Вы тут

Карьеры Иоффе


О человеке, в жизни которого переплелись Беларусь, Казахстан, Россия.

Скрепой евразийского экономического союза являются человеческие контакты, связи между людьми. Человеческое измерение ЕАЭС — это переплетение истории стран — членов объединения в судьбах конкретных людей. Так, в судьбе Саула Иоффе, почетного дорожника БССР, поэта, тесно переплелись Беларусь, Казахстан, Россия.


Братья Иоффе (сле­ва на­пра­во: На­ум, Са­ул, Эммануил). Минск, ок­тябрь 1959 г.

Бежали в степи

Он родился в городе Слуцке 2 октября 1935 года. Отец работал дорожником, мать была домохозяйкой. Затем семья переехала в Березино, где родился брат Саула Эммануил — будущий известный белорусский историк.

Судьба распорядилась так, что Саул избежал участи большинства белорусских евреев, ставших жертвами холокоста: семья Иоффе эвакуировалась в Казахстан. Они оказалась в колхозе имени 1 мая Село-Тюбинского района Кызылординской области. В январе 1942 года здесь родился еще один младший брат Саула — Наум.

Саул был старшим ребенком в семье, помогал заготавливать дрова, ухаживал за огородом. Он усвоил, что главное в уходе за растениями — это своевременный полив водой из арыка. Хорошо росли кукуруза, дыни, арбузы.

Дыни резали полосками вдоль, сушили на крыше. Потом плели из этих полосок «косы» и укладывали в ящик на зиму. Саул всю последующую жизнь считал, что на свете нет ничего вкуснее сушеной дыни.

Кукурузу на каменном жернове мололи, получались крупа и мука. Крупа — на суп, мука — на лепешки. Казахи помогали семье Иоффе во многом, хотя сами жили бедно: все шло на фронт. Бывало, заходил к нам старый казах и отдавал матери добытого на охоте зайца.

Юный Саул сам уходил в степь почти каждый день и приносил степных черепах, из их мяса, похожего на куриное, готовили суп. Находил он и черепашьи яйца — они были похожи на маленькие куриные. Еще он приносил из степи дикий лук и чеснок.

Из Москвы в колхоз, где жила семья Иоффе, эвакуировали интернат. Родители интернатовцев остались в Москве, а дети в эвакуации почти никогда не были сытыми. Саул научил их варить и есть черепах. В школу он пошел в сентябре 1943 года. Это была казахская школа. Саул неплохо выучился говорить по-казахски — дети всегда быстрее осваивают язык.

...И куры под печью

В 1945 году семья Иоффе вернулась в Березино. Отец снова пошел работать в ДЭУ-718. Временно поселились в маленькой кладовке у двоюродной сестры матери и тети Фриды. Дом семьи сгорел, ничего от него не осталось, а дом отца в деревне Селиба сохранился. Он, кстати, и сейчас стоит на том же месте.

Старший Иоффе продал его односельчанам Винникам, а на вырученные деньги купил дом по улице Комсомольской, 6. Так семья переселилась в собственное жилье, где прошли послевоенное детство и юность Саула, Эммануила и Наума. В школу Саул пошел в третий класс в сентябре 1945 года. После войны электричества еще не было, поэтому уроки делал при свете керосиновой лампы.

Когда дети еще учились в школе, родители держали корову, козу, гусей, кур и обычно одного поросенка. Дом был большой, с двумя русскими печами. До войны он принадлежал двум еврейским кузнецам — братьям Годесам. Кур на зиму забирали на кухню, где под печью был курятник, и зимой у семьи Иоффе всегда были яйца. Отапливать большой дом было тяжело, и вся семья, пятеро человек, практически жила в одной комнате.

Снова Казахстан

С седьмого класса Саул Иоффе мечтал стать геологом и вернуться в южно-казахстанские степи, искать полезные ископаемые в тех местах, где в детстве охотился за черепахами. В июне 1958 года он, по окончании Ленинградского горного института имени Г.В. Плеханова, получил диплом горного инженера и выбрал местом работы южно-казахстанское геологоразведочное управление.

Он отправился в Алма-Ату, где его встретили приветливо, но предложили работать в семипалатинской геолого-разведочной экспедиции, которая находилась в Восточно-Казахстанской области. Там нужны были специалисты, так как намечался большой объем работ по разведке месторождений цветных металлов и золота. Молодой специалист согласился и выехал в Семипалатинск. Главный геолог предложил ему отправиться в чингизскую геолого-разведочную партию на разведку медных руд. Место работы находилось в чистом поле на склонах чингизского хребта. Вместе с другими молодыми специалистами он жил сначала в палатке.

Они сами построили себе жилье, здравпункт, клуб, столовую, контору из самана (кирпич из глины и соломы), который делали для геологов бригады чеченцев, выселенных еще в 1944 г. из Чечни в Казахстан. Прорабом взрывных работ был Владимир Жулидов, который взял Саула жить к себе в недостроенный саманный домик.

Выложенные наполовину стены достраивать было некогда, поэтому домик просто накрыли, чтобы была хотя бы крыша; дверь в новом жилище оказалась высотой около метра.

Зимой дом топили углем и коксом, спрессованным в галушки яйцевидной формы. Именно Владимир Жулидов научил Саула взрывному делу на практике.

Работал Саул Иоффе в чингизской геолого-разведочной партии старшим буровым мастером, начальником смены самоходных буровых установок. Летом 1959 года познакомился со своей будущей женой Еленой Жумсбековой.

Требуется специалист

В конце 1960 года Саула позвал в Беларусь начальник Главного управления шоссейных дорог при Совете Министров БССР: на родине требовался специалист по открытым горным взрывным работам и геологоразведке нерудного сырья. Саул был назначен старшим инженером управления. Геологические способности, блестящее владение взрывным делом помогли этому человеку дать жизнь карьерам в Борунах, Омневичах, Скабине, Томашгороде, Черкассах.

После работы в Главном управлении шоссейных дорог наступил черед института «Белгипродор». Здесь работа была связана с поиском и разведкой строительных материалов, карьерами. Руководитель проектно-изыскательной партии института Саул Иоффе обеспечивал их высококачественное проектирование. Так продолжалось четыре года.

Последующие тринадцать лет уроженец Слуцка работал начальником горно-маркшейдерского отдела РПО «Дорстройматериалы». В его послужной список добавились карьеры в Крулевщизне и Кошелях. На базе всех карьеров, открытых Иоффе, возникли заводы. Четырнадцать лет этот незаурядный человек отработал в «Белдорцентре» Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

11 тысяч экспонатов

Последние 14 лет своей жизни, оборвавшейся 25 октября 2015 года, Саул Григорьевич возглавлял Музей истории дорожного хозяйства Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов «Белдорстрой». Он сам его создавал, пополнив музей 11 тысячами (!) экспонатов.

Трудовая деятельность Саула Иоффе получила высокую оценку. Он удостоен разных наград, в том числе — «Почетный дорожник БССР» и «Почетный дорожник Республики Беларусь». При этом Саул оставался поэтом, он автор семи книг стихотворений и гимна дорожников.

Саул Иоффе до конца жизни сохранял самые теплые воспоминания о пребывании и в России, и в Казахстане, не прекращал контакты со многими людьми, с которыми связала судьба в трех государствах. Он горячо и сердечно поддержал создание ЕАЭС и пророчил ему большое будущее.

Михаил СТРЕЛЕЦ, профессор

Выбар рэдакцыі

Палітыка

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

У парадку дня — зацвярджэнне Канцэпцыі нацбяспекі і Ваеннай дактрыны.

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.