Вы тут

Главный талант Елены Тулушевой


В Минске в Издательстве Змитера Коласа вышла книга прозы молодой российской писательницы Елены Тулушевой «Виною выжившего», в которую вошло 13 рассказов. Издание осуществлено при содействии Союза писателей Беларуси, небольшое предисловие к нему написал Лауреат Государственной премии Республики Беларусь Георгий Марчук, в конце книги — аналитическая статья о творчестве писательницы заместителя главного редактора журнала «Наш современник» (Москва) Александра Казинцева. Замечу, в России, где творчество Елены Тулушевой уже широко известно по многочисленным публикациям в журналах, где она имеет награды различных писательских форумов и является стипендиатом Министерства культуры РФ, на момент выхода книги в Минске отдельного сборника, в котором были бы собраны ее произведения, еще не было.
Наверное, кому-нибудь из читателей это покажется странным: как так, почему сначала мы…
Ничего странного здесь нет: как замечает Александр Казинцев, за два года рассказы Елены Тулушевой широко печатались в ведущих литературных журналах России, Беларуси, Казахстана, Германии и Эстонии. А также вышли в переводах на китайский, арабский, болгарский и сербский языки.
И еще: столь пристальное внимание нашего творческого союза к молодой российской писательнице Елене Тулушевой не что иное, как продолжение прекрасной творческой традиции, существовавшей в не такие уже и далекие так называемые доперестроечные времена, когда литераторы России окружали заботой и вниманием особо одаренных наших прозаиков и поэтов, а белорусские ведущие мастера слова — российских.
Оставим то, что касается политики, политикам, вкратце скажу о взаимоотношениях писателей. Так вот, тот же журнал «Наш современник», который, к слову, и открыл Елену Тулушеву как писательницу, напечатав ее первые рассказы, на протяжении многих лет знакомит российского читателя с белорусской литературой. В нем публикуются произведения прозы, поэзии, критика и публицистика белорусских писателей, как маститых, так и просто известных, и не в последнюю очередь молодых, начинающих: на сегодня всего уже около 200 авторов.
Вот вам и связь! И выход первой книги Елены Тулушевой, этой талантливой молодой российской писательницы, у нас надо приветствовать еще и как факт укрепления творческих связей между русской и белорусской литературами.
О чем пишет Елена? О жизни. О той жизни, которая окружает нас, но которой иногда мы, занятые своими личными заботами, не замечаем или просто не знаем о ней, пребывая в благополучии.
И когда я об этом говорю коллегам, рассказывая о Елене Тулушевой, о той стороне ее жизни, которая должна быть известна читателю как жизнь писательницы (в сугубо личное мы не вторгаемся), знакомя с ее творчеством тех, кто еще не читал ее рассказы, встречаю удивление: а что, есть такое, о чем мы не знаем?..
Конечно же есть. И эти вещи для каждого из нас очень разные. Да, слышали, не обращали особого внимания: иной, чуждый нам мир…
Но в этот, для многих из нас «иной» мир, в некоторую его частичку, вошла Елена Тулушева. Вошла и как уже довольно опытный врач-психолог, и как просто неравнодушный человек, и как талантливый писатель. Ей, прозаику, и это должны знать читатели, еще нет и тридцати — почему-то считается, что  в этом возрасте наступает настоящая зрелость и что в тридцать настоящий прозаик только начинается. Так вот, в том мире она увидела сразу с этих трех точек зрения — врача, просто человека и писателя — неоднозначную, иной раз очень и очень сложную, а то и трагическую жизнь самых разных людей. Увидела, поняла и осмыслила их стремления и помыслы, страданиями и порывы одних вернуться к привычной для нас жизни, а также нежелание других возвращаться, когда пройдена грань, называемая точкой невозврата.
И не просто увидела, поняла, осмыслила — как писатель показала, что такое есть, показала с пронизывающей сердце болью…
Многое, о чем не хочется думать, когда тебе  хорошо,  оказывается,  есть в окружающей тебя действительности. И пока хоть что из этого «много» не коснется тебя, пусть не лично тебя, но кого-то хоть чем-то близкого тебе, — нет твоего личного осмысления и действия нет хоть как помочь, посочувствовать попавшему в беду.
У Елены Тулушевой профессия — помогать:  врач.  Она  работает  старшим медицинским психологом Московского реабилитационного центра для подростков, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Имеет два высших образования. Несмотря на столь молодые годы, успела поработать по специальности в США и Франции, изучала опыт врача-психиатра тех стран.
Написал «профессия  —  помогать» и подумал, что есть еще и человеческое призвание, что ли, помогать. Хорошо, когда это просто человеческое качество, помогать, есть у врача. У Елены оно есть. И как пишет в своей статье о ней Александр Казинцев, «о своих юных подопечных она знает все. Вплоть до номера роддома и обстоятельств появления на свет. Пытается понять, помогает,   защищает».   И   далее замечает:
«Писательство предоставляет для этого дополнительные возможности».
Не буду уточнять, какие. Отмечу следующее: очень важно для каждого из нас, если мы люди, где бы мы ни жили, читая Тулушеву,  в частности и   о подростках, «страдающих алкогольной и наркотической зависимостью», обратить внимание на то, что и у нас такое есть. И это — боль… Их самих, родителей, всех нас, общества…
Елена для своих произведений берет, казалось бы, какую-нибудь самую неприметную, на первый взгляд, ситуацию из чужих нам жизней. Мальчик, обделенный родительской лаской, которого «официальные» тети и дяди могут отдать, как котенка «в хорошие руки»,  —  рассказ  так  и   называется:
«В хорошие руки». Бывшая учительница, пожилая Мария Васильевна из одноименного произведения, переживающая, что люди утрачивают доброту; мамы, родная и с «чужим» лицом, желающие настоящего материнско го тепла парнишке; дети, подростки, юноши и девушки, родители, дедушки и бабушки… Наконец, просто их знакомые, соседи, незнакомые люди — все они существуют каждый в своем мире отдельно и в их, нашем общем мире.
Удивляет такое разнообразие персонажей молодой писательницы, которых она держит в поле своего внимания и как литератор, и как врач, и как обычный человек.
Удивляет ее пристальный интерес к каждому из них не просто как к литературному герою, но как к реально существующему человеку. А все, о ком она пишет, воспринимаются как совершенно реальные люди. И не зря Александр Казинцев, как старший коллега Елены Тулушевой, известный российский писатель, мастер современной публицистики, исключительно основанной на документалистике, замечает, что она «работает в жанре нон-фикшн».
Что это такое? Для читателей, не вдающихся в тонкости литературы — в принципе это им и не надо, — все же   в данном случае стоит пояснить, что же все-таки это за жанр. Нон-фикш — когда автор описывает полностью реальную историю.
Итак, истории в рассказах Елены Тулушевой реальные. Впрочем, если бы эти «реальные» истории нам рассказывала просто врач, просто человек, а не такая талантливая  писательни ца, как Елена Тулушева, то мы знали бы их как «просто истории». Мы не видели бы, например, лицо мальчика, которого отдают «в хорошие руки», не почувствовали бы, что у него на душе, не видели как реальных тех людей, кто решает его судьбу. И боли его не почувствовали, и сочувствие было бы совсем иное: жалко парнишку, да ничего…
А здесь иное: родным становится он. Впрочем, как и многие, о ком повествует Елена Тулушева. И поэтому мы должны уже говорить о ее писательском слове, о том, как она строит предложение, как создает образ, как рисует картину, как ведет повествование. Словом, какая она писательница.
А вы сами почитайте Еленины рассказы. И в книге, и в наших литературно-художественных  журналах, в «Нашем современнике». Увидите, что большинство из них начинается с диалога между действующими лицами. Как пьесы. Правда, в начале  автор,  как требует пьеса, не знакомит нас с действующими лицами. Не дает  он  им характеристики, не обозначает действия, картины. Вообще в ее произведениях, на первый взгляд, нет ничего общего с пьесами. Может, на первый взгляд? Как сказать…
Елена Тулушева удивительно хорошо, как писатель, владеет диалогом. Часто он очень скупой, фразы кажутся усеченными,  но  вчитываясь  и вслушиваясь в них, видишь действующих лиц ее рассказов, понимаешь характеры, чувствуешь ту внутреннюю драматургию, которая все время держит тебя в напряжении как читателя. Несомненно, настанет черед сценической жизни ее произведений, будут они экранизированы — лично я не сомневаюсь в этом.
Александр Казинцев замечает, что, в частности, «в рассказах Тулушевой привлекает динамизм, легкость письма, живые диалоги, точный язык. Словом — литературное мастерство». С ним нельзя не согласится: у Елены Тулушевой литературное мастерство не столько приобретенное, хотя, несомненно, она его приобретает, совершенствует, оно — проявление таланта. Скажем так, с первых ее рассказов, которые мне посчастливилось читать на русском языке в российских изданиях и переводить для наших на белорусский, было видно: она — писатель от Бога. Это тогда еще 25—26-летняя девушка.
Читаешь, все видишь, во все вникаешь, обо всем задумываешься… Некоторые из тех рассказов вошли в книгу «Виною выжившего», в кото рой и написанные годом-другим спустя. Все вместе они создают довольно ясное представление о писательском творчестве Елены Тулушевой. И если определять, что главное в ее произведениях, то я полностью согласился бы с известной российской писательницей Марией Свердловой в ее отклике на публикацию рассказов Елены Тулушевой в «Нашем современнике». В частности, с этим: «…главный талант Елены — ее неравнодушие к герою. Умение воспринять чужую боль как свою. Чужой грех, чужую муку взять на себя так полно, как это редко кто может. Взять без капли осуждения, которое заставляет нас брать за волосы наших героев и перевоспитывать».
Ну что ж, будем читать русскую писательницу Елену  Тулушеву  и  мы  в Беларуси, на русском и белорусском языках, вникать в суть ее произведений, не делая скидку на молодость автора. Настоящий талант всегда молод, всегда полон сил, всегда развивается, привлекает, зовет за собой.
Владимир САЛАМАХА

Выбар рэдакцыі

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Вольга Здзярская: Для мяне мая прафесія — жыццё

Вольга Здзярская: Для мяне мая прафесія — жыццё

Актрыса НАДТ імя М. Горкага — пра шлях да сцэны і натхненне.

Грамадства

«Любоў — галоўнае, што бацькі павінны даць сваім дзецям»

«Любоў — галоўнае, што бацькі павінны даць сваім дзецям»

Тата і мама — два самыя важныя чалавекі ў жыцці кожнага дзіцяці.