Вы тут

Новые материалы к родословной Максима Богдановича


К 125-летию Максима Богдановича

В 2012 году были изданы отдельной книгой воспоминания Адама Егоровича Богдановича, отца поэта (Я всю жизнь стремился к свету. Минск: «Літаратура і Мастацтва»). В них Адам Егорович рассказывает и о своей родословной, в том числе упоминает ревизскую сказку  за  1834  год  и  пишет   следующее:
«Лукьян — это мой дед, а Фронка дядя. Степан — прадед, а Ничипор Богданович, глава семьи, предок — эпоним, передавший фамилию Богданович своему пасынку Степану, который по отцу мог называться Скокличем. Отсюда двойственность в исповедных ведомостях и других церковных документах: то Богдановичи, то Скокличи. Гражданские документы этой путаницы не знают: там сплошь Богдановичи». В настоящее время известны две более ранние ревизские сказки, за 1811 и 1816 годы, где упоминается семья Богдановичей.  Они  опубликованы  на сайтах музея поэта и исторического архива Беларуси.
Нам посчастливилось  отыскать в историческом архиве документы XVIII века, относящиеся к родословной Максима Богдановича. Это ревизская сказка за 1795 год и метрические записи по Косаричской церкви.
В ревизской сказке за 1795 год у дедичного владельца Бобруйского уезда Иосифа Казимировича Вищинского в деревне Зубаревичи значится следующая семья (записи сделаны на польском и русском языках):
Коренные неоседлые
Никифор Демьяна сын Богданович 25 лет
Жена его Марья Гаврилова (в польском варианте дочь Харлана — Н. К.) 28
У них дети сыновья Стефан 10
Леон 9
Евсей 4
Тимофей 3

(Ф. 333 оп. 9 д. 16, стр. 467 об. — 468).
Думается, Мария все же была дочерью Харлана, а не Гаврилы. Видимо, так «перевел» имя на русский язык тот, кто выполнил запись. В других записях, к примеру, — в польском варианте пишут Гришка (деревенское имя), а в русском — Григорий.
Также представляет интерес следующая метрическая запись по Косаричской церкви: «Года 1784 месяца января дня 12 по трем заповедям и таинству исповеди заключен брак между Никифором Богдановичем и вдовой Марией Явхимовичовой, оба из парафии Косаричской…» (перевод с польского; ф.136,оп. 13, д. 658б, стр. 73об).

Так как мы знаем, что Мария была дочерью Харлана, то, видимо, «Явхимовичовой» она записана по первому мужу.
Следующая любопытная запись — о рождении Леона (из ревизской сказки мы видим, что это второй сын в семье):
«Года 1786 месяца июня 20 дня крещен и елеопомазан сын Леон родителей Никифора и Марии Богдановичей…, ребенок и крестные из деревни Бобровичи» (перевод с польского; ф. 136 оп. 13, д. 658б, с. 51).
В последующих церковных записях Леон всегда пишется Богдановичем, Степан (Стефан) — только Скокличем. Есть метрическая запись и о смерти Степана. В ревизской сказке за 1834 год значится, что Степан умер в 1826 году, однако это не так. Дата его смерти — 1816 год: «1816 мая 20 дня по принятии святых таинств исповеди и причастия и последнего помазания пошел с этого света Степан Скоклич, которому было 36 лет. Похоронен на косаричском кладбище. Кс. Даниэль Фалевич» (перевод с польского; ф. 136, оп. 13, д. 721). Косаричская церковь в то время была униатской, а потому нет ничего удивительного в том, что таинства совершал ксендз.
Никифор Богданович намного пережил своего пасынка Степана. И Степан, и его дети всегда жили при Никифоре, в отличие от  кровных  сыно вей Никифора, которые  расселились и жили отдельными домами. Возможно, и поэтому за детьми Степана «утвердилась» фамилия Богдановичи.
Из ревизской сказки за 1795 год видно, что Степан и Леон — погодки. Возможно, между ними была и большая разница. В архиве имеются метрические записи о родившихся и бракосочетавшихся по Косаричской церкви за более ранние годы (1780—1786), однако записей о рождении Степана Скоклича и бракосочетании Марии и некоего Скоклича, вероятнее всего, Явхима или Якима, в них, к сожалению, нет.    О  чем  это  говорит?  Возможно,  что  и крещение, и бракосочетание имели место, а записи по какой-то причине просто не были сделаны, а может быть, все это происходило в другой церкви. Есть еще один вариант: по Косаричской церкви имеются и более ранние метрические записи, но нет  записей  за два года — 1778 и 1779-й. Конечно, маловероятно, что Степан родился в эти годы, потому что в таком случае вряд ли написали бы, что он всего лишь на год старше Леона, который, как мы знаем, родился в 1786 году.
В 1795 году семья Богдановичей оказалась в Зубаревичах. В более ранние годы и в начале XIX века они,  судя  по  метрическим  книгам,  жили  в Бобровичах, а затем, как указано в ревизской сказке за 1811 год, в 1804-м были переселены в Косаричи, где стали дворовыми при помещичьем доме. Все три указанные деревни принадлежали Иосифу Вищинскому. К слову сказать, в XVIII веке в деревнях Косаричи и Бобровичи, которые находились рядом, Скокличей было много. А вот   к началу XIX века осталось всего несколько семей в деревне Бобровичи. Фамилия же Богданович, если не считать Никифора и его потомков, встретилась в названных документах всего еще один раз: 4 июля 1803 года умер некий Роман Богданович из деревни Холопеничи. Ему было около 58 лет,   и погребен он был на холопеничском кладбище. Деревня Холопеничи находилась в Бобруйском уезде, недалеко от вышеназванных деревень (как мы знаем, Адам Богданович также  родился и вырос в Холопеничах, но то было местечко в Борисовском уезде).
Есть еще одна любопытная метрическая запись по Косаричской  церкви:
«1769 сентября 7 крещен и елеопомазан сын именем Яким (Jekim) родителей Петра Скоклича и (имя матери неразборчиво)… все из деревни Косаричи» (перевод с польского; ф. 136, оп. 13 стр. 658б, стр. 20). Возможно, это и есть Яким (Явхим) Скоклич, муж Марии, отец Степана Скоклича?
На этот и многие другие вопросы пока нет ответа. Хотелось бы надеяться, что в будущем кому-нибудь удастся пролить и на них свет.

Наталья КАЗАПОЛЯНСКАЯ
 

Дадаць каментар

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Вучоба можа быць у радасць, калі размаўляць з вучнем на адной мове

Вучоба можа быць у радасць, калі размаўляць з вучнем на адной мове

Уявіце сабе сітуацыю: вучань зрабіў у дыктоўцы 20 памылак... 

Калейдаскоп

«Везла сумкі, як падняць, — Сустракаў з вагона зяць...»

«Везла сумкі, як падняць, — Сустракаў з вагона зяць...»

Самае вялікае дасягненне «Звязды» — гэта яе чытачы.

Эканоміка

Горадабудаўнічы пашпарт распрацуюць з улікам магчымых аб'ектаў будаўніцтва

Горадабудаўнічы пашпарт распрацуюць з улікам магчымых аб'ектаў будаўніцтва

Пра гэта гаворыцца ў новай рэдакцыі палажэння аб парадку падрыхтоўкі і выдачы дазвольнай дакументацыі на будаўніцтва аб'ектаў, зацверджанаг

Грамадства

Свята каравая прайшло на Гродзеншчыне

Свята каравая прайшло на Гродзеншчыне

На фестывалі згадалі і даўнюю традыцыю — услаўляць завяршэнне земляробчага года абрадамі ў гонар Багача.