Вы тут

Где зарождается погода


Каждый день в одно и то же время на всей планете в небо устремляются тысячи маленьких шпионов. Эти устройства не следят за людьми, у них более ответственная миссия – быть свидетелями зарождения погоды. Ведь именно под небесами, в высших слоях атмосферы, недоступных человеческому глазу, формируются осадки и ветра, изменяется давление и температура. И этот разномастный «букет» может принести на землю как сильные ливни, так засуху, как спокойную погоду, так и буйство ураганов. Вовремя разгадать замыслы природы – одна из важнейших задач метеорологов, и аэрологов в частности.

В центре нас встречает Александр Лобанов. Он начал свой профессиональный путь в 1972 году в должности инженера радиолокационной станции МРЛ, предназначенной для обнаружения и исследования облаков и осадков, а с 1974 года занимался и зондированием верхних слоев атмосферы. Долгое время был начальником отдела аэрологических и метеорологических наблюдений, работал главным инженером центра. С выходом на пенсию в 2014 году Александр Александрович не смог оставить любимое дело, сегодня трудится техником-метеорологом и передает свой опыт молодым коллегам.

За годы своей деятельности Александр Лобанов был свидетелем становления радиозондирования в нашей стране. Так, лампово-полупроводниковые станции уступили место автоматизированным системам; на смену аппаратуре, занимающей площадь 24 м2 и потребляющей до 9 кВт электроэнергии в час, пришло оборудование, которое легко помещается на столе; а вместо тяжелого 2,5-килограммового зонда используются радиозонды весом всего в 100 граммов. С работой, которую с трудом выполняли четверо, сегодня с легкостью справляется один человек…

Волшебство творится по ночам

Рабочий день аэролога начинается довольно поздно – в восемь часов вечера. Такой график составлен неспроста, ведь главная задача специалиста – выпуск радиозонда – должна быть выполнена ровно в три часа ночи по белорусскому времени или 00.00 по Гринвичу. В это время свои радиозонды запускают в небо аэрологи всего мира.

– Очень важно делать все синхронно, чтобы метеорологи имели объективные данные о погодных условиях на планете, – подчеркивает Александр Лобанов. – Сведения, полученные с радиозондов, помогают составлять синоптические прогнозы для Беларуси, а также других стран – членов Всемирной метеорологической организации.

Чтобы получить максимально точную информацию, радиозонд нужно отправить подальше от земли. Поэтому аэрологи крепят его к специальному аэростату из латекса, в оболочку которого закачивается самый легкий газ – водород. С момента старта каждую секунду радиозонд передает на землю данные о температуре, относительной влажности атмосферы, направлении и скорости ветра и давлении на различных высотах.

Специалист знакомит нас с устройством радиозонда RS41-SG производства финской компании Vaisala, который используется на службе брестских аэрологов. В небольшой коробочке весом всего 95 граммов – все, что нужно для правильного определения координат и измерения параметров атмосферы: антенна для передачи телеметрии, датчики температуры и относительной влажности, а также элементы питания и блок GPS с антенной.

Перед запуском зонда его необходимо проверить. На станции наземной проверки система сама включает устройство и анализирует его работоспособность и возможность выпуска в атмосферу. Затем разрешение на полет нужно получить от диспетчеров воздушного движения Беларуси и ПВО.

Полет в один конец

В среднем полет радиозонда длится около 90 минут. Его продолжительность во многом зависит от погодных условий и качества латексной оболочки. Летом средняя высота подъема радиозонда составляет 30 км и выше, зимой – 25-29 км.

При подъеме оболочка постоянно увеличивается в размерах из-за непрерывного уменьшения давления атмосферы. И на большой высоте она может быть почти в пять раз больше, чем на земле. В какой-то момент оболочка не выдерживает и лопается.

Поэтому путь радиозонда всегда – в один конец. После разрыва оболочки аппарат просто падает на землю, иногда за много километров от места запуска. Точных координат падения специалисты обычно не фиксируют. Иногда местные жители находят еще рабочие аппараты и возвращают их на станцию, тогда зонд отправляется в полет во второй раз. Но в основном зонды не выдерживают столкновения с землей – разбиваются, повреждаются, у них расходуется питание. Некоторые из них способны даже «эмигрировать» – при сильных ветрах зонды залетают в соседние страны.

Куда дует ветер

После проверки зонда мы отправляемся в небольшое здание, «охраняемое» молниеотводом и освещаемое через окна направленными светильниками. Это оборудование – необходимые меры безопасности. Ведь водород, который здесь производится, – вещество горючее, оно способно воспламениться даже при небольшой искре.

Техник приходит сюда заранее, чтобы перед стартом зонда наполнить газом оболочку. Для этого деминерализованную воду, степень очищения которой в пять раз выше дистиллированной, пропускают через включенный электролизер, и ее молекулы расщепляются. Кислород выводится в атмосферу, а водород начинает поступать в оболочку. За час-полтора оболочка полностью заполняется газом. Чтобы определить необходимое количество водорода, оболочку взвешивают – в среднем ее грузоподъемность составляет около 1 кг.

Прежде чем прикрепить оболочку с радиозондом, зонд включают. Немигающий сигнал устройства говорит о том, что оно работает с не менее пяти спутниками и может вести наблюдения. Но техник обязательно должен это проверить, перед выпуском вернувшись в центр и проанализировав данные аэрологической станции. Итак, все в порядке. Радиозонд скрепляется с оболочкой через катушку со шнуром длиной 30 метров и готовится к полету.

– В процессе полета шнур раскручивается, чтобы аэростат отдалялся от зонда и не влиял на датчики температуры и влажности, – поясняет Александр Александрович. – Чтобы полет начался удачно, аппарат необходимо отпустить по направлению ветра. Для этого в газогенераторной предусмотрено несколько выходов.

Последние приготовления, и шар вместе с зондом постепенно набирают высоту…

47 км – самая большая высота, которой достиг радиозонд, выпущенный брестскими аэрологами.

Миссия выполнима

Выпустив зонд, аэролог возвращается в центр и сообщает о полете дежурному по воздушному движению и ПВО. А на компьютер в это время уже поступает информация от радиозонда. Аэрологическая станция моментально принимает сигналы с аппарата, расшифровывает, кодирует данные и формирует своеобразные отчеты (телеграммы) для синоптиков. Ежедневно из Брестского центра высылается 7 аэрологических телеграмм, 4 из которых через серверы Гидромета поступают в Москву для международного обмена.

Заступая на смену, Александр Лобанов проверяет данные, полученные с предыдущего зондирования. Дежурный аэролог проверяет предыдущую информацию и при необходимости вносит коррективы. Ведь даже автоматика может иногда ошибаться.

Когда зонд выполнил свою миссию и все необходимые телеграммы достигли своих адресатов, приходит время еще раз проверить работу оборудования, пообщаться с коллегами, а заодно и поделиться ценным опытом. Ведь сегодня в нашей стране профессиональных аэрологов немного – в Беларуси нет подготовки таких специалистов, образование можно получить у соседей – в российских учебных заведениях. Сотрудники Брестоблгидромета повышают там свою квалификацию.

В Беларуси в настоящее время радиозондирование проводится всего в двух центрах – в Бресте и Гомеле.

Сегодня в мире используются автоматизированные системы зондирования: специальные устройства сами добывают водород, наполняют оболочку, готовят и отправляют зонд. Участие человека нужно лишь время от времени – заправить оборудование расходными материалами. Такие станции – идеальное решение, например, для сбора информации в труднодоступных местах. Но для нашей страны этот метод довольно затратный, считает Александр Лобанов. Хотя и нынешняя система радиозондирования недешевая – один аппарат обходится центру почти в 200 евро, еще около 20 евро стоит аэростат. Несмотря на это, по мнению специалиста, зондирование остается одним из лучших способов получения данных об атмосфере. Ведь если облачность могут исследовать и метеолокаторы, то без радиозондов трудно добыть точные данные о скорости и направлении ветра, температуре и относительной влажности всех слоев атмосферы. И чем лучше развита аэрологическая сеть, тем точнее приходят сигналы с небес.

Вероника КОЛОСОВА

Фото Надежды БУЖАН

 

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».