Вы тут

Ни дня без музыки


Сразу несколько примечательных творческих акций нынешнего января — в том числе музыкальных фестивалей, премьер, вернисажей — претендовало на роль «стартового события», определившего начало Года культуры в нашей стране. Разумеется, нелепо было бы отстаивать некое условное первенство, пытаясь выяснить, кто же раньше других приобщился к новому и важному государственному проекту. Ведь внимание общества направлено не на организацию актуальной кампании в строгих рамках регламента, а на сущность того постоянного и сложного, всеобъемлющего процесса, который влияет на воспитание человека, формирование личности, на менталитет грядущих поколений, на развитие страны и ее судьбу.

А впрочем...


Нестоличные столицы?

Впрочем, в череде нынешних арт-событий обозначился особый момент, который можно считать официальным открытием Года культуры. Это было торжественное собрание общественности, творческой интеллигенции, представителей власти, где состоялась символическая передача эстафеты культурной столицы Беларуси: удостоенный столь ответственного статуса город Молодечно (там и происходила церемония) принял ее от Бреста, находившегося в эпицентре художественной жизни на протяжении года минувшего.

Замечу, что оба эти города, Брест и Молодечно, независимо от их статуса всегда на виду у наших музыкантов.

Молодечно славится и музыкальным колледжем. И давними фестивальными традициями. (Кстати, в рамках популярнейшего праздника Национальной песни и поэзии «Маладзечна», этим летом он будет посвящен 75-й годовщине со дня рождения Владимира Мулявина, осуществляется и региональный просветительский проект, основанный на белорусской классике разных времен, — благодаря энтузиазму маэстро Михаила Финберга, артистам возглавляемого им оркестра и сподвижнице по союзу музыкальных деятелей, доктору искусствоведения Ольге Дадиомовой, комментатору и популяризатору серьезных концертных программ). Здесь же зарождалась и на протяжении без малого десятка лет складывалась история «фирменного», поистине всенародного республиканского фестиваля Ассоциации белорусских цимбалистов БСМД «Сярэбраны звон цымбалаў».

А еще в этом городе живет и творит маэстро, радеющий за национальное искусство, преданный идеалам классического наследия, обеспокоенный сегодняшним уровнем эстетического воспитания большинства наших сограждан, — директор Молодечненского музыкального колледжа имени М. К. Огинского, председатель Минского областного отделения БСМД, заслуженный деятель культуры Беларуси Рыгор Сорока. Он создал и симфонический оркестр колледжа (теперь уже заслуженный любительский коллектив республики), и единственный в стране молодежный музыкальный народный театр, осуществляющий постановки мировой классики, приобщивший земляков-молодечненцев к оперному жанру. Именно этому инициативному организатору принадлежит идея создания и сценического воплощения оперы об удивительном герое нашей истории — «Міхал Клеафас Агінскі. Невядомы партрэт». С легкой руки дирижера это уникальное романтическое произведение, написанное композитором Олегом Залётневым на либретто Сергея Макарея, вошло в гастрольный актив молодечненских музыкантов, продолжает уже и в новом сезоне завоевывать симпатии слушателей даже за пределами страны...

Неутомимая подвижнца трудится в Бресте: Лилия Батырева. Однажды мне довелось услышать от Лилии Григорьевны трогательную историю, в которой, несомненно, был знак судьбы. Почти полвека назад ей, молодой пианистке, преподавателю музыкального училища, выпал шанс познакомиться со Святославом Рихтером. Когда гениальный артист, возвращаясь после зарубежных гастролей в Москву, впервые решил задержаться в незнакомом приграничном областном центре, чтобы дать концерт для здешних любителей фортепианного искусства, кого-то из брестских педагогов-музыкантов обязали встречать его на железнодорожном вокзале и сопровождать до гостиницы. Перед прибытием гостя план встречи внезапно изменился, и ответственное поручение доверили персонально Батыревой. Пришлось перебороть излишнее волнение, чтобы стать не просто «сопровождающим лицом», а и гидом, и помощницей Рихтера, пусть и на совсем короткий период неожиданных гастролей. Спустя некоторое время он снова выступил в Бресте. Потом еще, еще и еще... Рихтер приезжал в приветливый, радушный и очень чуткий к музыке западный белорусский город восемнадцать раз. Его жена, певица и педагог, профессор Нина Дорлиак охотно выступала перед публикой, а также проводила мастер-классы по вокалу для молодежи Брестского музучилища. На протяжении тридцати лет Лилия Григорьевна по-дружески близко общалась с этой необычной семьей. И пока был жив Святослав Теофилович, получала от него коротенькие и остроумные почтовые приветы из разных стран.

Она каждый год посещала концерты знаменитого фестиваля «Декабрьские вечера», организованного Рихтером в Москве. И этот великий человек, можно сказать, личным примером подвигнул Батыреву на осуществление ее собственного, в то время казавшегося иллюзорным, замысла.

В середине 1980-х она мечтала подарить своему городу ежегодный музыкальный праздник международного уровня — и сделала это! Участниками брестских «Январских музыкальных вечеров» — фестиваля классического искусства, организованного Лилией Батыревой, — в разное время были Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Артур Эйзен, Мария Биешу, Тамара Милашкина, Елена Образцова, Виктор Третьяков, Саулюс Сондецкис, Владимир Спиваков с «Виртуозами Москвы», прославленный хор под управлением Владимира Минина и еще многие, многие именитые исполнители, а также молодые звезды, ярко вспыхнувшие на международных академических конкурсах. Концерты фестиваля, состоявшегося три года назад, вёл незабвенный Святослав Бэлза.

Невероятно! На календаре ее юбилейных дат уже перевернут листок с пометкой «80». А она готова побеждать даже в нескончаемом противоборстве с ветряными мельницами, действовать наперекор хронически прогрессирующим финансовым трудностям, решать самые крутые головоломки, продумывая будущую афишу, — только бы не пострадал престиж звездных брестских вечеров, не снизился художественный уровень их концертных программ. Только бы не угас в людях интерес к живой классике!

Легендарная «мама фестиваля», возглавляющая Брестское музыкальное общество, активно участвующая в работе правления БСМД, отмеченная премией «За духовное возрождение» и с достоинством несущая звание заслуженного деятеля искусств Беларуси, полна неукротимого оптимизма и энергии. Так что начало года, знаменательного нынче для отечественной культуры, вновь украсили осененные рождественским настроением «Январские музыкальные вечера». Благодаря солидной поддержке единомышленников-организаторов (Брестские областной и городской исполнительные комитеты, Белорусский союз музыкальных деятелей, Брестское областное музыкальное общество), арт-директор Лилия Батырева, как всегда, сумела найти, пригласить в свой проект весьма достойных зарубежных гостей и собрать замечательных белорусских музыкантов — непременных участников фестиваля. Традиционный и неповторимый праздник, ставший уже частью нашего культурного пространства, прошел двадцать восьмой раз подряд! А выступили в Бресте, помимо отечественных артистов, их коллеги из Грузии, Дании, Италии, Китая, Литвы, Нидерландов, Польши, России, США, Украины, Чехии.

Таковы лишь некоторые, но, согласитесь, исторические эпизоды жизни двух «некоронованных» музыкальных столиц…

И даже Бах в метро!

Наша музыкальная реальность складывается из самых разных повседневных событий: обыденных, как рутинная черновая работа, насущных и необходимых, как хлеб, радостных, великолепных, незабываемых, как праздничное волшебство доброй сказки. Белорусский союз музыкальных деятелей причастен ко многим из них. Но насколько сопряжена сегодняшняя жизнь уникального сообщества музыкантов с Годом культуры? Вопрос, казалось бы, не риторический, вполне конкретный, однако вряд ли удастся ответить на него без оговорок и рассуждений.

На неоднозначность вопроса обратила внимание и моя собеседница — первый заместитель председателя правления БСМД Наталья Витченко:

«Действительно, трудно себе представить, какими особенными делами могут ознаменовать этот год люди, чья деятельность постоянно и напрямую связана с художественной культурой, да и с культурой в более широком, общем смысле. Из года в год, можно сказать — круглосуточно они просто живут музыкой, творчеством, обогащая эту сферу по мере своих сил, профессионального опыта и таланта. Они всегда неравнодушны, горят идеей воспитания грамотного, просвещенного слушателя, стремятся противостоять индустрии бездумных массовых развлечений, пробуждать вкус к высокому искусству. Находят возможности пропагандировать в обществе — в первую очередь, среди молодежи, а также в детской аудитории — непреходящие духовные и эстетические ценности, традиции национальной культуры, музыкальную классику, лучшие образцы современного композиторского творчества и отечественного исполнительства. Словом, наши музыканты, как и прежде, работают с невероятной самоотдачей, продолжают воплощать задуманное ранее, предлагают новые творческие проекты. Наверное, их ближайшие достижения и новые инициативы можно считать посвящением нынешнему Году, а успешные дела — очередным вкладом в отечественную культуру.

С января список таких дел заметно пополнился. Помимо яркого и резонансного 28-го международного фестиваля классической музыки, состоявшегося в Бресте, наш союз принял участие и оказал поддержку в организации нескольких столичных мероприятий. Два из них подготовлены Ассоциацией руководителей хоров мальчиков и юношей БСМД. Это ставший уже традиционным концерт в Большом зале филармонии «Рождество Христово — на душе светло!» (проводится с 2011 года по инициативе и непосредственном участии Светланы Савельевой — руководителя образцового хора мальчиков и юношей «Парус» Детской музыкальной школы искусств №2 имени Николая Аладова). И — очередная программа популярного филармонического абонемента «Поют мальчишки», в которой выступили хор мальчиков «Credo» СШ № 183 (руководитель Татьяна Сильченко ), вокальный ансамбль мальчиков «Соллерс» ДМШИ № 8 имени Рыгора Ширмы (руководитель Елизавета Попова), хор мальчиков и юношей «Каравелла» Минского государственного Дворца детей и молодёжи (руководитель Анатолий Варлахин), образцовый хор мальчиков и юношей «Соловушка» СШ № 33 (руководитель Андрей Кунцевич) и другие коллективы. Состоялось два концерта филармонического цикла «Поют православные детские хоры», способствующего не только пропаганде церковной хоровой музыки, но и повышению профессионального исполнительского уровня приходских певческих коллективов. Участвовали детско-юношеские и детские хоры прихода в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радосте» (руководители Людмила Литошик и Алла Суханова), «Ладья» Свято-Андреевского прихода (руководитель Любовь Шпаковская), Всесвятского прихода (руководители иерей Андрей /Саврицкий/ и Мария Клочко), а также хор храма иконы Божьей Матери «Всецарица» (регенты Ольга Шолкова и Дарья Светченкова), вокальный ансамбль древнерусского певческого искусства «Сретение» прихода в честь Рождества Иоанна Предтечи (регент Ольга Суарес), мужской хор «Источник» Свято-Петро-Павловского собора (регент Людмила Куцелай).

Заботясь о музыкальной перспективе, союз поддерживает как самых маленьких, начинающих исполнителей, так и молодых профессионалов, заявивших о себе уже, как говорится, «по-взрослому». Помогли, например, организовать в Красном костеле февральский концерт струнного оркестра «Метаморфоза». Коллективу нет еще и года, его собрал и возглавил молодой дирижер Павел Любомудров, пригласив к сотрудничеству лучших минских музыкантов — лауреатов международных конкурсов, стипендиатов специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи. Всегда с интересом встречаем и принимаем креативные идеи, которые предлагает наша Ассоциация молодых композиторов, возглавляемая увлеченным, инициативным Константином Яськовым. В прошлом сезоне это творческое подразделение БСМД приобщилось к сенсационному для Минска, но приемлемому для европейского контекста международному проекту «Бах в метро» — устроило на площадке многолюдного подземного перехода выступления музыкантов. Такой непосредственный контакт с живой классикой словно открыл для многих случайных прохожих окно в новый удивительный мир и получил восторженный общественный резонанс. В офис БСМД тоже неоднократно поступали звонки от благодарных слушателей».

И вот недавно, как рассказала Наталья Васильевна, состоялось новое необычное культурно-просветительское мероприятие. Ассоциация молодых композиторов провела его при содействии Польского института в Минске. Место выбрали также весьма людное, популярное и доступное для всех: торговый центр «Столица». Акция посвящалась дню рождения Фридерика Шопена, который отмечают в первый весенний день. Цель? Приобщение и привлечение внимания минчан к мировому, общечеловеческому культурному наследию — музыке великого композитора, пропаганда высокохудожественного музыкального искусства среди широких масс населения. (Кстати, рассуждая о том, насколько понятен, близок нашим соотечественникам Шопен, можно вспомнить, что его творческий путь хранит и очень тонкий, но выразительный белорусский след: формирование определенных музыкальных пристрастий под влиянием полонезов Михала Клеофаса Огинского, парижское общение с Наполеоном Ордой и прочие примеры, приводимые исследователями).

Что же было в «Столице»? Двухчасовой концерт камерно-инструментальной музыки, сопровождавшийся разнообразным тематическим видеорядом и познавательным конферансом ведущего. Ни с чем не сравнимые, гениальные произведения звучали в исполнении учащихся минской ДМШИ № 3 имени Фридерика Шопена, их преподавателей, а также в трактовке известных профессионалов. Вечно снующие покупатели то и дело превращались в неторопливую публику и входили в эту роль с особым удовольствием, если удавалось выискать удобное местечко в расположенных рядом кафе с кондитерскими лакомствами.

Кто-то, наверное, не найдет никакого смысла в инновациях, опровергающих «правила хорошего тона», сформировавшиеся в сфере академической культуры. Кто-то увидят в этом одну из возможных форм ее выживания в непреодолимом потоке «культурного суррогата». На стыке споров и размышлений ищут неравнодушные люди, единоверцы и оппоненты, способ сохранить непреходящие художественные ценности, обратить на них внимание общества, расширить круг приобщенных к музыкальной классике и посвященных в большое искусство. Ищут — стремясь не предать великие и мудрые традиции, не продать родные корни, позаботиться о духовном наследии…

«Молодежи, пришедшей в союз, может недоставать определенных знаний и навыков, жизненного и профессионального опыта, но у нее есть то, что далеко не всем удается сохранить с течением лет: свежий взгляд на современный музыкальный мир, — убеждена моя собеседница. — Талантливые и самые активные молодые коллеги четко понимают задачи нашего сообщества, чувствуют вызовы времени. Поэтому каждый на своем месте — выступая с концертами, занимаясь музыкальным просветительством, исследовательской или педагогической работой, придумывая коллективный творческий проект, организуя встречу со слушателями — так или иначе ратует за высокое творчество, стремится противостоять рыночной агрессии в искусстве, защитить «музыкальный неформат», поспособствовать развитию глубоких традиций и многообразных направлений национальной музыкальной культуры.

Нетрудно заметить, что молодежь и дети участвуют практически во всех проектах, которые организует или поддерживает БСМД.  В апреле наш некоммерческий продюсерский центр «Классика» в лице его арт-директора Валерия Уколова готовится, как мы между собой пошучиваем, стать «многодетным папой». Запланировано три мероприятия. В начале месяца — концерт в зале Полоцкого Софийского собора с участием певческих коллективов Ассоциации руководителей хоров мальчиков и юношей БСМД и солистов — лауреатов республиканских конкурсов юных вокалистов имени Шаляпина. Затем в Малом зале Белгосфилармонии — концерт юных пианистов, учащихся Республиканского колледжа при Белорусской государственной академии музыки класса Элеоноры Ахремчик. Элеонора Ивановна — известный педагог, одна из ведущих наставников этого уважаемого учебного заведения, 80-летию которого и посвящен концерт. А 24 апреля свою программу представят молодые вокалисты, студенты БГАМ класса Нины Шарубиной — именитой солистки Национальной оперы, народной артистки Беларуси, лауреата Государственной премии.

Кстати, об именах и традициях. Мы всегда откликаемся на душевные запросы поколения, умудренного жизненным опытом, не оставляем без внимания искреннее творчество наших коллег, хранящих верность добрым песенным традициям времен своей юности. Так, в январе при поддержке БСМД в зале «Минск» состоялся концерт памяти Муслима Магомаева «Свет негаснущей Звезды», и золотые шлягеры из репертуара великого артиста прозвучали в исполнении Алексея Исаева — заслуженного артиста Беларуси».

Конкурс — тоже праздник

Для сохранения и развития культуры очень важна преемственность. Это свойство присуще всем постоянным и наиболее масштабным мероприятиям БСМД. О каждом из них стоило бы поведать отдельно: рассказы будут эмоциональные, долгие, со множеством красочных подробностей… Но мы с Натальей Витченко не рискуем объять необъятное и договариваемся так. Она в общих чертах повествует о недавнем и ближайшем, а уж читатель, обладающий даже скромным воображением, представит себе атмосферу некоторых важных музыкальных событий, оценит их воспитательное и общекультурное значение.

«В преддверие весны Ассоциации белорусских баянистов и аккордеонистов провела в Гомеле международный конкурс «Мой сябра — баян». Для многочисленных поклонников популярного в народе инструмента это давно знакомый и ожидаемый праздник. Гомельчане принимали его у себя уже восьмой раз, но впервые — в новом статусе. Учредителем стало Министерство культуры Беларуси, наряду с Гомельским облисполком и нашим союзом, конкурс теперь включен в государственный реестр. И таким образом, в Год культуры «Мой сябра — баян» прошел под номером «1», собрав на творческий турнир представителей Беларуси, Китая, Латвии, Литвы, России, Украины. Он, как и раньше, будет способствовать выявлению и поддержке творчески одаренных детей, развитию их способностей и повышению уровня исполнительского мастерства, популяризации баянного искусства в нашей стране, стимулированию творческой инициативы педагогических работников, развитию и укреплению международных культурных связей. А сама Ассоциация во главе с нашим замечательным баянистом, профессором Николаем Севрюковым продолжит радовать публику разных белорусских городов феерическими концертами с участием ведущих мастеров и новых юных лауреатов.

Совсем недавно Ассоциация руководителей хоров мальчиков и юношей БСМД, продюсерский центр «Классика» вместе с нашей академией музыки и Шаляпинским обществом Беларуси провели четвертый открытый Республиканский конкурс юных вокалистов имени Федора Шаляпина. Это соревнование всегда проходит, как праздник. А организовано оно в целях сохранения и развития традиций вокального исполнительства мальчиков и юношей, выявления среди них новых талантов, оказания им продюсерских услуг и поддержки в повышении профессионального мастерства. Не секрет, что сегодня, в условиях массового увлечения эстрадным вокалом и распространения всевозможных студий, специалисты отмечают определенные проблемы в подготовке певцов академического направления, выявляют плачевные результаты ошибок педагогов в работе с начинающими вокалистами и так называемого «переучивания». Уже ощутим дефицит хороших мужских голосов в профессиональных певческих коллективах. Нынче был значительно расширен возрастной ценз участников конкурса, они распределились по пяти группам — от 10 до 20 лет.

А вот и совсем новый проект: Белорусский конкурс исполнителей на ксилофоне и маримбе имени Михаэля Гузикова. Не только эрудитам в области ударных инструментов, но и многим краеведам-любителям, и знатокам белорусской истории хорошо знакомо это имя. Уроженец Шклова, Гузиков был известным в Европе ХІХ века музыкантом-виртуозом, создателем принятой ныне конструкции ксилофона. Конкурс, о котором давно мечтали музыканты, мы организовали совместно со своим структурным подразделением — Белорусской перкуссионной ассоциацией. Определили основные задачи: увековечить имя знаменитого соотечественника, оказывать содействие дальнейшему совершенствованию и развитию белорусской исполнительской школы игры на ударных инструментах, открывать и поддерживать музыкальные таланты. В рамках мероприятия состоялись открытые уроки ведущих белорусских преподавателей. Все происходило в стенах Детской музыкальной школы искусств № 10 имени Евгения Глебова.

Известнейшая в столице, да и в стране, ДМШИ № 10 празднует свое 45-летие. Начиная с января коллектив отмечает знаменательную дату яркими концертными выступлениями в лучших залах Минска К слову, ее директор Тамара Куницкая активно участвует в работе правления союза, благодаря Тамаре Артемовне у нас сложилось надежное партнерство с творческими коллективами школы, учениками и педагогами, среди которых — признанные таланты, лауреаты различных конкурсов. Отрадно, что школа приобщается ко многим мероприятиям БСМД.

И — о ближайших, апрельских проектах. 

«Сярэбраны звон цымбалаў» теперь зазвучит на Брестчине. Прославленный фестиваль-конкурс переезжает нынче из Молодечно в Барановичи. Проводится он уже восьмой раз. Но поскольку в открытом формате будет по счету только второй, то и обозначен как Второй открытый Форум цимбалистов. В числе учредителей — Министерство культуры Беларуси, Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Брестского облисполкома, Барановичский городской исполнительный комитет, местные музыкальные учреждения — колледж и школа, наш союз и Ассоциация белорусских цимбалистов. Форум посвящается Году культуры.

Его работа направлена на подведение итогов творческой работы цимбалистов за 2013—2015 годы, на пропаганду белорусской цимбальной школы, обмен опытом в исполнительском мастерстве и, разумеется, — на выявление молодых талантов. Трехдневная программа будет насыщенна событьями. Ассоциация белорусских цимбалистов, где основной груз организационных забот приняли на себя Евгений Гладков, ее лидер, и Римма Подойницына, планирует проведение отчетно-выборной конференции. На торжественном открытии форума готовится выступить народный оркестр белорусских народных инструментов под руководством Елены Хачковской и учащиеся цикловой комиссии струнных народных инструментов Барановичского государственного музыкального колледжа. А потом начнется конкурсный марафон — многочасовые прослушивания солистов и коллективов. Он завершится на третий день подведением итогов, награждением лучших в своих возрастных группах, концертом победителей. Сколько проникновенной и жизнерадостной музыки будет вокруг!

Отзвуки «Сярэбранага звону цымбалаў» подхватит минское «Рэха». Это уже третий по счету Открытый белорусский фестиваль-конкурс национальной музыки. Организатором является Творческий центр «Belartsound» БСМД. Проект (его директор — Галина Казимировская, художественный руководитель — Юрий Казакевич) нацелен на популяризацию национальной музыки, показ достижений творческих коллективов, сольных исполнителей. Причем сюда приглашают исключительно артистов-любителей. Предыдущий фестиваль-конкурс проходил в ноябре 2013 года. Теперь его формат расширен, в гости собираются друзья из ближнего и дальнего зарубежья, так что наше «Рэха» озвучит музыку не только композиторов Беларуси, но и других стран. Кроме того, для участия в конкурсе приглашаются танцевальные коллективы.

«Рэха» привлечет внимание многих, ведь в нем столько разнообразия! Концертные программы, конкурсные выступления в различных номинациях, жанрах, возрастных группах (от малолетних деток до пожилых людей), мастер-классы, форумы, круглые столы (в том числе для дирижеров и руководителей творческих коллективов). В числе участников будут народные и академические, однородные и смешанные по составу хоры, вокальные группы, танцевальные ансамбли, солисты. Жюри предстоит сделать выводы о профессиональном уровне творчества национальных композиторов и оценить конкурсные выступления исполнителей».

***

Тем временем продолжается и своеобычная внутренняя жизнь союза. Здесь так же, как принято, наверное, в любом коллективе, чествуют своих юбиляров. В нынешнем списке БСМД немало знаменательных дат. Чье же имя открыло этот юбилейный календарь?

Так уж сошлись звезды: первым принимал поздравления бессменный «Старшыня», председатель правления союза, выдающийся музыкант, педагог, лауреат Государственной премии БССР и премии «За духовное возрождение» Михась Дриневский. 12 февраля ему исполнилось семьдесят пять. В тот вечер у именинника было как никогда много гостей. Друзья, коллеги, официальные лица и ученики; самые близкие и родные люди; давние поклонники уникального таланта и просто зрители пришли к Михасю Павловичу на юбилей в Большой зал филармонии. Концерт Национального академического народного хора под управлением маэстро Дриневского — феноменального артиста, мудрейшего хранителя живых песенных сокровищ непостижимо самобытной белорусской души — прошел с аншлагом, в окружении теплых чувств, хороших слов, добрых пожеланий и под пристальным взглядом телекамер.

«По всей Беларуси, в странах-соседях и в дальнем зарубежье Дриневского знают, уважают и почитают как Народного Артиста, Рыцаря национальной песни, Мастера хора. Пожалуй, только в нашей «корпоративной» среде его имя, его личность связывают еще и с деятельностью творческого союза, — говорит Наталья Витченко. — Михась Павлович — первый и незаменимый! Любим его, желаем здоровья, бережем, как наше неоценимое сокровище. Рыцарь народной песни, он так же самоотверженно, по-рыцарски обороняет всю белорусскую музыкальную культуру, возглавляя наш союз, отстаивая интересы и творческой элиты, и рядовых артистов-исполнителей, и педагогов из глубинки, и юных любителей, только-только переступивших порог храма искусства».

Благодаря Дриневскому история БСМД, длящаяся уже без малого 30 лет, сложилась на сегодняшний день вполне гармонично, хотя вместе со страной музыканты переживали разные периоды, и ситуации бывали проблемные и даже трагические, когда на повестке дня стоял вопрос о самороспуске организации… В общем, надо ли объяснять, что значат для БСМД имя и личность Михася Павловича Дриневского, его искренность, мудрость, порядочность, великодушие и доброта, окутанная теплым юмором? Без него это был бы совсем другой союз. Не с такой внутренней атмосферой и не с такими достижениями.

«Приятно отметить, что именно Михась Павлович благословил наше творческое сотрудничество с журналом «Нёман». Активисты союза с энтузиазмом поддержали необычное начинание, стали проявлять интерес к музыкально-публицистическому проекту. Они ощутили эмоциональную, интеллектуальную, духовную отдачу от сопричастности к литературному контексту современного уважаемого издания, от новых возможностей напомнить о музыке, о людях искусства, поговорить о жизни союза. «Виртуальное» знакомство музыкантов с читательской аудиторий оказалось делом хорошим и важным. Они сами стали читателями, начали выписывать «Нёман», охотиться за ним в киосках. И, кончено, будут рады каждому появлению рубрики «Collegium musicum» на страницах журнала. Мы признательны редакции — нашим чутким, надежным, настоящим творческим партнерам».

Год культуры только набирает силу, а уважаемому общественному объединению уже есть что сказать о результатах своей многогранной и насыщенной деятельности, в которой отражаются самые привлекательные и благородные черты сегодняшнего музыкального облика страны.

Светлана БЕРЕСТЕНЬ

Фото автора и из архива БСМД

Дадаць каментар

Выбар рэдакцыі

Эканоміка

Горадабудаўнічы пашпарт распрацуюць з улікам магчымых аб'ектаў будаўніцтва

Горадабудаўнічы пашпарт распрацуюць з улікам магчымых аб'ектаў будаўніцтва

Пра гэта гаворыцца ў новай рэдакцыі палажэння аб парадку падрыхтоўкі і выдачы дазвольнай дакументацыі на будаўніцтва аб'ектаў, зацверджанаг

Грамадства

Свята каравая прайшло на Гродзеншчыне

Свята каравая прайшло на Гродзеншчыне

На фестывалі згадалі і даўнюю традыцыю — услаўляць завяршэнне земляробчага года абрадамі ў гонар Багача. 

Грамадства

Як у Слаўгарадскім раёне апякуюць пенсіянераў

Як у Слаўгарадскім раёне апякуюць пенсіянераў

Дом у Лапацічах нічым асабліва не выдзяляецца сярод іншых...

Палітыка

Аб чым дамовіліся прэзідэнты Беларусі і Азербайджана?

Аб чым дамовіліся прэзідэнты Беларусі і Азербайджана?

Па выніках перамоў у Мінску яны прынялі сумесную заяву.