Вы тут

Надежда Кучер: «В музыке я невероятно любвеобильна»


Ещё в пятом классе у неё появилась мечта – быть певицей. Но осуществить её оказалось не так и просто. Необходимо было не только поверить в себя, но и убедить других, что это не сиюминутное желание. И она это сделала. Надежда Кучер – победительница престижных международных конкурсов, в том числе форума оперных певцов ВВС "Певец мира" в Кардиффе, обладательница двух "Золотых масок". Её сопрано уже покорило сцены театров в Сантьяго, Женеве, Берлине... Сегодня наша гостья – солистка Пермской оперы, белорусская певица Надежда КУЧЕР.

От рока до оперы

– Вы с детства мечтали, что будете певицей и больше никем?

– Я до сих пор помню, как в 5 классе к нам пришла на замену учительница. Звали её Зоя Романовна. Хорошо это запомнила, потому что имя у неё было, как у моей мамы. И она у всех детей начала спрашивать, кем мы хотим быть, когда вырастем? Когда она подошла ко мне, я, застеснявшись, попросила: «А можно сказать на ушко?» Она наклонилась, а я прошептала: “Певицей…” Но это моё желание с того момента постепенно таяло и таяло.

– Хотя вы же пели в хоре?

– Да, я с 10-ти лет была солисткой хора. Но почему-то никто: ни родители, ни педагоги – никогда мне не говорили, что именно пение – моя будущая профессия. Никто меня в сторону «певческого дела» не направлял. Учителя рекомендовали поступать в музыкальное училище (теперь это Минский государственный музыкальный колледж им. М. Глинки), но на специальности «дирижирование», или «фортепиано», или «музыковедение». «Пение» не рассматривалось вообще. Поэтому три года я изучала музыковедение. Но не зря совершеннолетие называют определённым рубежом – в 18 лет что-то точно происходит. Именно в этом возрасте я вспомнила о своей мечте.

– И всё равно в колледже вам удалось стать певицей, пусть и не оперной.

– Да, я была участницей рок-группы. Официально, при Дворце детей и молодёжи «Золак», мы именовались ВИА «Юность», неофициально мы придумали себе название «Синдром». Синдром чего – не знаю (улыбается). Я очень любила рок-музыку, и когда ко мне подошла однокурсница с предложением показаться руководителю их коллектива, я не пошла, а побежала. Я играла на «клавишах» и пела. Это было действительно воплощение мечты в жизнь! Мне очень нравились наши выступления и концерты.

Но когда я переключилась на оперу, с рок-музыкой пришлось расстаться. Рада, что ребята продолжают развиваться, теперь уже как известная белорусская группа «Вектор Эго». Их творческая жизнь бурлит, кипит, я это точно знаю, потому что мы остались друзьями и всегда на связи.

– Что послужило толчком к тому, что вы «заболели» оперой?

– На курсе 3-м мы довольно подробно изучали оперное искусство – и мне всё это вдруг стало так интересно! Пожалуй, любовь моя началась с Михаила Глинки – с его «Ивана Сусанина» или «Руслана и Людмилы», не скажу точно. Тогда ведь не было интернета, только фонотека училища и городской нотной библиотеки, из которых я, кажется, и не вылезала – перебегала из одной в другую. Пластинки, которые хранились в фондах, прослушивала буквально по сотни раз.

Новый поворот

– Вы закончили колледж с «красным» дипломом, получив специальность «музыковедение». И тут решаете резко изменить всё!

– Это было не просто сложно, а очень сложно. Мне необходимо было проявить себя, чтобы в меня поверили и педагоги, и родители. Потому что для них, наверное, мои слова «я не буду поступать в консерваторию», прозвучали словно «я решила стать космонавтом». Да, я делала большие успехи по своей специальности. И вдруг – ба-бах! – меняю абсолютно всё в своей судьбе, решаю пойти в сферу, где я себя никак не демонстрировала.

На 4-м курсе я взяла факультатив по вокалу и начала основательно заниматься с педагогом. И меня допустили к академическому экзамену наряду с вокалистами! Помню, что спела я хорошо, во всяком случае, продемонстрировала хоть какой-то потенциал, который увидели и учителя, и родители. С этого, наверное, всё и началось…

– И продолжилось, в том числе и на престижном конкурсе оперных певцов Би-Би-Си в Кардиффе, где вы стали победительницей и получили звание «Певица мира»!

– К этому я отношусь с гораздо меньшим пафосом. «Певец мира» – всего лишь название конкурса. Я бы сказала, что это была моя личная победа. Когда меня пригласили участвовать в финале в Кардифф, для себя чётко определила: вне зависимости от результата я завершаю свою конкурсную карьеру. Но эта победа, конечно, была для меня очень знаковым событием. Перед собой могу честно признаться: я достойно выполнила большой объём работы, он занял у меня не один год, но теперь всё это в прошлом. Я не чувствую ни недосказанности, ни недоделанности. Просто счастлива, что я всё выполнила и сделала по максимуму. Мне это удалось.

Во сне и наяву

– Можете назвать «вашего» композитора?

– Бетховен. «Малоприменимый» в опере. Он со мной уже много-много лет, и пока мои приоритеты не меняются. О каком-то одном оперном композиторе сказать не могу: люблю практически всех. Мне проще перечислить то, что мне не нравится. И это будет совсем небольшой список сочинений. А так – я очень любвеобильна. В музыке. (Улыбается.)

– Если говорить о роли-мечте?

– Марфа в «Царской невесте» Николая Римского-Корсакова – первая роль, о которой я грезила во сне и наяву. Эта опера была для меня настоящим открытием, чем-то невероятным она остаётся и по сей день. Я чувствую эту музыку, эмоциональную драматическую нагрузку, которая в ней заложена, на все 200%! Это «моё» до глубины души. Когда пела в хоре белорусского Большого, естественно, знала наизусть не только роль Марфы, но и всю оперу целиком. А поступив в Санкт-Петербургскую консерваторию, с удовольствием ходила на занятия по «Царской невесте» – смотрела, слушала, вбирала и набирала. И к концу 1-го курса спела оркестровую репетицию, а в начале 2-го уже дебютировала в роли Марфы (в театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. – Прим. автора). Так моя мечта воплотилась в жизнь.

– Случалось ли, что вы пели партию, которую даже и не предполагали исполнять когда-либо в жизни?

– Совершенно не думала, что выйду на сцену в образе Матильды в опере Джоаккино Россини «Вильгельм Телль». Не могу назвать себя россиниевской певицей, но эта роль каким-то случайным образом появилась в репертуаре, и даже неплохо у меня получается. Это действительно открытие, прежде всего – для меня самой. Какие сюрпризы меня ждут дальше – посмотрим…

– Существует ли традиция, которую вы соблюдаете перед спектаклем?

– Главное – выспаться и быть здоровой. Наверное, это всё. Порой кажется, что сам спектакль – это лишь разогрев перед той вспышкой энергии, которая появляется позже. Часто бывает, что после сложнейшего выступления во мне открываются такие ресурсы энергии и адреналина – кажется, могу сыграть ещё один такой же спектакль! То ли это второе дыхание – и продолжается колоссальная работоспособность! Успокоиться невозможно. И всегда следует бессонная ночь… Поэтому я очень рада, что мне редко выпадает петь два дня подряд. Потому что это действительно сложно.

– Знаю, что ваша мама – ваш самый главный поклонник.

– Мамочка не пропустила ни одного моего экзамена в консерватории в Санкт-Петербурге. А если есть возможность, обязательно приезжает на спектакли в Европу и Россию. Это для меня большая поддержка.

Зимние каникулы

– Ваша жизнь – бесконечные перелёты, новые страны и новые города… Знаю, что график ваших основных концертов расписан до 2021 года. О чём больше всего скучаете на гастролях?

– Всё очень просто. Когда приезжаешь в новый город, в чужую страну, ты там… чужой. Только в Минске я чувствую, что я дома. И это самые лучшие эмоции. Пожалуй, только здесь и могу по-настоящему расслабиться.

– Это действительно редкость, что в праздничные зимние дни вы в Минске.

– Да, как правило, Рождество и Новый год я проводила в других странах. Такое должно было произойти и на этот раз. Но я отменила выступление. С мужем (Дмитрий Матвиенко, дирижёр. – Прим. автора) мы видимся крайне редко, а сейчас у нас есть возможность провести несколько дней вместе, и это для меня очень важно. Особенно рада, что наши каникулы – это сказочные зимние праздники.

– Они для вас особенные?

– Когда я была маленькой, папа всегда приносил живую лесную ёлку – огромную, буквально до потолка! Где он такую брал – понятия не имею (улыбается). Настоящим счастьем для меня было её украшать. Когда я выросла, все эти эмоции, естественно, немного приглушились. Но всё равно есть два действительно важных для меня праздника – День Победы и Новый год.

– Что любите делать в свободные от работы дни?

– Знаете, даже в свободное время я не могу отключиться от работы. Да, я люблю ходить в кино, обожаю гулять. В хорошую погоду, где бы я ни находилась, с удовольствием совершаю длительные пешие прогулки, брожу, дышу свежим воздухом. Но, увы, ничего не могу с собой поделать: в голове крутятся-вертятся мысли о работе, и выключить этот «компьютер» мне пока не удаётся. (Улыбается).

– Что пожелаете нашим читателям в Новом году?

– Здоровья. И больше любви! Стараться полюбить то, что тебя окружает, и радоваться тому, что у тебя есть.

Блиц-опрос

– Любимый цвет?

– Зелёный.

– Домашнее животное?

– Коты. Они самостоятельные. (Кстати, у Надежды дома живут три кота – Марс, Дон Карлос и Валера. Если Марса они с мужем решили завести сознательно, то два других появились в их семье совершенно неожиданно. Например, Валерика, совсем кроху, им принесли на передержку, но расстаться с ним они уже не смогли.)

– Идеальный отдых?

– Дома. В Минске.

– Аромат?

– Люблю разные запахи: восточные пряные, или запах опиума, или что-то натуральное, например, аромат дерева. У Tom Ford есть потрясающий аромат – Tuscan Leather.

– Напиток?

– Кофе. Не представляю без него своего утра. Когда-то пила его в течение всего дня. Сейчас стараюсь себя беречь.

– Цветы?

– Маки. Дарили их мне на концерте единственный раз – в Берлине. И это было просто невероятно!

Елена БАЛАБАНОВИЧ

Фото Анжелики ГРЕКОВИЧ

 

Выбар рэдакцыі

Здароўе

Як вясной алергікам аблегчыць сваё жыццё?

Як вясной алергікам аблегчыць сваё жыццё?

Некалькі парад ад урача-інфекцыяніста.

Грамадства

Рэспубліканскі суботнік праходзіць сёння ў Беларусі

Рэспубліканскі суботнік праходзіць сёння ў Беларусі

Мерапрыемства праводзіцца на добраахвотнай аснове.