Вы тут

Ни дня без музыки


Сразу несколько примечательных творческих акций нынешнего января — в том числе музыкальных фестивалей, премьер, вернисажей — претендовало на роль «стартового события», определившего начало Года культуры в нашей стране. Разумеется, нелепо было бы отстаивать некое условное первенство, пытаясь выяснить, кто же раньше других приобщился к новому и важному государственному проекту. Ведь внимание общества направлено не на организацию актуальной кампании в строгих рамках регламента, а на сущность того постоянного и сложного, всеобъемлющего процесса, который влияет на воспитание человека, формирование личности, на менталитет грядущих поколений, на развитие страны и ее судьбу.

А впрочем...


Нестоличные столицы?

Впрочем, в череде нынешних арт-событий обозначился особый момент, который можно считать официальным открытием Года культуры. Это было торжественное собрание общественности, творческой интеллигенции, представителей власти, где состоялась символическая передача эстафеты культурной столицы Беларуси: удостоенный столь ответственного статуса город Молодечно (там и происходила церемония) принял ее от Бреста, находившегося в эпицентре художественной жизни на протяжении года минувшего.

Замечу, что оба эти города, Брест и Молодечно, независимо от их статуса всегда на виду у наших музыкантов.

Молодечно славится и музыкальным колледжем. И давними фестивальными традициями. (Кстати, в рамках популярнейшего праздника Национальной песни и поэзии «Маладзечна», этим летом он будет посвящен 75-й годовщине со дня рождения Владимира Мулявина, осуществляется и региональный просветительский проект, основанный на белорусской классике разных времен, — благодаря энтузиазму маэстро Михаила Финберга, артистам возглавляемого им оркестра и сподвижнице по союзу музыкальных деятелей, доктору искусствоведения Ольге Дадиомовой, комментатору и популяризатору серьезных концертных программ). Здесь же зарождалась и на протяжении без малого десятка лет складывалась история «фирменного», поистине всенародного республиканского фестиваля Ассоциации белорусских цимбалистов БСМД «Сярэбраны звон цымбалаў».

А еще в этом городе живет и творит маэстро, радеющий за национальное искусство, преданный идеалам классического наследия, обеспокоенный сегодняшним уровнем эстетического воспитания большинства наших сограждан, — директор Молодечненского музыкального колледжа имени М. К. Огинского, председатель Минского областного отделения БСМД, заслуженный деятель культуры Беларуси Рыгор Сорока. Он создал и симфонический оркестр колледжа (теперь уже заслуженный любительский коллектив республики), и единственный в стране молодежный музыкальный народный театр, осуществляющий постановки мировой классики, приобщивший земляков-молодечненцев к оперному жанру. Именно этому инициативному организатору принадлежит идея создания и сценического воплощения оперы об удивительном герое нашей истории — «Міхал Клеафас Агінскі. Невядомы партрэт». С легкой руки дирижера это уникальное романтическое произведение, написанное композитором Олегом Залётневым на либретто Сергея Макарея, вошло в гастрольный актив молодечненских музыкантов, продолжает уже и в новом сезоне завоевывать симпатии слушателей даже за пределами страны...

Неутомимая подвижнца трудится в Бресте: Лилия Батырева. Однажды мне довелось услышать от Лилии Григорьевны трогательную историю, в которой, несомненно, был знак судьбы. Почти полвека назад ей, молодой пианистке, преподавателю музыкального училища, выпал шанс познакомиться со Святославом Рихтером. Когда гениальный артист, возвращаясь после зарубежных гастролей в Москву, впервые решил задержаться в незнакомом приграничном областном центре, чтобы дать концерт для здешних любителей фортепианного искусства, кого-то из брестских педагогов-музыкантов обязали встречать его на железнодорожном вокзале и сопровождать до гостиницы. Перед прибытием гостя план встречи внезапно изменился, и ответственное поручение доверили персонально Батыревой. Пришлось перебороть излишнее волнение, чтобы стать не просто «сопровождающим лицом», а и гидом, и помощницей Рихтера, пусть и на совсем короткий период неожиданных гастролей. Спустя некоторое время он снова выступил в Бресте. Потом еще, еще и еще... Рихтер приезжал в приветливый, радушный и очень чуткий к музыке западный белорусский город восемнадцать раз. Его жена, певица и педагог, профессор Нина Дорлиак охотно выступала перед публикой, а также проводила мастер-классы по вокалу для молодежи Брестского музучилища. На протяжении тридцати лет Лилия Григорьевна по-дружески близко общалась с этой необычной семьей. И пока был жив Святослав Теофилович, получала от него коротенькие и остроумные почтовые приветы из разных стран.

Она каждый год посещала концерты знаменитого фестиваля «Декабрьские вечера», организованного Рихтером в Москве. И этот великий человек, можно сказать, личным примером подвигнул Батыреву на осуществление ее собственного, в то время казавшегося иллюзорным, замысла.

В середине 1980-х она мечтала подарить своему городу ежегодный музыкальный праздник международного уровня — и сделала это! Участниками брестских «Январских музыкальных вечеров» — фестиваля классического искусства, организованного Лилией Батыревой, — в разное время были Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Артур Эйзен, Мария Биешу, Тамара Милашкина, Елена Образцова, Виктор Третьяков, Саулюс Сондецкис, Владимир Спиваков с «Виртуозами Москвы», прославленный хор под управлением Владимира Минина и еще многие, многие именитые исполнители, а также молодые звезды, ярко вспыхнувшие на международных академических конкурсах. Концерты фестиваля, состоявшегося три года назад, вёл незабвенный Святослав Бэлза.

Невероятно! На календаре ее юбилейных дат уже перевернут листок с пометкой «80». А она готова побеждать даже в нескончаемом противоборстве с ветряными мельницами, действовать наперекор хронически прогрессирующим финансовым трудностям, решать самые крутые головоломки, продумывая будущую афишу, — только бы не пострадал престиж звездных брестских вечеров, не снизился художественный уровень их концертных программ. Только бы не угас в людях интерес к живой классике!

Легендарная «мама фестиваля», возглавляющая Брестское музыкальное общество, активно участвующая в работе правления БСМД, отмеченная премией «За духовное возрождение» и с достоинством несущая звание заслуженного деятеля искусств Беларуси, полна неукротимого оптимизма и энергии. Так что начало года, знаменательного нынче для отечественной культуры, вновь украсили осененные рождественским настроением «Январские музыкальные вечера». Благодаря солидной поддержке единомышленников-организаторов (Брестские областной и городской исполнительные комитеты, Белорусский союз музыкальных деятелей, Брестское областное музыкальное общество), арт-директор Лилия Батырева, как всегда, сумела найти, пригласить в свой проект весьма достойных зарубежных гостей и собрать замечательных белорусских музыкантов — непременных участников фестиваля. Традиционный и неповторимый праздник, ставший уже частью нашего культурного пространства, прошел двадцать восьмой раз подряд! А выступили в Бресте, помимо отечественных артистов, их коллеги из Грузии, Дании, Италии, Китая, Литвы, Нидерландов, Польши, России, США, Украины, Чехии.

Таковы лишь некоторые, но, согласитесь, исторические эпизоды жизни двух «некоронованных» музыкальных столиц…

И даже Бах в метро!

Наша музыкальная реальность складывается из самых разных повседневных событий: обыденных, как рутинная черновая работа, насущных и необходимых, как хлеб, радостных, великолепных, незабываемых, как праздничное волшебство доброй сказки. Белорусский союз музыкальных деятелей причастен ко многим из них. Но насколько сопряжена сегодняшняя жизнь уникального сообщества музыкантов с Годом культуры? Вопрос, казалось бы, не риторический, вполне конкретный, однако вряд ли удастся ответить на него без оговорок и рассуждений.

На неоднозначность вопроса обратила внимание и моя собеседница — первый заместитель председателя правления БСМД Наталья Витченко:

«Действительно, трудно себе представить, какими особенными делами могут ознаменовать этот год люди, чья деятельность постоянно и напрямую связана с художественной культурой, да и с культурой в более широком, общем смысле. Из года в год, можно сказать — круглосуточно они просто живут музыкой, творчеством, обогащая эту сферу по мере своих сил, профессионального опыта и таланта. Они всегда неравнодушны, горят идеей воспитания грамотного, просвещенного слушателя, стремятся противостоять индустрии бездумных массовых развлечений, пробуждать вкус к высокому искусству. Находят возможности пропагандировать в обществе — в первую очередь, среди молодежи, а также в детской аудитории — непреходящие духовные и эстетические ценности, традиции национальной культуры, музыкальную классику, лучшие образцы современного композиторского творчества и отечественного исполнительства. Словом, наши музыканты, как и прежде, работают с невероятной самоотдачей, продолжают воплощать задуманное ранее, предлагают новые творческие проекты. Наверное, их ближайшие достижения и новые инициативы можно считать посвящением нынешнему Году, а успешные дела — очередным вкладом в отечественную культуру.

С января список таких дел заметно пополнился. Помимо яркого и резонансного 28-го международного фестиваля классической музыки, состоявшегося в Бресте, наш союз принял участие и оказал поддержку в организации нескольких столичных мероприятий. Два из них подготовлены Ассоциацией руководителей хоров мальчиков и юношей БСМД. Это ставший уже традиционным концерт в Большом зале филармонии «Рождество Христово — на душе светло!» (проводится с 2011 года по инициативе и непосредственном участии Светланы Савельевой — руководителя образцового хора мальчиков и юношей «Парус» Детской музыкальной школы искусств №2 имени Николая Аладова). И — очередная программа популярного филармонического абонемента «Поют мальчишки», в которой выступили хор мальчиков «Credo» СШ № 183 (руководитель Татьяна Сильченко ), вокальный ансамбль мальчиков «Соллерс» ДМШИ № 8 имени Рыгора Ширмы (руководитель Елизавета Попова), хор мальчиков и юношей «Каравелла» Минского государственного Дворца детей и молодёжи (руководитель Анатолий Варлахин), образцовый хор мальчиков и юношей «Соловушка» СШ № 33 (руководитель Андрей Кунцевич) и другие коллективы. Состоялось два концерта филармонического цикла «Поют православные детские хоры», способствующего не только пропаганде церковной хоровой музыки, но и повышению профессионального исполнительского уровня приходских певческих коллективов. Участвовали детско-юношеские и детские хоры прихода в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радосте» (руководители Людмила Литошик и Алла Суханова), «Ладья» Свято-Андреевского прихода (руководитель Любовь Шпаковская), Всесвятского прихода (руководители иерей Андрей /Саврицкий/ и Мария Клочко), а также хор храма иконы Божьей Матери «Всецарица» (регенты Ольга Шолкова и Дарья Светченкова), вокальный ансамбль древнерусского певческого искусства «Сретение» прихода в честь Рождества Иоанна Предтечи (регент Ольга Суарес), мужской хор «Источник» Свято-Петро-Павловского собора (регент Людмила Куцелай).

Заботясь о музыкальной перспективе, союз поддерживает как самых маленьких, начинающих исполнителей, так и молодых профессионалов, заявивших о себе уже, как говорится, «по-взрослому». Помогли, например, организовать в Красном костеле февральский концерт струнного оркестра «Метаморфоза». Коллективу нет еще и года, его собрал и возглавил молодой дирижер Павел Любомудров, пригласив к сотрудничеству лучших минских музыкантов — лауреатов международных конкурсов, стипендиатов специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи. Всегда с интересом встречаем и принимаем креативные идеи, которые предлагает наша Ассоциация молодых композиторов, возглавляемая увлеченным, инициативным Константином Яськовым. В прошлом сезоне это творческое подразделение БСМД приобщилось к сенсационному для Минска, но приемлемому для европейского контекста международному проекту «Бах в метро» — устроило на площадке многолюдного подземного перехода выступления музыкантов. Такой непосредственный контакт с живой классикой словно открыл для многих случайных прохожих окно в новый удивительный мир и получил восторженный общественный резонанс. В офис БСМД тоже неоднократно поступали звонки от благодарных слушателей».

И вот недавно, как рассказала Наталья Васильевна, состоялось новое необычное культурно-просветительское мероприятие. Ассоциация молодых композиторов провела его при содействии Польского института в Минске. Место выбрали также весьма людное, популярное и доступное для всех: торговый центр «Столица». Акция посвящалась дню рождения Фридерика Шопена, который отмечают в первый весенний день. Цель? Приобщение и привлечение внимания минчан к мировому, общечеловеческому культурному наследию — музыке великого композитора, пропаганда высокохудожественного музыкального искусства среди широких масс населения. (Кстати, рассуждая о том, насколько понятен, близок нашим соотечественникам Шопен, можно вспомнить, что его творческий путь хранит и очень тонкий, но выразительный белорусский след: формирование определенных музыкальных пристрастий под влиянием полонезов Михала Клеофаса Огинского, парижское общение с Наполеоном Ордой и прочие примеры, приводимые исследователями).

Что же было в «Столице»? Двухчасовой концерт камерно-инструментальной музыки, сопровождавшийся разнообразным тематическим видеорядом и познавательным конферансом ведущего. Ни с чем не сравнимые, гениальные произведения звучали в исполнении учащихся минской ДМШИ № 3 имени Фридерика Шопена, их преподавателей, а также в трактовке известных профессионалов. Вечно снующие покупатели то и дело превращались в неторопливую публику и входили в эту роль с особым удовольствием, если удавалось выискать удобное местечко в расположенных рядом кафе с кондитерскими лакомствами.

Кто-то, наверное, не найдет никакого смысла в инновациях, опровергающих «правила хорошего тона», сформировавшиеся в сфере академической культуры. Кто-то увидят в этом одну из возможных форм ее выживания в непреодолимом потоке «культурного суррогата». На стыке споров и размышлений ищут неравнодушные люди, единоверцы и оппоненты, способ сохранить непреходящие художественные ценности, обратить на них внимание общества, расширить круг приобщенных к музыкальной классике и посвященных в большое искусство. Ищут — стремясь не предать великие и мудрые традиции, не продать родные корни, позаботиться о духовном наследии…

«Молодежи, пришедшей в союз, может недоставать определенных знаний и навыков, жизненного и профессионального опыта, но у нее есть то, что далеко не всем удается сохранить с течением лет: свежий взгляд на современный музыкальный мир, — убеждена моя собеседница. — Талантливые и самые активные молодые коллеги четко понимают задачи нашего сообщества, чувствуют вызовы времени. Поэтому каждый на своем месте — выступая с концертами, занимаясь музыкальным просветительством, исследовательской или педагогической работой, придумывая коллективный творческий проект, организуя встречу со слушателями — так или иначе ратует за высокое творчество, стремится противостоять рыночной агрессии в искусстве, защитить «музыкальный неформат», поспособствовать развитию глубоких традиций и многообразных направлений национальной музыкальной культуры.

Нетрудно заметить, что молодежь и дети участвуют практически во всех проектах, которые организует или поддерживает БСМД.  В апреле наш некоммерческий продюсерский центр «Классика» в лице его арт-директора Валерия Уколова готовится, как мы между собой пошучиваем, стать «многодетным папой». Запланировано три мероприятия. В начале месяца — концерт в зале Полоцкого Софийского собора с участием певческих коллективов Ассоциации руководителей хоров мальчиков и юношей БСМД и солистов — лауреатов республиканских конкурсов юных вокалистов имени Шаляпина. Затем в Малом зале Белгосфилармонии — концерт юных пианистов, учащихся Республиканского колледжа при Белорусской государственной академии музыки класса Элеоноры Ахремчик. Элеонора Ивановна — известный педагог, одна из ведущих наставников этого уважаемого учебного заведения, 80-летию которого и посвящен концерт. А 24 апреля свою программу представят молодые вокалисты, студенты БГАМ класса Нины Шарубиной — именитой солистки Национальной оперы, народной артистки Беларуси, лауреата Государственной премии.

Кстати, об именах и традициях. Мы всегда откликаемся на душевные запросы поколения, умудренного жизненным опытом, не оставляем без внимания искреннее творчество наших коллег, хранящих верность добрым песенным традициям времен своей юности. Так, в январе при поддержке БСМД в зале «Минск» состоялся концерт памяти Муслима Магомаева «Свет негаснущей Звезды», и золотые шлягеры из репертуара великого артиста прозвучали в исполнении Алексея Исаева — заслуженного артиста Беларуси».

Конкурс — тоже праздник

Для сохранения и развития культуры очень важна преемственность. Это свойство присуще всем постоянным и наиболее масштабным мероприятиям БСМД. О каждом из них стоило бы поведать отдельно: рассказы будут эмоциональные, долгие, со множеством красочных подробностей… Но мы с Натальей Витченко не рискуем объять необъятное и договариваемся так. Она в общих чертах повествует о недавнем и ближайшем, а уж читатель, обладающий даже скромным воображением, представит себе атмосферу некоторых важных музыкальных событий, оценит их воспитательное и общекультурное значение.

«В преддверие весны Ассоциации белорусских баянистов и аккордеонистов провела в Гомеле международный конкурс «Мой сябра — баян». Для многочисленных поклонников популярного в народе инструмента это давно знакомый и ожидаемый праздник. Гомельчане принимали его у себя уже восьмой раз, но впервые — в новом статусе. Учредителем стало Министерство культуры Беларуси, наряду с Гомельским облисполком и нашим союзом, конкурс теперь включен в государственный реестр. И таким образом, в Год культуры «Мой сябра — баян» прошел под номером «1», собрав на творческий турнир представителей Беларуси, Китая, Латвии, Литвы, России, Украины. Он, как и раньше, будет способствовать выявлению и поддержке творчески одаренных детей, развитию их способностей и повышению уровня исполнительского мастерства, популяризации баянного искусства в нашей стране, стимулированию творческой инициативы педагогических работников, развитию и укреплению международных культурных связей. А сама Ассоциация во главе с нашим замечательным баянистом, профессором Николаем Севрюковым продолжит радовать публику разных белорусских городов феерическими концертами с участием ведущих мастеров и новых юных лауреатов.

Совсем недавно Ассоциация руководителей хоров мальчиков и юношей БСМД, продюсерский центр «Классика» вместе с нашей академией музыки и Шаляпинским обществом Беларуси провели четвертый открытый Республиканский конкурс юных вокалистов имени Федора Шаляпина. Это соревнование всегда проходит, как праздник. А организовано оно в целях сохранения и развития традиций вокального исполнительства мальчиков и юношей, выявления среди них новых талантов, оказания им продюсерских услуг и поддержки в повышении профессионального мастерства. Не секрет, что сегодня, в условиях массового увлечения эстрадным вокалом и распространения всевозможных студий, специалисты отмечают определенные проблемы в подготовке певцов академического направления, выявляют плачевные результаты ошибок педагогов в работе с начинающими вокалистами и так называемого «переучивания». Уже ощутим дефицит хороших мужских голосов в профессиональных певческих коллективах. Нынче был значительно расширен возрастной ценз участников конкурса, они распределились по пяти группам — от 10 до 20 лет.

А вот и совсем новый проект: Белорусский конкурс исполнителей на ксилофоне и маримбе имени Михаэля Гузикова. Не только эрудитам в области ударных инструментов, но и многим краеведам-любителям, и знатокам белорусской истории хорошо знакомо это имя. Уроженец Шклова, Гузиков был известным в Европе ХІХ века музыкантом-виртуозом, создателем принятой ныне конструкции ксилофона. Конкурс, о котором давно мечтали музыканты, мы организовали совместно со своим структурным подразделением — Белорусской перкуссионной ассоциацией. Определили основные задачи: увековечить имя знаменитого соотечественника, оказывать содействие дальнейшему совершенствованию и развитию белорусской исполнительской школы игры на ударных инструментах, открывать и поддерживать музыкальные таланты. В рамках мероприятия состоялись открытые уроки ведущих белорусских преподавателей. Все происходило в стенах Детской музыкальной школы искусств № 10 имени Евгения Глебова.

Известнейшая в столице, да и в стране, ДМШИ № 10 празднует свое 45-летие. Начиная с января коллектив отмечает знаменательную дату яркими концертными выступлениями в лучших залах Минска К слову, ее директор Тамара Куницкая активно участвует в работе правления союза, благодаря Тамаре Артемовне у нас сложилось надежное партнерство с творческими коллективами школы, учениками и педагогами, среди которых — признанные таланты, лауреаты различных конкурсов. Отрадно, что школа приобщается ко многим мероприятиям БСМД.

И — о ближайших, апрельских проектах. 

«Сярэбраны звон цымбалаў» теперь зазвучит на Брестчине. Прославленный фестиваль-конкурс переезжает нынче из Молодечно в Барановичи. Проводится он уже восьмой раз. Но поскольку в открытом формате будет по счету только второй, то и обозначен как Второй открытый Форум цимбалистов. В числе учредителей — Министерство культуры Беларуси, Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Брестского облисполкома, Барановичский городской исполнительный комитет, местные музыкальные учреждения — колледж и школа, наш союз и Ассоциация белорусских цимбалистов. Форум посвящается Году культуры.

Его работа направлена на подведение итогов творческой работы цимбалистов за 2013—2015 годы, на пропаганду белорусской цимбальной школы, обмен опытом в исполнительском мастерстве и, разумеется, — на выявление молодых талантов. Трехдневная программа будет насыщенна событьями. Ассоциация белорусских цимбалистов, где основной груз организационных забот приняли на себя Евгений Гладков, ее лидер, и Римма Подойницына, планирует проведение отчетно-выборной конференции. На торжественном открытии форума готовится выступить народный оркестр белорусских народных инструментов под руководством Елены Хачковской и учащиеся цикловой комиссии струнных народных инструментов Барановичского государственного музыкального колледжа. А потом начнется конкурсный марафон — многочасовые прослушивания солистов и коллективов. Он завершится на третий день подведением итогов, награждением лучших в своих возрастных группах, концертом победителей. Сколько проникновенной и жизнерадостной музыки будет вокруг!

Отзвуки «Сярэбранага звону цымбалаў» подхватит минское «Рэха». Это уже третий по счету Открытый белорусский фестиваль-конкурс национальной музыки. Организатором является Творческий центр «Belartsound» БСМД. Проект (его директор — Галина Казимировская, художественный руководитель — Юрий Казакевич) нацелен на популяризацию национальной музыки, показ достижений творческих коллективов, сольных исполнителей. Причем сюда приглашают исключительно артистов-любителей. Предыдущий фестиваль-конкурс проходил в ноябре 2013 года. Теперь его формат расширен, в гости собираются друзья из ближнего и дальнего зарубежья, так что наше «Рэха» озвучит музыку не только композиторов Беларуси, но и других стран. Кроме того, для участия в конкурсе приглашаются танцевальные коллективы.

«Рэха» привлечет внимание многих, ведь в нем столько разнообразия! Концертные программы, конкурсные выступления в различных номинациях, жанрах, возрастных группах (от малолетних деток до пожилых людей), мастер-классы, форумы, круглые столы (в том числе для дирижеров и руководителей творческих коллективов). В числе участников будут народные и академические, однородные и смешанные по составу хоры, вокальные группы, танцевальные ансамбли, солисты. Жюри предстоит сделать выводы о профессиональном уровне творчества национальных композиторов и оценить конкурсные выступления исполнителей».

***

Тем временем продолжается и своеобычная внутренняя жизнь союза. Здесь так же, как принято, наверное, в любом коллективе, чествуют своих юбиляров. В нынешнем списке БСМД немало знаменательных дат. Чье же имя открыло этот юбилейный календарь?

Так уж сошлись звезды: первым принимал поздравления бессменный «Старшыня», председатель правления союза, выдающийся музыкант, педагог, лауреат Государственной премии БССР и премии «За духовное возрождение» Михась Дриневский. 12 февраля ему исполнилось семьдесят пять. В тот вечер у именинника было как никогда много гостей. Друзья, коллеги, официальные лица и ученики; самые близкие и родные люди; давние поклонники уникального таланта и просто зрители пришли к Михасю Павловичу на юбилей в Большой зал филармонии. Концерт Национального академического народного хора под управлением маэстро Дриневского — феноменального артиста, мудрейшего хранителя живых песенных сокровищ непостижимо самобытной белорусской души — прошел с аншлагом, в окружении теплых чувств, хороших слов, добрых пожеланий и под пристальным взглядом телекамер.

«По всей Беларуси, в странах-соседях и в дальнем зарубежье Дриневского знают, уважают и почитают как Народного Артиста, Рыцаря национальной песни, Мастера хора. Пожалуй, только в нашей «корпоративной» среде его имя, его личность связывают еще и с деятельностью творческого союза, — говорит Наталья Витченко. — Михась Павлович — первый и незаменимый! Любим его, желаем здоровья, бережем, как наше неоценимое сокровище. Рыцарь народной песни, он так же самоотверженно, по-рыцарски обороняет всю белорусскую музыкальную культуру, возглавляя наш союз, отстаивая интересы и творческой элиты, и рядовых артистов-исполнителей, и педагогов из глубинки, и юных любителей, только-только переступивших порог храма искусства».

Благодаря Дриневскому история БСМД, длящаяся уже без малого 30 лет, сложилась на сегодняшний день вполне гармонично, хотя вместе со страной музыканты переживали разные периоды, и ситуации бывали проблемные и даже трагические, когда на повестке дня стоял вопрос о самороспуске организации… В общем, надо ли объяснять, что значат для БСМД имя и личность Михася Павловича Дриневского, его искренность, мудрость, порядочность, великодушие и доброта, окутанная теплым юмором? Без него это был бы совсем другой союз. Не с такой внутренней атмосферой и не с такими достижениями.

«Приятно отметить, что именно Михась Павлович благословил наше творческое сотрудничество с журналом «Нёман». Активисты союза с энтузиазмом поддержали необычное начинание, стали проявлять интерес к музыкально-публицистическому проекту. Они ощутили эмоциональную, интеллектуальную, духовную отдачу от сопричастности к литературному контексту современного уважаемого издания, от новых возможностей напомнить о музыке, о людях искусства, поговорить о жизни союза. «Виртуальное» знакомство музыкантов с читательской аудиторий оказалось делом хорошим и важным. Они сами стали читателями, начали выписывать «Нёман», охотиться за ним в киосках. И, кончено, будут рады каждому появлению рубрики «Collegium musicum» на страницах журнала. Мы признательны редакции — нашим чутким, надежным, настоящим творческим партнерам».

Год культуры только набирает силу, а уважаемому общественному объединению уже есть что сказать о результатах своей многогранной и насыщенной деятельности, в которой отражаются самые привлекательные и благородные черты сегодняшнего музыкального облика страны.

Светлана БЕРЕСТЕНЬ

Фото автора и из архива БСМД

Дадаць каментар

Выбар рэдакцыі

Палітыка

Уладзімір Андрэйчанка расказаў пра найбольш значныя законапраекты

Уладзімір Андрэйчанка расказаў пра найбольш значныя законапраекты

 «Толькі агульнымі намаганнямі мы зможам супрацьстаяць няпростым выклікам часу».

Грамадства

Як у Беларусі абясшкоджваюць боепрыпасы

Як у Беларусі абясшкоджваюць боепрыпасы

​Колішняя Беларуская ваенная акруга лічылася адной з самых магутных у СССР.

Грамадства

Выхоўваць ці любіць? Шчырая размова з педагогам пра бацькоўскія страхі

Выхоўваць ці любіць? Шчырая размова з педагогам пра бацькоўскія страхі

«Калі ў вас адкрыўся рот, каб накрычаць на дзіця, спыніцеся хоць на секунду…» 

Грамадства

Чым здзівіў сёлета «Кліч Палесся»

Чым здзівіў сёлета «Кліч Палесся»

Этнафэст стаў вядомым далёка за межамі Беларусі.