21 кастрычніка, серада

Вы тут

В Бишкеке встретились представители творческой и научной интеллигенции


Кыргызстан принимал XІ форум творческой и научной интеллигенции государств — участников СНГ в год 25-летия содружества. Дата знаковая: фактически за это время в наших странах выросло новое поколение. Это люди молодые и энергичные, они в ближайшее время будут определять пути развития стран, каждая из которых в наше время руководствуется своими геополитическими интересами, не исключая при этом возможностей для сотрудничества в пространстве СНГ.


Например, Кыргызстан — страна, ставшая историческим «перекрестком культур и религий». Это было отмечено в официальном приветствии Президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева в адрес участников Форума. Как и многие народы СНГ, киргизы сегодня осмысливают свое прошлое, сохраняя тысячелетние традиции, но и строят культурное будущее: каждый пятый сом (денежная единица в стране) тратится на образование. «Мы очень рады, что данный Форум проходит в Кыргызстане именно в Год истории культуры», — подчеркнула Гульнара Кудайбердиева, исполняющая обязанности вице-премьера Кыргызстана. Она отметила, что Форум является крупнейшим мероприятием на пространстве Содружества, где подводятся итоги прошлого года, обсуждаются планы по совместным проектам, рекомендации по вопросам взаимодействия в научной, образовательной, культурной сфере. В Кыргызстане были личности, способные вести диалог на самом высоком международном уровне. Например, писатель и гуманист Чингиз Айтматов. С возложения цветов к его памятнику начались встречи в Бишкеке.

На перспективах гуманитарного сотрудничества делали акцент во время работы Форума в государственной резиденции «Ала-Арча» гости из Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и России.

— Научные и гуманитарные связи являются важнейшим компонентом государственных и личностных отношений, — отметил посол Беларуси в Кыргызстане Виктор Денисенко.

Поэтому в СНГ им отведена особая роль: определять смысл и тон межкультурного диалога на общем пространстве. Михаил Швыдкой, сопредседатель правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ, пояснил:

— СНГ — образование исторически необходимое, которое выдержало многие испытания. Но в то же время нынешняя реальность говорит о необходимости выстраивать новое гуманитарное пространство. Сегодня в наших странах выросло поколение людей, которые не жили в СССР, лишены этой ностальгии, и даже не все 25-летние жители СНГ сегодня говорят на русском языке. Они мотивированы другими вещами, чем их предшественники. Например, для меня такого рода встречи носят сентиментальный оттенок, в то время как молодые люди очень реалистично смотрят на то, какие проекты можно реализовать вместе, как более полно раскрыться на постсоветском пространстве, где могут быть перспективы для творческого и научного сотрудничества. Именно эти молодые люди определяют погоду на будущее, и они испытывают потребность в общении со своими сверстниками из других стран, они очень мобильны и нацелены на реальный результат и участие в интересных проектах. Невозможно сегодня говорить только о советском опыте, нужны связи, которые складываются уже на новом уровне. Поэтому Совет по гуманитарному сотрудничеству СНГ и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ внимательно изучают идеи, которые рождаются у новых поколений творческой интеллигенции, и стремятся их поддерживать, вовлекая в общие проекты.

Например, для талантливой молодежи учреждена премия «Содружество дебютов».
В этом году ее получили молодые ученые, деятели культуры за проекты и разработки, посвященные теме Победы в Великой Отечественной войне. Лауреатом премии из Беларуси стал скульптор Константин Костюченко, один из авторов мемориального комплекса «Тростенец». Творческие идеи белорусов были представлены в общих проектах, реализованных в рамках сотрудничества СНГ: во время выставки молодых художников или в совместном спектакле «Демон». Российский режиссер Владимир Панков (знакомый белорусскому зрителю по постановке «Свадьба» в Купаловском театре) умудрился совместить поэму Лермонтова с элементами эпоса «Манас» и фольклором Центральной Азии в стиле «саунд-драмы». Сложно сказать, смогут ли этот спектакль увидеть в разных странах СНГ, но, возможно, нашей стране можно рассчитывать на еще одну оригинальную постановку: в следующем году председательство в СНГ переходит к Беларуси, значит, активизируется и культурное сотрудничество.

Нам есть чем гордиться и что показать: Тамара Джумантаева, директор Национального Полоцкого историко-культурного заповедника, отметила значение наследия святой Евфросинии Полоцкой, благодаря которой в ее родном городе действует основанный ею монастырь и сохранились чудеса фресковой живописи. Специалисты готовят досье о включении комплекса в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Город, ставший колыбелью белорусской государственности, может быть интересен для туристов, в том числе из СНГ.

Наша страна открыта к сотрудничеству в рамках празднования 500-летия белорусского и восточнославянского книгопечатания, начало которому положил Франциск Скорина. «Распространение печатной книги способствовало установлению более тесных связей между народами, — отметил заместитель директора Национальной библиотеки Беларуси Алесь Суша. — Исторически территория Беларуси была площадкой для межкультурного диалога: между представителями разных этносов, народов, носителями разных религий».

Лариса ТИМОШИК

tsimoshyk@zviazda.by

Загаловак у газеце: Вдохновение для СНГ

Выбар рэдакцыі

Эканоміка

Студэнцкі попыт на кошт арэнды жылля амаль не паўплываў

Студэнцкі попыт на кошт арэнды жылля амаль не паўплываў

Спецыялісты адзначаюць: добра яшчэ, што рынак выжыў.

Грамадства

Як правільна суперажываць блізкім? Чаму не працуе звычайнае «Вазьмі сябе ў рукі!»?

Як правільна суперажываць блізкім? Чаму не працуе звычайнае «Вазьмі сябе ў рукі!»?

У падтрымцы звычайна маюць патрэбу ўсе жывыя людзі ў складаныя перыяды жыцця.

Культура

Франтавiк Мiхаiл Чэпiк эксперыментаваў з аэражывапiсам

Франтавiк Мiхаiл Чэпiк эксперыментаваў з аэражывапiсам

Як хлапчук з беларускай глыбiнкi здолеў паступiць у Маскоўскае мастацкае вучылiшча iмя Калiнiна?