Вы тут

Что подвигает людей искать останки погибших в 1941-м солдат?


Амуниция, средства для поиска, личные отпуска — эти люди ничего не жалеют для того, чтобы хоть еще одно имя вернуть из небытия. Родственники пропавших без вести дедов и отцов уже смирились с потерей, но не перестали ждать. Потому что благодаря поисковикам даже спустя 75 лет солдаты и командиры продолжают возвращаться с войны.


Еще 28 жертв вой­ны обрели по­кой.

Дивизия, которой не стало

В Чаусском районе Могилевской области вот уже несколько лет подряд работают рука об руку поисковики могилевского военно-патриотического клуба «ВИККРУ» и арзамасского отряда «Рассвет». Здесь насмерть стояли бойцы сформированной в Горьком (сейчас это Нижний Новгород) 160-й стрелковой дивизии. Из 12 тысяч человек 9 тысяч закончили свой боевой путь на Могилевщине. В их память в декабре 2011 года в Чаусах был установлен мемориальный знак. Но вся территория района — сплошной мемориал. За 5 лет совместных с россиянами вахт памяти были перезахоронены останки 132 советских воинов. Но это единицы, учитывая, что в земле по-прежнему продолжают лежать тысячи погибших.

Советский «Рембо»

Могилевские поисковики все без исключения энтузиасты. Все держится только на братстве и, если повезет, спонсорской поддержке.

Сергей Якубович работает в одном из частных предприятий Могилева, а все свободное время посвящает поисковым работам. В клуб «ВИККРУ» пришел вслед за своим другом Павлом Кончиковым. И теперь не представляет, как он раньше без этого жил.

— Мы ведь не знаем о той войне и сотой части, — говорит он. — От дедов нам остаются награды, а мы даже не в курсе, за что они их получили. Есть подвиги покруче, чем у Рембо. Один мой знакомый через сайт «Подвиг народа» узнал, что его дед, считай, в одиночку очистил от фрицев целую деревню. Немцы засели с пулеметами в хатах и никого близко не подпускали. А он пробрался в деревню, бежал по улице и забрасывал в окна гранаты. Только это дало возможность нашим войти в деревню. Награда пролежала в семейном архиве почти 70 лет. И никто даже не знал, за что ее деду дали. Сам он об этом никогда не рассказывал.

Работы хватит потомкам

Более чем за 20 лет существования Могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «ВИККРУ» по архивным материалам, сайтам ОБД «Мемориал» установлены имена более 15 тысяч командиров и бойцов, погибших на могилевской земле.

Клуб превратился в своего рода поисково-исследовательскую лабораторию по изучению событий 1941-го года, говорит его руководитель, историк и военный писатель Николай Борисенко.

— Кроме горьковской 160-й стрелковой дивизии, здесь пропали без вести, погибли, попали в плен солдаты и командиры 42-й «Лазаренковской» стрелковой дивизии, 6-й стрелковой дивизии полковника Папсуй-Шапко, 55-й стрелковой дивизии — и это только навскидку, — отмечает он. — Большая часть бойцов этих дивизий в 1941-м осталась лежать в Чаусском и Славгородском районах. И то, что мы делаем, не в наших силах довести до конца. Это останется нашим детям и внукам.

Подростки-поисковики

В этом году поисковики с Арзамаса две недели принимали участие в раскопках на территории Славгородского и Чаусского районов.

— Мы подняли останки 16 человек в двух районах, а всего за последние 7 лет нашли уже сотню погибших, — говорит руководитель арзамасской делегации Михаил Марков.

Военной археологией Михаил увлекся еще во время учебы на истфаке, сейчас сам занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи.

— В течение нескольких лет учим с ребятами историю и анатомию, объясняем, как работать с инструментами и взрывоопасными предметами. И только потом приглашаем на вахты, — говорит Михаил.

В составе арзамасского военно-патриотического отряда «Рассвет» исключительно подростки.

Ксения Сажинова и Кристина Уланова единственные из девчонок приехали в Беларусь. Обе пришли в отряд через приборостроительный колледж. «Наш преподаватель истории руководит отрядом, он и предложил приобщиться», — улыбается Ксения.

Раскопки за свой счет

Нет на постсоветском пространстве ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Поисковики делают колоссальную работу, по крупицам собирая в мелкие осколки разбитые человеческие судьбы.

Но вахты памяти и международные экспедиции — это огромные деньги. На счету могилевского клуба «ВИККРУ», который тесно работает с 52-м особым специализированным поисковым батальонам, тысячи находок, бесценного архивного материала. Но нет даже денег на то, чтобы одеть всех бойцов в одинаковую форму. Уже не говоря про то, что каждый раз приходится сводить концы с концами, собирая деньги то на бензин, то на еду, то на необходимые для поисков инструменты. А ведь большинство тех, кого находят поисковики в белорусской земле, — русские.

Поисковики робко пытаются заявить о том, что их работы могли бы финансироваться за счет средств Союзного государства. Но пока их никто не слышит. Корреспондент «СЕ» обратилась к консультанту представительства Постоянного комитета Союзного государства в Минске Андрею Бригадину, чтобы узнать, почему.

— Мы выясним, под чьей эгидой проходят эти мероприятия, чтобы конкретный государственный орган мог их инициировать для включения в союзный план. Если это будет одобрено на Совмине Союзного государства, поисковые мероприятия смогут войти в состав союзных программ и решится вопрос о финансировании, — пообещал он лично поднять этот вопрос на своем уровне.

Нелли ЗИГУЛЯ

zigulya@zviazda.by

Загаловак у газеце: Вернуться с войны

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».