Вы тут

Водный патруль


Признайтесь: кто-то из вас чистит зубы с включенной водой, каждый день принимает горячую ванну или стоит под душем по часу? Кажется, вода никогда не закончится, ведь у нас столько рек и озер. Однако это не так. Многие забывают, что есть страны, где стакан чистой питьевой воды – настоящая роскошь. Поэтому так важно бережно относиться к ценному ресурсу. И не менее важно объяснять эту мудрость подрастающему поколению.

С этой целью три года назад и был открыт информационный центр по воде на базе ГУДО “Крупский центр детского творчества”. Благодаря общественному объединению «Экопартнерство» и финансовой поддержке Тhe Coca-Cola Foundatation, обычный кабинет превратился в водный центр с тематическим дизайном, полезным оборудованием и литературой. Давайте заглянем туда и узнаем, как проходят “водные” занятия, и какую пользу они приносят не только детям и сотрудникам, но и городу.

«Крупский центр детского творчества» находится на берегу реки Бобр – любимого места отдыха жителей Крупок. Здесь купаются, устраивают пикники, а ближе к частному сектору – пасут скот. Хороший обьект для исследования!

– Как только у нас открылся водный центр, мы решили принять участие в международном юниорском конкурсе с темой «Биоиндикация реки Бобр». На протяжении четырех месяцев исследовали разные участки водоема; разбирались, с чем связано скопление тех или иных растений, изучали эти растения. В итоге выяснили, что самая чистая часть реки – около пляжа. А вот участок рядом с частным сектором (где пасут коров) подвержен риску эвтрофикации, – рассказала педагог дополнительного образования ГУДО “Крупский центр детского творчества” Ульяна Заблоцкая.

С тех пор воспитанники центра под руководством преподавателя разработали множество интересных и полезных проектов. Но особое внимание они уделяют экологическому образованию младших учащихся из местных школ.

Водный центр ученики 7-х-8-х классов посещают на протяжении двух лет. Первый год – вводный: ребята знакомятся с экологическими проблемами и способами их решения или предотвращения. А вот второй год уже “водный”, т.е. посвящен исключительно воде. В это время школьники готовы делиться своими знаниями с другими жителями города.

– У нас в городе до открытия центра экологическим образованием вообще не занимались, – отметила Ульяна Заблоцкая. – Сейчас ситуация немного изменилась: хорошая литература и медиатека помогают нам проводить открытые занятия для городских детей. Например, во время каникул. А недавно мои воспитанницы самостоятельно разработали проект “Экологический календарь”, цель которого – раз в месяц организовывать в местных школах “зеленые” занятия или приглашать учащихся к нам в гости. И это не просто скучные лекции. Наши ребята готовят красочные презентации, квесты, загадки, подбирают мультфильмы. Особо подчеркну, что все это они делают сами.

Педагог считает, что с детьми о важном нужно обязательно говорить в развлекательной форме. Учебников и тетрадей им хватает и в школе.

– Как-то на открытом занятии мы смотрели мультик “Оззи Озон”, в котором очень доступно рассказывалось об озоновом слое. После ко мне подошел один из школьников и сказал, чтобы мы не использовали лак для волос, от него "будут дырки в небе". Тут я поняла, что начало положено, – рассказала Ульяна Заблоцкая.

Сами же воспитанники центра делятся, что больше всего любят летние экспедиции на водохранилище Селява. И, конечно, общаться и проводить опыты.

– Каждое лето мы стараемся на несколько дней ходить в экспедиции, где исследуем водоем, учимся делать фильтры. Все необходимое у нас есть в переносных лабораториях, – рассказала педагог. – Также к этому времени приурочиваем акцию «Чистый берег» – убираем мусор, оставленный не слишком воспитанными отдыхающими. Очень стыдно перед детьми за таких людей. Но, надо признать, с каждым годом мусорят все меньше. Плюс ко всему, мы стараемся приобщать к уборке местных: даем объявление в газету или на сайте.

К слову, на этом “зеленые” достижения воспитанников центра не заканчиваются. Они экономят воду, электроэнергию и сортируют мусор, даже несмотря на недостаточное количество специальных контейнеров. В основном, пластиковые бутылки и крышки школьники используют для поделок (многие посещают занятия по фитодизайну), тем самым придерживаясь концепции “ноль отходов”. А недавно они организовали своеобразную водную лабораторию для местных жителей, где каждый желающий может проверить качество “домашней” воды.

Экословарик

Биоиндикация – оценка качества среды обитания и ее отдельных характеристик по состоянию ее биоты (совокупности растений и животных, объединенных общей средой обитания) в природных условиях.

Концепция “ноль отходов” (Zero Waste) – повторное использование товаров, переработка вторсырья и уменьшение количества отходов.

Эвтрофикация – процесс ухудшения качества воды из-за избыточного поступления в водоем так называемых “биогенных элементов”, в первую очередь – соединений азота и фосфора. Может быть результатом как естественного старения водоема, так и антропогенных воздействий.

Фото автора и из архива центра

 

 

Дадаць каментар

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Якім чынам можа праяўляцца адзінота?

Якім чынам можа праяўляцца адзінота?

Адзінота і асабліва адзінота ў сям'і — рэальная прыкмета нашага часу.

Грамадства

Усё, што трэба ведаць пра замяшчальную гарманальную тэрапію

Усё, што трэба ведаць пра замяшчальную гарманальную тэрапію

Лішняя вага, бяссонніца, прылівы, парушэнні ціску і астэапароз — далёка не ўсе праявы, якія падпільноўваюць жанчыну ў пэўным узросце. 

Спорт

Вячаслаў Грэцкі: Часам называюць мяне Уэйнам

Вячаслаў Грэцкі: Часам называюць мяне Уэйнам

Пра знакамітае прозвішча і сучаснасць беларускага хакея.