Вы тут

Внимание, животные на дороге!


Фото Юрия Горида

Предрасветье – волшебное время. Солнце еще не заняло главенствующую позицию на небе, но уже осветило лес, давая сигнал к очередному жизненному старту. Из полудремы начинают выходить деревья и кустарники, готовясь преобразовывать энергию солнца, просыпаются и животные, чтобы скорее отправиться на поиск корма. Внезапно тишину нарушает визг тормозов и глухой удар о корпус автомобиля. Это человек вмешался в размеренную жизнь природы, убив одного из членов лесного братства.

Смертельная встреча

Проблема животных на дороге сегодня актуальна во многих странах мира, в том числе и в Беларуси. Мы гордимся не только лесами и болотами, но и развитой дорожной инфраструктурой. Общая протяженность автомобильных дорог сегодня составляет 86,6 тыс. км, причем из них 15,7 тыс. км имеют республиканское значение. Но рост количества транспортных средств, интенсивности дорожного движения неизменно приводят к увеличению конфликтов человека и животных, у которых по ту сторону дороги – свои интересы.

По словам заведующего сектором экологической оценки преобразований окружающей среды ГНПО “НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам” Руслана Новицкого, для полноценной жизни и поддержания разнообразия генофонда животным необходимо постоянно расселяться, внося “свежую кровь” в другие популяции сходных видов. Расселение при увеличении плотности, поиск новых мест кормежки, мест для воспроизведения потомства и в целом лучших условий жизни вынуждают животных переходить через созданные человеком преграды, рискуя попасть под колеса автомобилей. Именно игнорирование при проектировании и развитии сети дорог естественного хода природных процессов и приводит к гибели людей и животных, не считая внушительного материального ущерба.

Фото Руслана Новицкого

Количество таких трагических встреч неуклонно растет с каждым годом. Причем потери и травмы бывают с обеих сторон. Если косуля и другие молодые животные, выскочившие под колеса, имеют достаточно небольшие размеры и ущерб для автомобиля в таком ДТП может быть минимальным, то совсем другая ситуация при столкновении автомобилей и крупных копытных – лосей, оленей, диких кабанов. Официальная статистика говорит о 150 ДТП с участием животных в год, неофициальная – почти о 400 случаях.

Пешеходный переход для лосей

Как же спасти животных от нелепой гибели под колесами автомобиля? Несколько лет назад специалисты НПЦ по биоресурсам провели комплексное изучение ДТП с участием представителей белорусской фауны.

– За три года исследований нам удалось найти самые уязвимые участки дорог, где чаще всего происходят аварии, и определить места наибольшей активности животных, – говорит Руслан Новицкий. – Все накопленные данные легли в основу картосхемы миграционных коридоров, которую удалось разработать при поддержке Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

На карто-схеме для копытных очерчены пути миграций и популяционные ядра (лесные массивы с высокой концентрацией животных) и нанесены основные автодороги страны. Пересечения автодорог с миграционными коридорами ядрами и есть те самые опасные участки с высокой частотой ДТП.

Будьте осторожны!

Чаще всего аварии с участием копытных происходят летом. В июне-июле молодняк ищет свое место под солнцем. А в конце августа и до середины октября у оленей и лосей начинается период гона (размножения), когда активизируется их перемещение из одной части популяции в другую.

Самый же опасный период суток для ДТП с участием копытных – вечерние и утренние сумерки. В это время снижается острота зрения и внимательность водителей, а животные, в свою очередь, повышают активность – утром они перемещаются ближе к пище, а вечером возвращаются на ночевку в глубину леса.

Схема предназначена для использования при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании автомагистралей и других объектов. Она позволяет быстрее и эффективнее подготовить все документы и начать строительство/реконструкцию дороги с установкой в местах активного движения животных специальных переходов и существенно сократить затраты на огораживание дороги сетчатыми конструкциями.

В странах Европы для этого используются виадуки – специальные мостовые конструкции над дорогой, засаженные кустарниками, деревьями, другой растительностью и огражденные шумозащитным экраном. Стоимость одного такого сооружения колеблется от 1,5 до 4 млн евро. При невозможности установки виадуков используются и проходы под автодорогой.

Миграционные коридоры копытных Минской области.

По словам Руслана Викторовича, белорусский вариант намного дешевле и скромнее в декоре, но так же эффективен. В нашей стране переходы для животных в основном строятся под дорогой. Сегодня некоторые из них уже успешно действуют на отдельных участках автодорог, другие должны начать строиться в ближайшее время.

Специалисты используют как уже существующие сооружения на автодорогах, так и типовые арочные конструкции, спроектированные для проезда транспорта, прохода людей, перепуска воды. Есть и варианты сочетания обустройства проходов с другими коммуникациями – второстепенными дорогами местного значения, речными и железнодорожными мостами.

– Но главная проблема сегодня состоит не в их установке, а в привлечении туда животных, – считает ученый. – Поэтому в комплексе с проходами необходима установка сетчатых направляющих конструкций, которые не дают животным выходить на дорогу в другом месте, и высадка комбинаций растений, привлекающих копытных.

При этом специалист считает, что ограждать сеткой протяженные участки дороги (до нескольких десятков километров) не нужно и экономически нецелесообразно. Миграционные коридоры копытных достаточно узки (от 3 до8 км), поэтому эффективнее и дешевле всего определить места массового выхода и там создать необходимые переходы с направляющими конструкциями.

Кроме того, в уже установленных сетчатых конструкциях на автодорогах Минск–Могилев, Минск–Гомель, Минск–Микашевичи существует масса разрывов с каждой из сторон, через которые копытные выходят на автодороги, и не могут перебраться на противоположную сторону, так как там разрывов нет. Они вынуждены идти вдоль дороги и мало того, что рискуют попасть под колеса, но еще и способствуют активному расселению произрастающих на обочине инвазивных видов растений.

Операция “Спасти лягушку”

Если лоси, олени и кабаны то и дело фигурируют в новостных сводках о ДТП, то другие, мелкие виды животных, страдают чаще и больше копытных. Но, как правило, эти трагедии мене заметны неспециалистам.

Так, летом от столкновения с автомобилями гибнет множество комаров, мух, мошек. Правда, насекомые достаточно быстро восстанавливают численность своих собратий, чего не скажешь о земноводных (лягушках, жабах, тритонах).

Проблема в том, что при проектировании и реконструкции дорог крайне редко учитывается тот факт, что последние проходят через местные популяции этих животных. В результате автострада разделяет “комнаты” их природного дома. И каждую весну, когда начинаются массовые миграции земноводных (самок с икрой и самцов) в места размножения, не доходят до пункта назначения миллионы особей.

– В 2001 году, в начале нашей исследовательской работы, выявилось, что на автодороге Минск–Витебск на участке пересечения с Березинским биосферным заповедником гибнет до 85-95% мигрирующих животных, – отмечает Руслан Новицкий. – За 5 лет наблюдений к 2005 году численность популяции земноводных, обитающей вдоль автодороги, сократилась с 2000 до 50 кладок – за 5 лет выжило всего 50 самок.

Нужно было срочно исправлять ситуацию. И в 2006 году, впервые в СНГ, на территории заповедника появились специальные проходы для земноводных. Они представляют собой направляющие конструкции (высокие бордюры) вдоль дороги и проходящие под ней трубы. Благодаря их установке численность кладок сегодня достигает 200-250, а в отдельные годы – до 600.

Как и в случае с копытными, проходы для земноводных делаются не по всей длине дороги, а в определенных участках, частота встречаемости которых колеблется по стране от 5 до 30 км. Сегодня еще 8 таких участков обустроено специальными конструкциями, расположенными в Беловежской пуще, – чаще всего животные переходят дорогу у влажных лесов и чернольшанников. Действует один коридор и на автодороге М5 (Минск–Гомель) в районе 72-го километра. Есть проект обустройства такими проходами и второй Минской кольцевой, и автодороги М6 (Минск–Гродно).

Кроме установки бордюров и труб, белорусские ученые разработали и другие способы спасения земноводных от наездов. Среди них – технологи перенаправления миграционных коридоров, переобустройства водоемов размножения, их восстановления после реконструкции дороги и переселения популяций. Так, благодаря созданию группы водоемов размножения с различными глубинами и специфической растительностью, на двух участках автодороги М5 (Минск–Гомель) удалось за год в среднем в три раза увеличить популяцию гребенчатого тритона.

Фото Анатолия Клещука

Эти и другие природоохранные проекты НПЦ по биоресурсам уже нашли отклик у специалистов дорожной отрасли и охраны природы стран СНГ. По словам Руслана Новицкого, на сегодня наработан солидный опыт работы с проектными строительными организациями, жаль только, что он не используется в полной мере и редкие участки автодорог способствуют сохранению хотя бы части природы.

Птицы гибнут в полях, а ежи – у деревни

Гибель птиц на дорогах наблюдается намного реже, чем у земноводных и копытных. В основном, столкновения с автомобилями происходят в июне, когда слетки (пернатая молодежь) учатся летать. В конце лета также иногда возникают локальные места гибели, спровоцированные человеком, – часто при потере зерна к дороге подтягиваются зерноядные птицы и мышевидные грызуны.

Основную же опасность, по словам Руслана Новицкого, для пернатых сегодня представляют неземные преграды, а воздушные – лини электропередач. И чаще всего они травмируются не электротоком, а ударяются о висящие провода. Поэтому немаловажно, что в последние годы местные распределительные сети начали использовать изолированные провода, которые уберегают от поражения током и боле заметны для птиц. А в Беловежской пуще, чтобы избежать травмирования пернатых, планируется и вовсе перейти на подземные кабели.

Доля мелких млекопитающих в статистике также велика. Непредсказуемое поведение часто играет злую шутку с зайцами и мышами. Ежи также часто гибнут на дорогах – обычно на небольшом удалении от населенных пунктов.

Жертва, но не добыча

К сожалению, далеко не всегда водители сообщают о столкновении в ГАИ, они просто покидают место происшествия, иногда прихватив с собой тушу подбитого животного. И тем самым нарушают не только Правила дорожного движения, но и природоохранное законодательство.

Чтобы избежать штрафных санкций, при столкновении с животным необходимо сразу позвонить в милицию или спасателям, если их помощь необходима. Сотрудники этих ведомств выедут на место и оповестят о случившемся охотхозяйство или местные власти, если ДТП произошло вне территории охотугодий. Предпринимать какие-либо действия по спасению животного самостоятельно опасно, ведь предсказать поведение травмированного зверя невозможно.

Фото БЕЛТА

Дальнейшую судьбу животного решит комиссия, состоящая из ветеринара, представителей охотхозяйства, а также территориальных структур Минлесхоза и Минприроды. Такой порядок определен Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты. Кроме того, правила запрещают добывать, разделывать и перемещать раненых, травмированных, больных или погибших диких животных.

– За незаконную транспортировку диких животных и их частей нарушители могут быть привлечены к административной и даже уголовной ответственности, – отмечает пресс-секретарь Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Ольга Громович. – Под действие уголовной статьи попадает перемещение таких крупных животных, как, например, лось, олень, кабан, косуля. Чаще всего они и становятся жертвами аварии. Санкция уголовной статьи предусматривает в подобных случаях наказание от крупного штрафа до трех лет лишения свободы. К тому же могут конфисковать автомобиль.

По словам Ольги Громович, такие жесткие правила были приняты относительно недавно и не просто так. Правовым пробелом активно пользовались браконьеры, заявляя, что нашли мертвое животное в лесу или у дороги. Оружия у них в момент транспортировки могло и не быть. Поэтому наказать нарушителей по всей строгости не представлялось возможным. Сейчас же отговорка “нашел” не работает.

Взаимодействие – шаг к решению проблемы

Сегодня в нашей стране при активном участи специалистов НАН Беларуси и Минприроды проводится работа по созданию национальной экологической сети – системы функционально взаимосвязанных ОПТ и природных территорий, подлежащих специальной охране, предназначенных для сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, а также обеспечения непрерывности среды обитания объектов животного мира.

Но чтобы она действовала эффективно, недостаточно просто определить ядра популяций, экологические коридоры и охранные зоны. Строительство специальных проходов для животных, расширение экологических коридоров за счет выделения новых охраняемых территорий, грамотное управление природной средой, направленное на сохранение биоразнообразия и уменьшение антропогенной нагрузки, – все это в совокупности и даст необходимый эффект.

Свой вклад должны внести автомобилисты. Даже если многих трагедий на дорогах не удастся избежать, то благодаря вниманию и аккуратности можно свести их к минимуму.

Вероника КОЛОСОВА

Как предотвратить наезд на животное (советы ученых и Госавтоинспекци)

● В сумеречное и ночное время чаще смотрите на обочину дороги. Животное может выскочить из леса, идти вдоль проезжей части, а затем внезапно сделать прыжок на противоположную сторону дороги. У крупных копытных свет фар ярко отражается в глазах.

● Если вы увидели вдали перебегающего дорогу или остановившегося посредине кабана, притормозите и подождите – возможно, за ним следует группа.

● Будьте внимательны на участках дороги, обозначенных специальными знаками “Дикие животные” либо “Земноводные”. Последние сегодня установлены в Березинском заповеднике, национальных парках “Припятский” и “Нарочанский”, а также в районе Бобруйска и других.

● Старайтесь не использовать звуковой сигнал. Он может сделать поведение животного мене предсказуемым и изменить траекторию его движения, что способно повлечь за собой ДТП.

● Увидев вблизи дороги или на проезжей части животное, максимально снизьте скорость, вплоть до остановки, и включите аварийную световую сигнализацию для привлечения внимания других участников дорожного движения.

● Не пытайтесь объехать животное, так как его поведение непредсказуемо. Не стоит резко менять направление движения: чаще всего водители пассажиры получают смертельные травмы не в результате столкновения, а после съезда с проезжей части и последующего опрокидывания или наезда на придорожные деревья.

Дадаць каментар

Выбар рэдакцыі

Спорт

Вячаслаў Грэцкі: Часам называюць мяне Уэйнам

Вячаслаў Грэцкі: Часам называюць мяне Уэйнам

Пра знакамітае прозвішча і сучаснасць беларускага хакея.

Эканоміка

Ці можна кіраваць попытам спажыўцоў?

Ці можна кіраваць попытам спажыўцоў?

Ад спантаннай пакупкі са «зніжкай па-беларуску» можна не толькі не атрымаць якой-небудзь эканоміі, але і пераплаціць за яе.

Культура

У Мінск прыедуць «Іліяда» на папірусе і найстаражытнейшыя фрагменты Бібліі

У Мінск прыедуць «Іліяда» на папірусе і найстаражытнейшыя фрагменты Бібліі

Выстаўка адкрываецца ў Нацыянальнай бібліятэцы Беларусі.

Грамадства

Андрус Пулакас: У Беларусі шукаю не адрозненні, а супадзенні

Андрус Пулакас: У Беларусі шукаю не адрозненні, а супадзенні

З Літвой у нас агульнае гістарычнае мінулае, і зараз яна – наша бліжэйшая суседка ў Еўрасаюзе.