Вы тут

Давай играть!


Для полноценного социального развития щенка и его активной жизни огромное значение имеет правильно построенное общение животного со своим владельцем и членами его семьи. К большому сожалению, моя многолетняя практика и частые беседы с учениками показывают, что далеко не все из них любят, а главное – в большинстве своем не умеют играть со щенками и взрослыми собаками.

Причины называются самые разные. У одних не хватает на это времени; другие устают после работы (ведь основное время общения с питомцами у них приходится на вечер); третьи не понимают, зачем нужны игры, и поэтому не придают им особого значения; четвертые считают, что свою любовь к собаке можно выразить, просто купив ей вкусную еду или модную игрушку.

Хочу обратить внимание на то, что повседневное общение хозяина и членов его семьи с питомцем ни в коем случае не должно сводиться к минимальному. У каждого нормально развивающегося в психологическом и физическом плане щенка периодически возникает желание поиграть в игры, в которых без участия хозяина просто не обойтись. Часто собака попадает в ситуации, которые можно решить только с помощью владельца. Я уверен, что «правильный» хозяин всегда занимает главное место в жизни своего питомца. Конечно, и другие члены семьи при желании могут научить собаку многим полезным вещам.

Однако большинство владельцев твердо уверены, что щенок нуждается в более тесном общении, когда он станет старше и сможет более четко выражать свои желания; когда ярче станут проявляться черты его характера, и уже можно будет приступать к настоящему обучению, дрессировке и тренировке. Такое мнение в корне ошибочно.

Кинологи и зоопсихологи утверждают, что для собак любого возраста очень ценно, прежде всего, общение с основным владельцем. Особенно в этом нуждаются активные и смелые собаки. Непонимание, недоверие и даже конфликты в период роста и развития щенка непременно происходят, если владелец не ухаживает за ним, не гуляет, не играет с ним, «духовно» не близок к своему воспитаннику.

Владельцы, как и члены их семей, бывают самые разные. В одной семье щенку все разрешают и любые проступки снисходительно прощают. В другой – всячески тиранят и наводят только страх. Некоторые «хозяева» патологически не выносят щенячьи капризы и считают, что собакой в малом возрасте должны заниматься другие члены семьи.

Фото Юрия Горида

Как владельцу научиться играть и общаться со щенком?

Прежде всего, эту необходимость следует осознать, а не совершать все «из-под палки». Вооружившись рекомендациями опытных инструкторов-кинологов и зоопсихологов, изучив необходимую литературу, нужно понять, насколько хозяйское общение важно для собаки. Уяснив, что любовь и духовная близость к щенку имеют огромное значение, и отбросив все опасения, можно приступать к уверенному общению со щенком, который этому будет несказанно рад.

В процессе правильного общения щенок ощущает участие и внимание хозяина, получая при этом положительные эмоции. Хозяин для него становится источником психологической силы, первым человеком, которому щенок стремится понравиться. С ним собаке хочется чувствовать себя самой красивой, умной, привлекательной. Любой владелец щенка должен понимать, что он для своего питомца не только кормилец, но и человек, открывающий для него мир, в котором тому предстоит жить.

Правильно социализированные, обладающие крепкой психикой щенки (а в дальнейшем и взрослые собаки) играют часто и с удовольствием. Содержание игр может быть самым разным – это и игра в одиночку (с игрушкой, каким-либо предметом), игра-борьба со сверстниками, азартные и веселые погони друг за другом и т.д. Смысл в игровых моментах заложен огромный – это подготовка к действиям в различных жизненных ситуациях, тренировка возможностей организма, физическое и психическое развитие, обучение способности контролировать свои действия и эмоции и многое другое.

Прекрасно, когда в процесс игры включается кто-либо из членов семьи. С помощью игр образуется определенное связующее звено между щенком, владельцем и членами его семьи, помогающее щенку понять характер взаимоотношений в семье-стае, почувствовать себя более уверенным и ощутить поддержку близких ему людей.

В игре перед щенками открывается широчайшая возможность прочувствовать свой ранг и освоить правила ритуального поведения (вспомните, как часто ваш щенок пытается «оседлать» ваши ноги, делая своеобразные «садки» – это результат недостаточности игр и прямой путь к неспособности оставить потомство). Именно в процессе игры можно наблюдать, как у щенка закладываются предпосылки к лидерству или, наоборот, к подчинению.

Если намеренно или по незнанию лишить щенка возможности играть, то, скорее всего, из него вырастет животное, предпочитающее подчинение лидерству (я имею в виду лидерство разумное, не над хозяином). Неиграющий щенок отрешен от мира, пугливо или настороженно относится к окружающим.

Игры для занятий со щенком

Догоняем друг друга

Самая обычная, даже небольшая ваша пробежка со щенком воспринимается им как активная и веселая игра. А если при этом перепрыгивать различные препятствия, забираться и спускаться по лестницам, тренировать равновесие (передвижение по буму), получается еще и активная физическая тренировка.

Вы можете бегать друг за другом достаточно долго – все зависит от ваших физических возможностей. Но, уверяю вас, щенок (особенно подросший) обязательно вас «перебегает», вы упадете без сил, а питомец будет готов носиться еще столько же и даже больше.

Используем игрушки

Игрушки для щенка можно выбирать разнообразные: плюшевые, мягкие, резиновые, деревянные и т.д. Параллельно с игрой щенок будет получать необходимую физическую нагрузку, которая очень важна для сохранения здоровья. «Жевательные» игрушки полезны для развития зубов и сохранения их в чистоте. Если вы хотите найти для щенка интересное занятие в ваше отсутствие – обеспечьте его необходимым количеством интересных игрушек!

Научите щенка «различать» игрушки: палочку, колесико, косточку и т.д. Со временем он даже запомнит названия своих любимых игрушек и по вашей просьбе будет приносить именно то, что вы назовете. Такую способность у питомца можно натренировать специальными упражнениями. Каждый раз, когда вы бросаете игрушку, попросите щенка принести ее, обязательно проговаривая при этом название игрушки. Ни в коем случае не наказывайте собаку за невыполнение вашего задания – это все-таки игра.

Фрисби

Довольно распространенный вид игры с подросшим щенком основан на его природной любви к ловле двигающихся (в данном случае летающих) предметов. Если вы хотите активно поиграть со своим питомцем, купите специальный летающий диск, не повреждающий собачьи зубы. Для взрослых животных подходят диски массой 130 г и диаметром 22 см. Для щенков и маленьких собак используют диски меньшего радиуса и веса. Такой диск из-за особенностей конструкции можно бросить довольно далеко и точно.

Игра с фрисби несложная: вы бросаете диск, питомец ловит его и приносит вам. Это способствует установлению крепких дружеских отношений между вами, укрепляет взаимное доверие. Кроме того, игра помогает развитию природных и физических качеств собаки, учит ее быть внимательной к владельцу.

Посадите собаку возле своей левой (правой) ноги, в правую (левую) руку возьмите диск. Заинтересуйте питомца диском, совершая им различные движения на виду у щенка. Эти движения должны побудить собаку к прыжку и стремлению схватить диск. Повторите это упражнение при ходьбе. Ваша задача – переключить внимание собаки на предмет. Если щенок схватил диск, не останавливайтесь, отпустите его и дайте щенку с ним поиграть и свободно побегать. После того, как собака освоит хватку диска, попробуйте подбросить его в воздух и немного вперед, а сами оставайтесь на месте. Постепенно увеличивайте высоту и дальность броска, поощряя питомца при каждой хватке диска. Собака должна отдавать вам диск по команде «Дай!» (методика обучения, как при апортировке).

Ловим подброшенное лакомство

Обычно практически все собаки с большой охотой стараются поймать различные «вкусности», брошенные вверх. Самое главное – подбросить так, чтобы собака смогла поймать их именно в воздухе, а не подбирать с земли. Иначе привычка «кушать с пола» вашему питомцу обеспечена! Если собака не успела поймать брошенное лакомство, не разрешайте ей делать это «с пола» при помощи резкой и энергичной команды «Нет!». Поощряйте только за вкусности, пойманные на лету! Одновременно с броском вверх не забывайте подать команду «Оп!».

Когда собака усвоит навык поимки на лету брошенного лакомства, можете начинать бросать мяч. После удара мяча о пол, в момент, когда он взлетит вверх, быстро подайте собаке команду «Оп!», после чего поощрите лакомством и словами «Хорошо, оп!».

Будем искать!

Заранее приготовьте игрушку. На прогулке подзовите собаку к себе по команде «Ко мне!». Дайте понюхать игрушку. Отвлеките ее чем-либо и так, чтобы она не видела, бросьте игрушку недалеко от себя. Привлеките внимание собаки, назвав ее кличку, подайте команду «Ищи!» и вместе с ней направьтесь в сторону брошенной игрушки. За ее обнаружение поощрите собаку лакомством, словами «Хорошо, ищи!», поиграйте с ней игрушкой. В дальнейшем увеличивайте расстояние броска игрушки и степень ее маскировки, а также количество игрушек. Такие же манипуляции проводите дома.

«Кошачьи гонки»

Привяжите к резиновому кольцу обыкновенную веревку длиной 2-3 метра. Принцип игры такой же, как с кошкой. Заинтересовав собаку кольцом, совершайте различные движения веревкой (к себе, от себя), вращайте вокруг себя. Пусть ваш питомец постарается догнать кольцо. Не забывайте периодически давать ему схватить «добычу».

Какие доводы еще можно привести в пользу игр со щенком? Я думаю, что их достаточно. Поэтому мои наилучшие пожелания собаководам и совет – играйте со своими щенками и взрослыми собаками, не забывая, конечно, о возрасте, разумной физической и эмоциональной нагрузке!

Андрей ШКЛЯЕВ,

инструктор-кинолог

Дадаць каментар

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Чаму ў Беларусі варта аптымізаваць колькасць сельсаветаў

Чаму ў Беларусі варта аптымізаваць колькасць сельсаветаў

І павышаць эфектыўнасць работы мясцовых органаў улады.

Грамадства

Якіх педагогаў  хочуць бачыць дзеці ў аб'яднаннях па інтарэсах?

Якіх педагогаў хочуць бачыць дзеці ў аб'яднаннях па інтарэсах?

​Для сістэмы дадатковай адукацыі ўласцівы адкладзены ў часе эфект.

Грамадства

Чым здзіўлялі арганізатары Фестывалю навукі?

Чым здзіўлялі арганізатары Фестывалю навукі?

Толькі Ньютан і толькі хардкор!