Вы тут

“Клевые” женщины


Многие думают, что женщина и рыбалка не совместимы. Есть немало поговорок, смысл которых сводится к тому, что если женщина на рыбалке – клева не жди. Но это не так. Женщины на рыбалке – явление не такое редкое и не новое. Многие творцы вдохновлялись этой темой. Например, американский художник Даниэль Риджуэй Найт, творивший в ХІХ веке, посвятил целую серию картин женщинам-рыбачкам. В середине прошлого века популярны были открытки и марки в стиле пин-ап на тему “женской” рыбалки. Об этом и не только рассказал гродненский коллекционер Сергей Соболевский.


Бабы на рыбалке – уловы жалки?

– Своей любимой женщине десять лет назад я сделал подарок ко дню рождения, – начинает беседу Сергей Соболевский. – Преподнес вот эту картину (показывает на стену. – Авт.). Писал ее мой приятель, гродненский художник Игорь Кебец. Сюжет заимствован с открытки, которую я ему принес. Была мысль вместо лица дамы с нахлыстовым удилищем и садком изобразить лицо моей жены, однако времени я художнику оставил мало, и потому он сделал все один к одному. Тем не менее подарок удался.

А вообще тема взаимоотношения женщины и рыбалки очень интересна. Неспроста она вдохновляла многих художников, которые в итоге создали настоящие шедевры. Кстати, слово “рыбалка” тоже женского рода.

Вот дореволюционная черно-белая фотооткрытка “Рыболовля”. На мостике барышня в элегантном платье и шляпке ловит небольших рыбок, помещая их в банку. Судя по штампу с обратной стороны открытки, она попала на почту в 1914 году. Чудное было время, царили благочестивость, скромность. Да и досуг, судя по открытке, барышни проводили не в компании с пивом и сигаретами, что сегодня не редкость, а увлекались прекраснейшим хобби – рыбалкой.

Схожий сюжет видим и на открытке с изображением иллюстрации художника Константина Рудакова к роману Ивана Тургенева “Дворянское гнездо”. Называется она “Лиза и Лаврецкий у пруда”. Год выпуска – 1957-й. Каждый ученик знает этот дуэт влюбленных. Впрочем, нам, рыбакам, важно иное – Лиза ловит рыбу, забрасывая оснастку почти под ноги. Представляете, сколько тогда было рыбы!

Есть у меня фотооткрытка с кадром из фильма “Сердца четырех”. На ней изображены артисты Людмила Целиковская и Павел Шпрингфильд. Сюжет прост: шляпка девушки улетела, и парочке пришлось ловить ее удочкой.

Казалось бы, подобных открыток должно быть выпущено в СССР много, однако это только на первый взгляд. Все с точностью до наоборот. Видимо, наши производители печатной продукции глубоко прониклись поверьем, что “баба на рыбалке – уловы жалки”, и обходили эту тему стороной. Зато за рубежом ее раскрутили основательно.

Любви все возрасты покорны

Например, в моей коллекции есть две любопытные французские открытки, выпущенные примерно в 1914 году. На одной из них очень символичный сюжет: изображена женщина с удочкой, но она пришла на водоем ловить не рыб, а... детей. И оказалась отличной рыбачкой, что наглядно видно на второй открытке. В корзине сразу пятеро детишек. Согласитесь, художник мастерски очень тонко передал и тему материнства, и рыбалки как богоугодного увлечения.

Как и в случае с другой открыткой, на которой изображен мальчик, который поздравляет свою подругу с днем рождения и дарит ей в качестве подарка только что пойманную рыбку. О чувствах юной парочки говорит румянец на щеках обоих.

Очень походит на сюжет с отрешенным мальчиком и увлеченной рыбачкой-девочкой еще один, но уже со взрослыми персонажами на открытке. Молодой джентльмен не сводит глаз с очаровательной барышни, которая ловит не столько рыбу удочкой, сколько его самого в свои любовные сети.

Интересна немецкая открытка, на которой молодая интеллигентная особа одновременно и рыбу ловит, и книгу читает. Кто знает, может это вовсе не любовный роман, а рыболовный справочник?!

Не менее привлекательные барышни изображены на французской открытке начала прошлого века. Надпись на ней гласит просто – “Рыбалка”. Дамы в изысканных элегантных платьях идут ловить рыбу.

– Есть у меня немало открыток на эту тему с юмором, – продолжает Сергей Соболевский. – Вот, например, французская открытка. Рыбак с хладнокровным видом демонстрирует изумленной женщине рыбу черного цвета. Судя по надписям под картинкой – Bien sur, il est plein de mazout mais au prix actuel du petrol, – речь идет о том, что в водоем слито много нефти, которая одновременно и рыбу “красит”, и цену на бензин поднимает.

Любопытна открытка с изображением сексапильной амазонки, подсачившей огромную рыбину. Позади нее лежит на мостке еще несколько крупных “хвостов”. А вот у рядом сидящего с кислой миной рыбака не клюет. Секрет успеха прост: знающая себе цену женщина может все.

Предлагает улыбнуться нам еще один художник, изобразивший немолодую дамочку, сидящую в лодке вместе с мужем. Мадам хватается за сердце и адресует благоверному фразу: “Hurry and land him before he swaps us”. В переводе это означает: “Поспеши отпустить его в воду, пока он не потопил нас”.

 – Ну а завершить рассказ об экспонатах своей коллекции на тему женщин и рыбалки хочу еще одной открыткой, – подытоживает Сергей Николаевич. – Великолепно смотрится целующаяся парочка с удочками в руках. Причем обоим повезло – они поймали рыб. А те и сорваться с крючков не могут, и никто из воды их не достает. Не до этого, ибо одна страсть превзошла другую. А как здорово художник изобразил сердце, которое образовали скрещенные удочки и оснастки!

Сергей ШЕРШЕНЕВИЧ

Дадаць каментар

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Чым здзіўлялі арганізатары Фестывалю навукі?

Чым здзіўлялі арганізатары Фестывалю навукі?

Толькі Ньютан і толькі хардкор! 

Культура

Новы музей і вулічны гадзіннік цяпер ёсць у Дуброўне

Новы музей і вулічны гадзіннік цяпер ёсць у Дуброўне

Іх стварылі ў гонар прадпрыемстваў, якія паспяхова функцыянавалі ў дарэвалюцыйны час.

Грамадства

Барацьба з баршчэўнікам Сасноўскага ідзе нежартоўная

Барацьба з баршчэўнікам Сасноўскага ідзе нежартоўная

Не выяўлены гіганцкі баршчэўнік пакуль толькі ў Брагінскім, Нараўлянскім і Лельчыцкім раёнах Гомельшчыны.

Грамадства

Якім чынам можа праяўляцца адзінота?

Якім чынам можа праяўляцца адзінота?

Адзінота і асабліва адзінота ў сям'і — рэальная прыкмета нашага часу.