Вы тут

Нюансы работы суда Евразийского экономического союза


В Суд союза могут обратиться бизнесмены любой страны мира.

Суд Евразийского экономического союза является одним из его уникальнейших органов. Именно здесь государства-участники объединения могут найти компромисс в своих «союзных» разногласиях. Кроме того, здесь могут защитить свои права и отдельные предприятия. О нюансах работы Суда «СЕ» рассказал его председатель — Александр ФЕДОРЦОВ.


— Можно ли назвать Суд ЕАЭС наднациональным органом? В чем заключается его уникальность?

— Сегодня ни в науке, ни в официальных документах мы не имеем общепризнанных определений терминов «наднациональность», «наднациональный орган». Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор) не называет Суд Евразийского экономического союза наднациональным судебным органом. Следует отметить, что Евразийский экономический союз, являющийся субъектом международного права, определяется в статье первой Договора как «международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью». Согласно статье 19 Договора Суд является постоянно действующим судебным органом союза.

Что касается уникальности Суда ЕАЭС, то она заключается в том, что это единственный судебный орган Евразийского экономического союза. Только он обладает компетенцией рассматривать межгосударственные споры по вопросам реализации права союза, только в Суде союза может быть оспорен акт Евразийской экономической комиссии (далее — Комиссия), ее действия или же бездействие, за Судом союза закреплено исключительное полномочие на разъяснение права ЕАЭС. Можно и дальше приводить доводы в обоснование уникальности Суда союза, но важна не уникальность сама по себе, а польза, которую от деятельности Суда получают хозяйствующие субъекты, государства и союз, а также население наших стран.

— Что служит основанием для обращения в Суд?

— Основанием для рассмотрения дела является обращение истца (заявителя) в Суд по вопросам, относящимся к компетенции Суда. Это может быть заявление о разрешении спора либо о разъяснении положений евразийского права.

Государства-члены могут обратиться с такими заявлениями: о соответствии международного договора в рамках союза или его отдельных положений Договору; о соблюдении другим государством-членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках союза и (или) решений органов союза, а также отдельных положений указанных международных договоров, решений; о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений Договору, международным договорам в рамках союза, решениям органов союза; об оспаривании действия или бездействия Комиссии.

Субъекты хозяйствования могут оспаривать в Суде решения и действия либо бездействие Комиссии на предмет их соответствия Договору, международным договорам в рамках союза. Данная категория заявителей вправе оспаривать в Суде не любые решения, а только те из них, которые непосредственно затрагивают права и законные интересы соответствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и только в том случае, если оспариваемое решение, действие или бездействие Комиссии повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках союза прав и законных интересов истца.

Следует отметить, что под хозяйствующими субъектами понимаются как юридические лица, так и граждане — предприниматели, зарегистрированные в соответствующем статусе согласно законодательству не только государств—членов союза, но и третьих стран. Это означает, что правом на обращение в Суд союза обладают представители бизнеса из любой страны мира.

Помимо компетенции по разрешению споров Суд также обладает правомочием осуществлять разъяснение положений договорно-правовой базы союза по заявлению государства-члена или органа союза. Аналогичная «разъяснительная» юрисдикция отнесена к ведению Суда для предоставления консультативных заключений по заявлениям должностных лиц и сотрудников органов союза, но лишь в части трудовых правоотношений.

— Евразийский экономический союз существует уже два года. Какие обращения в Суд за эти годы вызвали наибольший резонанс в деловых кругах? Удается ли судьям примирить конфликтующие стороны?

— Стороны приходят в Суд не за резонансом, а за судебным решением. Они ожидают от судей одного: справедливого решения, основанного на всестороннем, полном и объективном исследовании фактических обстоятельств дела. Вся деятельность Суда направлена на достижение данной цели, независимо от того, какой резонанс вызывает либо может вызвать то или иное дело.

Что касается примирения, то в соответствии с Регламентом Суда стороны спора в любое время до вынесения решения Суда могут урегулировать конфликт путем заключения мирового соглашения. Это является основанием для последующего прекращения Судом производства по делу. В рамках своей компетенции Суд в процессе разбирательства обращает внимание сторон на такую возможность урегулирования разногласий.

Судьи Суда Евразийского экономического со­ю­за.

— Можно ли говорить, что компании, работающие на территории ЕАЭС, в полной мере используют потенциал Суда?

— На данном этапе развития Евразийского экономического союза следует констатировать, что Суд как орган цивилизованного разрешения споров востребован по всем направлениям его компетенции. Судом за два года работы рассмотрено значительное число заявлений субъектов хозяйствования об оспаривании действий и решений Комиссии. Сейчас в Суде рассматривается межгосударственный спор по вопросам соблюдения Договора, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза, статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза. В Суд обращались как государства-участники, так и сотрудники Комиссии за разъяснением права союза.

Вместе с тем, анализ и практика рассмотрения заявлений и иных обращений субъектов хозяйствования свидетельствует о том, что заявители не в полной мере владеют знаниями, необходимыми для защиты своих прав и законных интересов в международном суде. В ряде случаев заявители не знают особенностей компетенции Суда как органа международного правосудия, не обращают внимания на необходимость соблюдения порядка и условий обращения в Суд, что часто влечет за собой отказ в принятии заявлений к производству. Недостаточная подготовка хозяйствующих субъектов к судебному разбирательству на международном уровне существенно влияет на эффективность защиты ими своей позиции и целей, которые они ставят, обращаясь в Суд.

В то же время статистика обращений за первые два года работы Суда свидетельствует об активном использовании субъектами хозяйствования судебной формы защиты своих интересов.

— Гармонизация законодательств стран-участниц ЕАЭС продолжается уже не один год. Насколько на практике нормативная база объединения соответствует требованиям времени? Удобно ли судьям с ней работать?

— Вы абсолютно правы в том, что гармонизация законодательств наших государств началась еще до создания Евразийского экономического союза. На предыдущих стадиях интеграции (Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и Единое экономическое пространство) государства всегда уделяли особое внимание сближению правового регулирования. Расширение и углубление интеграционного взаимодействия требуют большей степени гармонизации законодательств. В настоящее время эти взаимосвязанные процессы продолжаются.

— Случалось ли такое, что, согласно действующему законодательству ЕАЭС, Суд вынужден был принять не самое справедливое решение? Какие сферы в законодательствах стран-участниц союза пока нуждаются в доработке?

При осуществлении правосудия Суд применяет общепризнанные принципы и нормы международного права; Договор, международные договоры в рамках союза и иные международные договоры, участниками которых являются государства — стороны спора; решения и распоряжения органов союза; международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Решение Суда основывается на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, всестороннем и полном исследовании обстоятельств разногласия, оценке представленных сторонами и полученных Судом доказательств.

Следует отметить, что Договором и актами, принятыми государствами-членами в его развитие, определены пределы компетенции союза и его органов, а также разграничены сферы применения права союза и законодательств государств — участников союза. Органы союза, в том числе и Суд, не вправе вмешиваться и давать оценку как действиям, так и национальному законодательству государств — участников союза по вопросам, выходящим за пределы компетенции.

Надежда ЮШКЕВИЧ

yushkevich@zviazda.by

Загаловак у газеце: В поисках решения

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Колькі ж каштуе гэты важны кампанент здаровага рацыёну зараз?