010 года действовало соглашение о государственных (муниципальных) закупках, которое к 2014 году предусматривало создание так называемого национального режима — взаимного допуска поставщиков на рынки госзакупок. В 2012 году Беларусью и Россией была проведена работа по взаимному признанию электронной цифровой подписи, в результате чего российские поставщики получили возможность участвовать в белорусских госзакупках, а белорусы — в российских.

Статистика показывает, что это было сделано не зря. По данным на конец 2015 года, на электронной торговой площадке БУТБ по госзакупкам было аккредитовано 372 компании-нерезидента — 3% от всех аккредитованных организаций. В количественном отношении лидирует Россия — 158 компаний. Она же находится на 5 месте по количеству поданных предложений (в первой тройке — Великобритания, Эстония и Латвия) и на 10-м по общей сумме заключенных договоров (первые три места занимают те же страны).  Наибольший интерес российские компании проявляют к закупкам изделий медицинского назначения.

К сожалению, другие страны ЕАЭС представлены только одной компанией из Армении, которая единственный раз приняла участие в торгах, но не выиграла. Из Казахстана и Кыргызстана на ЭТП биржи не аккредитована ни одна организация. Почему так получилось? Возможно, определенную роль сыграла логистическая составляющая. Везти товар из Казахстана в Беларусь может оказаться слишком затратно. Что касается российских компаний, то, вероятнее всего, некоторые из них отсеиваются на этапе проверки на соответствие требованиям по качеству.

Вместе с тем сейчас идет активная работа по обеспечению взаимного признания электронной цифровой подписи с Республикой Казахстан. Начинается такая работа и с Республикой Армения. Действия правительств стран ЕАЭС нацелены на активизацию процессов взаимного участия в государственных закупках, уверен Кирилл Пилькевич. И, несмотря на то, что к настоящему времени по сумме заключенных договоров на электронной торговой площадке биржи пока что лидируют европейские компании, все возможности для диверсификации рынков у наших партнеров по ЕАЭС за счет участия в белорусских госзакупках есть.

pustavit@zviazda.by

Загаловак у газеце: Бюджетность качеству не помеха

Выбар рэдакцыі

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Грамадства

24 красавіка пачаў работу УНС у новым статусе

24 красавіка пачаў работу УНС у новым статусе

Амаль тысяча дзвесце чалавек сабраліся, каб вырашаць найважнейшыя пытанні развіцця краіны. 

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.