Вы тут

“Травяной” каталог: чем примечателен белорусский гербарий?


Шесть комнат, десятки шкафов и сотни папок, в которых хранятся тысячи монтированных листов: так выглядит белорусский гербарий, получивший в 2002 году статус Национального достояния Беларуси. Сегодня коллекция белорусской флоры насчитывает около 200 тысяч образцов, еще около 20 тысяч образцов составляют сборы растений из многих уголков мира. Высшие растения, мхи, лишайники, грибы: объемный документ дает полное представление о флоре нашей страны.


Коллекция белорусских образцов составляет около 200 тысяч экземпляров.

Где хранятся белорусские сборы?

В Беларуси первые гербарии появились в конце XVIII века благодаря небезызвестному французскому ботанику и биологу Жану Эммануэлю Жилиберу. По просьбе гродненского старосты Антония Тизенгауза он приехал в Гродно для организации врачебной школы. Француз стал одним из основоположников аптекарского огорода и ботанического сада в этом крае. Растения для коллекции он собирал в окрестностях Гродно, Новогрудка и в некоторых других регионах Беларуси, Польши и Литвы. Спустя некоторое время первый белорусский гербарий отправился в Вильно, а затем в Киев, где и по сей день хранится в Институте ботаники Национальной академии наук Украины. До наших дней сохранилась большая часть гербария, насчитывающая около 4 тысяч листов.

Начатое Жилибером дело продолжили белорусские исследователи. Известный в Европе натуралист, профессор Виленского университета Станислав Бонифацы Юндзилл собирал растения в Беларуси и Литве. Его гербарий хранится в Институте ботаники Польской академии наук (Краков). Ассистент Юндзилла, Станислав Батист Горский, собирал растения на территории Западного Полесья и в Гродненской губернии. Гербарий находится в Вильнюсе. Большой вклад в развитие отечественных гербариев внесли Константин Чоловский, Роберт Пабо, Норберт Довнар, Иосиф Почоский, Эдуард Линдеманн, Рудольф Траутфеттер, Мария Твардовская, Владислав Дыбовский и другие исследователи белорусской природы.

Научный образец из гербария директора Горы-Горецкого земледельческого института Рудольфа Траутфеттера

– Отечественные сборы прошлых столетий сегодня можно найти в Киеве, Москве, Кракове, Варшаве, Вильнюсе, но не в Беларуси. Гербарии оседали в научных центрах, а, как известно, в XIX веке на территории нашей страны не было высших учебных заведений за исключением Горы-Горецкого земледельческого института, который после восстания 1863 года был перенесен в Петербург, – рассказывает ведущий научный сотрудник лаборатории флоры и систематики растений Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича и куратор гербария Дмитрий Дубовик. – В те времена натуралисты собирали так называемые “центурии” – альбомы, где было представлено по сто листов с растениями разных видов. Эти коллекции впоследствии рассылались по научным центрам.

В “центуриях” было представлено по сто листов с растениями разных видов.

В 1922 году в Минске был основан Институт белорусской культуры, на базе которого под руководством известного ботаникафлориста Владимира Адамова начал свою работу Ботанический кабинет. По инициативе ученого стал формироваться белорусский гербарий: первые сборы для коллекции появились уже в 1924 году.

Только благодаря этикетке растение превращается из сена в научный образец.

Во время Второй мировой войны немцы планировали вывезти в Германию гербарий, насчитывающий около 10 тысяч образцов, наравне с прочими культурными и научными ценностями. Однако сборы не доехали до Берлина и осели в Польше: именно там, в вагонах поезда, советские солдаты обнаружили коллекцию белорусской флоры. Большая часть гербария вернулась в Беларусь, в восстановленную после войны Академию наук, другая часть поступила в Белорусский государственный университет, а еще часть осталась в Кракове. Не обошлось без потерь: исчезла вся коллекция мохообразных.

Для гербария растения собирают целиком, делая исключение только для редких охраняемых видов.

Пополнение гербария возобновилось уже в мае 1945 года под руководством Веры Михайловской и Натальи Цеттерман.

Сейчас в гербарии насчитывается около 200 тысяч образцов белорусской флоры. Еще 20 тысяч составляют сборы растений со всех уголков мира, в том числе из Антарктиды.

Гербарный пресс – две сетки, между которыми укладываются газеты с растениями.

Как “сено” может стать научным образцом

Научные экспедиции по изучению флоры начинаются с ранней весны и продолжаются до поздней осени. Ученые преследуют различные цели: исследуют конкретный род, семейство либо малоизученную территорию. Следует отметить, что сбор гербария – работа трудоемкая: за день нужно пройти не один десяток километров, преодолеть трудности полевого быта – не каждая женщина выдержит такое испытание.

Для профилактики от насекомых всю коллекцию приходится “промораживать” в специальных холодильных камерах.

Растение собирают целиком, делая исключения только для краснокнижных экземпляров: их корни обычно оставляют в земле или извлекают по специальному разрешению часть растения. Для образца готовится этикетка, на которой указывается место сбора, его экология (тип экосистемы), фамилия коллектора и дата сбора. Следующий шаг – сушка. В зависимости от вида растения на эту работу уходит от 3 до 10 дней. Для сушки используется гербарный пресс: две сетки, между которыми укладываются газеты с растениями. Два раза в день газетные листы меняют, что позволяет качественно высушить образцы. После того, как растения высушены, им выписывают чистовую гербарную этикетку, вносят в базу и монтируют на плотный лист бумаги.

В белорусском гербарии есть также образцы, собранные в разных уголках планеты.

– Гербарий без этикетки – это “сено”, или ненаучный образец. Благодаря этикеткам можно судить, где встречается и растет вид в той или иной стране, как часто, когда он цветет или плодоносит, можно проследить изменчивость вида в ареале. Иными словами, флорист может “вытянуть” из гербария массу полезной информации для исследований, – подчеркивает Дмитрий Дубовик.

Гербарии не имеют срока давности, они могут храниться столетиями. Каждый год белорусская коллекция пополняется на 2-3 тысячи образцов. И хотя время не портит сборы, большой урон задокументированным растениям могут нанести вредители: жук кожеед и хлебный точильщик. Насекомые способны превратить образцы в труху, особенно сильно повреждают растения с мясистыми тканями – представителей семейства астровые, капустные, зонтичные. В стадии яйца жуков вытравить очень сложно, поэтому каждый год в профилактических целях ученые обрабатывают всю коллекцию химикатами либо проводят проморозку в холодильных камерах при -20°C.

Козлобородник Горского – редкий узкоарельный вид: встречается только в бассейне Немана на территории Беларуси и Литвы.

Ошибка Жилибера, или Зачем нужны гербарии?

Для ботаников гербарий – это рабочий инструмент, основа всех исследований и реальное доказательство проделанной работы.

– В старой литературе встречается немало ошибок, – приводит пример старший научный сотрудник лаборатории флоры и систематики растений Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича Сергей Савчук. – Так, вышеупомянутый Жан Эммануэль Жилибер привез редкий для Беларуси вид – фиалку горную, которую он собрал в двух местах. Но когда мы посмотрели гербарные данные, оказалось, что в одном случае описан другой вид: Жилибер ошибся. А ботаник-исследователь Эдуард Линдеманн утверждал, что в Гродненской губернии растет щитолистник обыкновенный. У ученых возникали сомнения на этот счет, однако соответствующего образца у Линдеманна не было. Спустя сто лет в окрестностях Гродно ученые нашли щитолистник и подтвердили слова исследователя.

По гербарию можно проследить историю вида, его изменения и способность к гибридизации. К примеру, типичным для Беларуси является вид череда трехраздельная. В 60-х годах прошлого века на нашей территории появился американский вид череды – череда олиственная. Виды начали скрещиваться, и более агрессивная американская череда стала поглощать трехраздельную. Последнюю в чистом виде сегодня найти сложно, разве что на севере страны.

В многотомном справочно-энциклопедическом издании “Флора Беларуси” описаны новые для мировой науки виды и гибриды: рогоз солигорский, частуха ранняя, традесканция культурная, овсяницы гродненская, сожская и сельская. Ранее в литературе были описаны такие новые для науки виды, как манжетка полесская, ослинник припятский.

Вид манжетка полесская впервые был найден и описан для науки в Беларуси.

В любом гербарии самыми ценными являются типовые образцы – т.е. образцы, по которым впервые для науки был описан тот или иной вид. В белорусском гербарии таких видов насчитывается не один десяток. Так, академик-Михаил Томин впервые для науки сделал описания многих видов лишайников (его именем названы 4 вида растения).

Особо ценными считаются также исторические сборы прошлых столетий. По ним мы можем проследить историю развития отечественной и мировой ботаники. Лучше, если гербарии посетили и подтвердили их правильность ведущие специалисты мировой ботанической науки.

Изюминкой любой коллекции также считаются узкоареальные виды (которые ограничены малой территорией распространения. – Прим.). Таким примером в белорусском гербарии является козлобородник Горского, который встречается только в бассейне Немана на территории Беларуси и Литвы. “Для нас особо ценны белорусские образцы, – отмечает Сергей Савчук. – Ведь по ним мы можем судить о распространении и изменчивости видов по территории страны”.

Впоследствии благодаря гербарию ученые составляют карту распространения видов по стране, судят о степени частоты встречаемости видов в определенный исторический этап времени, о появлении и исчезновении видов, степени агрессивности чужеродных видов растений, путях их проникновения и закрепления на территории страны, динамике всей флоры в историческом аспекте времени.

Для систематизации хранения гербарных образцов белорусские ученые пользуются системой Адольфа Энглера, в которой растения распределены по степени эволюционного развития (от низших до высших) и родства между видами. Ее используют в большинстве мировых гербариев. Системы растений постоянно меняются, к примеру, сейчас в мировой практике набирают популярность молекулярно-генетические. По словам белорусских ученых, они пока неустойчивы и находятся в стадии формирования. Кроме того, в белорусском гербарии виды распределены по областям, что значительно облегчает работу специалистов.

Ежегодно гербарий пополняется и любительскими образцами: многие натуралисты приносят экспонаты либо присылают фотографии. За границей это явление очень популярно. Поэтому, если вы обнаружили редкое растение или новый вид, ученые Академии наук будут рады такому образцу.

– В любом случае мы всегда

поможем определить вид, а если

это редкость, то можем взять в национальный гербарий, – говорит Дмитрий Дубовик. – Растение обязательно нужно высушить и написать, в каком месте, когда и кем был собран образец, желательно указать его экологию. Можно прислать и фотографию вида.

Во время Первой и Второй мировых войн на территории Беларуси солдаты немецкой армии собирали зоологические и ботанические коллекции. Для этих целей формировались специальные бригады. Гербарии того периода сегодня хранятся в Берлине.

Первые гербарии появились в XVI веке в Италии: предложил засушивать сборы врач и ботаник Лука Гини, основатель Пизанского ботанического сада. Его гербарий не сохранился до наших дней. Основы гербарного дела были подробно описаны Карлом Линнеем.

Крупнейшие гербарии мира

● Национальный музей естественной истории (Париж, Франция) (7,5 млн листов)

● Нью-Йоркский ботанический сад (Нью-Йорк, США) (7,2 млн листов)

● Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН (Санкт-Петербург) (7,16 млн листов)

● Королевский ботанический сад Кью (Ричмонд, Великобритания) (7 млн листов)

● Гербарии в Ботаническом саду в Женеве (Швейцария) (6 млн листов, в том числе гербарий Декандолей)

● Миссурийский ботанический сад (Сент-Луис, США) (5,87 млн листов)

● Британский музей естественной истории (Лондон, Великобритания) (5,2 млн листов)

Екатерина РАДЮК

Фото Надежды БУЖАН

Выбар рэдакцыі

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Грамадства

24 красавіка пачаў работу УНС у новым статусе

24 красавіка пачаў работу УНС у новым статусе

Амаль тысяча дзвесце чалавек сабраліся, каб вырашаць найважнейшыя пытанні развіцця краіны. 

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.