Вы тут

Кто под Чернобылем живет?


Полесский заповедник — территория, которая волею обстоятельств вышла из-под влияния человека.

Чернобыльская катастрофа заставила местных жителей покинуть эти земли, “передав” целые деревни, сельхозугодья и леса во власть радиации. Но за тридцать с небольшим лет жизнь здесь не остановилась...

О том, кто обитает сегодня в заброшенных деревнях, как изменился состав фауны на территории заповедника и каким мифам о Чернобыле пора перестать верить, рассказал старший научный сотрудник лаборатории молекулярной зоологии Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам и ведущий научный сотрудник отдела экологии фауны Полесского государственного радиационно-экологического заповедника Валерий Домбровский.

Лес... на месте поля

До трагических событий апреля 1986 года на территории, входящей сегодня в состав Полесского государственного радиационно-экологического заповедника, проживало более 22 тысяч человек. Здесь была создана разветвленная мелиоративная система — бывшие низинные болота активно использовались в сельском хозяйстве под сенокосы и пастбища. Из-за большого влияния человека на природу практически полностью отсутствовали крупные хищные и другие дикие виды животных, а главенствовали синантропные (связанные с человеком) виды.

Авария на Чернобыльской АЭС, вернее, связанное с ней отселение людей, коренным образом повлияло на флору и фауну этих земель. Спустя три десятилетия на территории заповедника (его площадь составляет более 2000 км2 ) изменились растительность и животный мир, появились новые биотопы.

Чтобы предотвратить возникновение пожаров и тем самым уберечь окружающие территории от распространения радионуклидов, многие шлюзы мелиоративных систем были закрыты. Земли начали вновь затапливаться, и постепенно мелиорированные участки превратились в настоящие водноболотные угодья. Бывшие же сенокосы, где каналы оставались открытыми, стали тростниковыми зарослями с кустарниками и деревьями. Изначально сухие места зарастали лесом. Все начало возвращаться к исходному состоянию — ведь это человек в процессе своей деятельности вырубал леса под пастбища и сенокосы.

Изменения произошли и в заброшенных деревнях. Здесь также вырос лес, но необычный — доминируют в нем плодовые и декоративные деревья, а также широколиственные породы (дуб, ясень, граб).

А вот существовавшие до аварии лесные массивы и пойма Припяти значительных изменений не претерпели. Основу лесов и сегодня составляют сосны и березы, встречаются дубравы и черноольшаники — такой же лес можно увидеть и в любой другой части нашей страны. Облик же главной полесской реки, как и 30 лет назад, формируют грунтовые воды и паводки.

Белый аист исчез, а тетеревов стало больше

Смена растительности и преобразование ландшафтов заповедника повлекли за собой изменения и в животном мире. Многие аборигенные виды покинули эти земли, а на их месте появились как новые звери и птицы, так и те, кого человек заставил на время исчезнуть.

Так, благодаря заболачиванию территорий и зарастанию полей, увеличилась соответственно численность водно-болотных и древесно-кустарниковых птиц. В отсутствие кабана, который разорял птичьи кладки, хорошо себя почувствовал тетерев. Увеличилось количество и околоводных хищников (норок, енотовидных собак).

В Полесском заповеднике сегодня обитает около 120 особей барсука — это одна из крупнейших популяций краснокнижника в стране. Хорошо себя чувствуют без охотничьего “пресса” и крупные копытные. Популяция этих видов постоянно растет, как, впрочем, и главного охотника на них — волка.

Если на многих диких животных перемены, произошедшие в заповеднике за эти годы, в целом сказались благоприятно, то для синантропных и связанных с ними видов появление новых биотопов повлекло значительное уменьшение численности и даже исчезновение. Сегодня здесь не встретишь кошек или собак — они ушли с этих мест вслед за человеком. Оказался не готовым к жизни в новых условиях и белый аист — он полностью исчез из Чернобыльской зоны. Валерий Домбровский считает, что этому поспособствовала и высокая активность такого хищника, как орлан-белохвост.

После преобразования сельхозугодий поменялась и популяция мелких грызунов. Вслед за этим исчезли и потребители мышей-полевок — основных обитателей антропогенных ландшафтов. Если еще по прошествии 10 лет после аварии на территории заповедника можно было встретить луней, подорликов, болотных сов, которые питаются мышами, то сегодня здесь охотятся другие птицы. Исчезновение сизых голубей и врановых негативно повлияло и на численность ястреба-тетеревятника.

С возвращением!

За три десятилетия с момента аварии фауна Полесского заповедника пополнилась многими круп ными видами млекопитающих, в том числе и занесенных в Красную книгу.

 ● Зубр был завезен на территорию заповедника в 1996 году с целью повышения биоразнообразия этого региона. Если вначале здесь обитали 16 особей, то сегодня их около 140. Разросшееся зубриное стадо постепенно разбрелось по всему заповеднику. Многие из них одичали и перестали приходить на места подкормки.

 ● Рысь регулярно стала встречаться в этом регионе с 1991 года (спустя три года после образования заповедника). Сегодня ученые насчитывают около 30-40 особей этой дикой кошки.

● Первая документированная регистрация бурого медведя состоялась в 2004 году, хотя, по рассказам местных жителей, его встречали и раньше — приблизительно с 1992 года. Скрытного и осторожного зверя заметить не так просто. Иногда ученым попадаются лишь свидетельства его визита в ту или иную отселенную деревню, например — след лапы на обоях. По словам Валерия Чеславовича, чаще всего медведь встречается два-три раза в год, с августа по сентябрь. Возможно, он заходит в заповедник с сопредельной украинской территории.

● Лошадь Пржевальского также пришла в заповедник с юга. Завезенные в украинскую часть зоны отчуждения из заповедника “Аскания Нова”, некоторые представители этого вида достаточно быстро пересекли границу и обосновались в Беларуси. Сегодня здесь проживает около 30 особей лошади Пржевальского. Ведут они себя довольно агрессивно, не боятся человека и способны преследовать и даже напасть на волка.

● Еще до аварии на ЧАЭС природные условия соответствовали требованиям для жизни орлана-белохвоста. Но этой величественной птице не хватало главного — тишины и спокойствия на гнездовом участке. После того, как человек покинул эти земли, орланы стали активно здесь селиться — ученые насчитывают до 15-20 гнездящихся пар и говорят о постепенном увеличении численности краснокнижника.

 ● Особенностью популяции филинов, живущих в заповеднике, является “любовь” этих диких птиц к заброшенным деревням. Именно в домах, а не в естественных биотопах, они устраивают свои гнезда, хоть и охотятся по всей территории. Здесь обитает до 10 пар филинов (встречаются с 1999 года, а в 2001 году обнаружено первое гнездо).

● Жизнь вдали от человека, возможно, поможет увеличить численность такого глобально исчезающего вида, как большой подорлик. Пока ученые обнаружили всего пять пар этих птиц на территории заповедника. Работа по изучению вида продолжится и в нынешнем году.

Лось в коровнике

Кто живет в заброшенных деревнях? Чтобы ответить на этот вопрос, ученым потребовалось провести небольшое исследование. В десяти населенных пунктах были установлены фотоловушки. В качестве потенциальных объектов для визитов животных выбрали бывшие коровники, конюшни и другие большие помещения. На основе полученных данных удалось составить своеобразный топ обитателей заброшенных зданий.

На первом месте, как ни странно, оказалась дикая и недружелюбная... лошадь Пржевальского. Несмотря на то, что в естественных условиях эти животные обитают в пустыне, в Беларуси они не прочь укрыться под крышей от непогоды и даже сами распределяются по стойлам конюшни, как и их прирученные братья.

Вторым любителем помещений стал... лось. Фотоловушка зафиксировала около 40 визитов этих животных.

Несмотря на скрытность и осторожность, на снимках иногда появляется и рысь. По словам Валерия Домбровского, такое поведение дикой кошки довольно необычно, ведь это лесной вид. Но ученый признает: деревни сегодня — это центры активности рыси в заповеднике.

Последним в своеобразном топе является олень.

Реже, чем предыдущие виды, встречаются енотовидная собака, лиса, заяц, седой дятел. Всего один раз за время исследований в помещение вошли волк и куница. А вот серая неясыть (обычный вид) вообще не попала в объектив камеры.

Многие животные также обитают в бывших населенных пунктах, но внутрь строений не заходят. Например, зайцев здесь бывает даже больше, чем их можно встретить в лесу, — зверьков привлекает особая деревенская растительность. А следом за ними сюда приходят рысь и лиса.

Вообще, отметил ученый, деревни в заповеднике по-прежнему являются эпицентрами жизни, только уже не людей, а диких животных.

“Чернобыльские волки”

В последнее время в различных СМИ то и дело появляется информация о волках из Чернобыльской зоны, которые терроризируют округу. По словам Валерия Домбровского, исследования, проведенные им, не подтверждают эти сведения.

Благодаря реализации международного проекта “Волки Чернобыля”, сегодня под контролем ученых находятся 10 енотовидных собак и 5 волков, обитающих на территории Полесского заповедника (шестой помеченный волк ушел на украинскую сторону). С помощью прикрепленных на животных комбинированных ошейников со спутниковыми и радиопередатчиками, а также дозиметром специалисты хотят изучить накопление доз внешнего облучения у диких животных.

Проанализировав информацию о местонахождении волков, которую ошейники с определенной периодичностью передают на спутник, Валерий Домбровский определил, что помеченные волки, обитающие в двух местных стаях, не выходят за пределы заповедника (по данным с ноября 2016 по февраль 2017 года). Животным хватает корма на отселенной территории — им не нужно искать пропитание там, где копытных значительно меньше, и к тому же, весьма небезопасно из-за активности охотников.

Ученый также отмечает, что информация о количестве волков на территории заповедника у разных служб существенно отличается. По данным зимних маршрутных учетов, здесь обитают около 200 особей хищника, а подсчеты с помощью других методик дают значительно меньшую цифру — 80-100 волков. Такая разбежка может быть связана с тем, что учеты проводятся не в декабре-январе, когда волки заняты добычей лосей и никуда не уходят со своих участков, а в феврале, в период гона, когда животные преодолевают большие расстояния. Кроме того, оказалось, что волки даже в зимний период способны пересекать Припять несколько раз в день, а значит, их могут посчитать одновременно в нескольких районах.

Кто у хищника главная добыча

Среди охотников распространено мнение: если на волка не охотиться, он уничтожит всех копытных на своем участке обитания. Валерий Домбровский считает, что это миф.

Исследования останков жертв волчьей охоты (ноябрь 2016 — январь 2017 года) показали, что больше всего волки в Полесском заповеднике любят охотиться на лося и не едят оленей, хотя это обычная добыча для их сородичей в западной части страны. При этом, несмотря на значительное уменьшение численности кабана в 20142015 годах, количество других копытных (лося в частности) не стало снижаться, а наоборот, постепенно возрастает. А это значит, что волки, даже потеряв один из источников пищи, не начали оказывать сильное влияние на популяции этих животных.

Уникальный природный полигон

Только на территории Полесского заповедника:

● живет лошадь Пржевальского;

● была найдена на гнездовании авдотка — краснокнижный вид птиц, исчезнувший из фауны Беларуси;

 ● обитают крупнейшие в Беларуси группировки садовой овсянки (200-300 пар), лебедя-кликуна (около 20 гнездящихся пар), болотной черепахи (70000 особей);

● в пойме Припяти живет уникальная популяция садовой овсянки. Нигде в Европе в поймах рек эта птица не обитает — международные исследования показали, что обычно овсянки отдельными парами селятся на сельхозугодьях;

● териофауна заповедника представлена максимально возможным количеством видов крупных животных (копытных и хищников), причем с высокой численностью особей.

А мутанты есть?

Несмотря на постоянное воздействие радиации на организм животных, ученые говорят о росте популяций растений и животных. Вместе с тем, фиксируются определенные изменения в живых организмах на генетическом уровне. Но на морфологии зверей (их внешнем виде) это не отражается. По словам Валерия Домбровского, кабаны огромных размеров, двухголовые животные и другие мутанты, информацией о которых изобиловали различные газеты, встречались ему только на страницах этих изданий, а не на территории заповедника.

Лекция “Жизнь без человека: заповедник в Чернобыльской зоне” прошла в рамках научно-популярного проекта “Зоочетверг”. Его организаторами являются общественная организация “Ахова птушак Бацькаўшчыны” и проект “Наука вне себя” совместно с НПЦ по биоресурсам и магазином OZ.by.

Вероника КОЛОСОВА

Выбар рэдакцыі

Спорт

«Нават праз 40 гадоў сямейнага жыцця рамантыка застаецца...»

«Нават праз 40 гадоў сямейнага жыцця рамантыка застаецца...»

Інтэрв'ю з алімпійскім чэмпіёнам па фехтаванні.