Вы тут

Ирэна Гудиевская: «Фотография – это красивая и коварная женщина!»


Ирэна Гудиевская - признанный мастер фотографии, человек яркий, талантливый и увлечённый.


Более 20 лет работает она в сфере художественной и рекламной фотосъёмки. Создаёт выставочные проекты, которые имеют успех в Беларуси и других странах. Снимает звёзд спорта, шоу-бизнеса, популярных телеведущих, политиков.

Самый масштабный её арт-проект последних лет –  «Пушча. Лён. Прыгажунi» – стал действительно событием в культурной жизни страны. Более сотни фотопортретов, каждый из которых со своей историей, настроением, эмоциями. Напечатанные на холстах, они напоминают картины эпохи Ренессанса. Сейчас выставка с успехом путешествует по Европе.

– Ирэна, профессию фотохудожника  не назовёшь традиционно женской. Как и почему Вы увлеклись фотографией?

– Ещё пятиклассницей я впервые попала в фотолабораторию своего брата, он увлекался фотоделом. Испытала и удивление, и потрясение, и восторг! Оказывается, с помощью манипуляций человека на белой бумаге появляются изображения людей, их лица и эмоции. Мама, сёстры, ты… Пусть эти фотографии были не самого высокого качества, но процесс их появления был для меня настоящим чудом. Даже не знаю, что можно сравнить с этим по ощущениям.

Фотография – это единственная машина времени, которая может вернуть тебя в прошлое. Ты смотришь на своё детское фото и вспоминаешь, каким был тот день, в каком ты была платье, какого цвета были туфельки, чем пахло в доме, где тогда был твой папа. В каждой фотографии кроется большая философская история. Сиюминутно ты не понимаешь значимости события, запечатлённого на плёнке, но проходит время – и ты открываешь для себя его важность и значимость.

– И Вам захотелось самой приобщиться к этому чуду фотографии?

– Да, я записалась в школьный фотокружок. Там меня научили основам фотодела. А потом поступила в технологический техникум на только что открывшееся экспериментальное отделение «фототехник-технолог». Вот так я пришла в мир фотографии – искусства поистине безграничного. Можно много лет заниматься портретной, пейзажной, художественной, рекламной фотосъёмкой, но всё равно чувствовать себя новичком в этом безбрежном фотомире.

Сейчас вокруг нас уже переизбыток информации, в том числе визуальной. И человек может запросто в ней запутаться. Но, думаю, этот бум пройдёт. Всё систематизируется. Столько визуализации, сколько человек за собой оставляет, будет просто не нужно.

Когда я училась в техникуме, много занималась спортом, стала кандидатом в мастера спорта по спортивной ходьбе. И думала даже о спортивной карьере – окончила институт физкультуры. Но фотография меня не отпустила!

У фотографов, как и у врачей, есть разные специализации. Я тоже увлекалась, пробовала себя в разных направлениях – в репортёрской фотографии, студийной, рекламной. Параллельно занималась творческим развитием. В итоге у меня сложились два направления – творческая и рекламная фотография. На хлеб насущный зарабатываю рекламной, а творческая – это для души.

– Ваша карьера началась успешно. Помог счастливый случай, звёзды удачно сошлись или Вы просто трудились самоотверженно?

– Наверное, всё перечисленное присутствовало, но труд я бы поставила на первое место. В 1993 году в Минске проходил международный фестиваль уличных театров. Я тогда только познакомилась с драматургом Алексеем Дударевым, и он предложил мне снимать фестиваль. Нужно было успеть снять буквально каждый спектакль, потом за ночь снимки проявить, распечатать, а утром вывесить на стендах эти фотографии. Очень помогла мне тогда моя спортивная закалка – участники фестиваля думали, что это целая бригада фотографов работает! И очень восхищались моими фотоработами. Французский режиссёр Мишель Розенман даже попросил продать ему несколько снимков. Но я их просто подарила – ему и его супруге. А вскоре Мишель Розенман пригласил меня в Париж, предложив организовать там выставку. Кстати, у меня была такая возможность – остаться работать в Париже. Была работа в сфере рекламной фотографии, но, как творческий человек, я себя там не увидела. Моё место – здесь, в Беларуси.

Потом я много снимала по всему миру – моря, океаны, пустыни. Но нет для меня большего творческого счастья, чем поймать в кадр зубра в нашей пуще или снимать поле с васильками. Для меня это очень важно. Родилась я на хуторе, там прошло моё детство. Атмосферу родных мест, запахи леса, поля, их энергетическую подпитку я ни на что не могу поменять. Я – «корневой» человек.

– И Вы стали продвигать качественную художественную фотографию в Беларуси?

– Да, я была в первом эшелоне. Снимала рекламную продукцию больших предприятий: «БЕЛазы», технику «Амкадора», мебель, одежду. Рекламная фотография, кстати, очень сложная, требует много и внешних, и внутренних ресурсов. Она должна проявить суть привычных вещей, открыть неведомые стороны вроде бы знакомых всем символов, предметов. Это был очень важный для меня опыт. Профессионализм и развитие.

Творчество в фотографии – очень тонкая субстанция. Рекламную работу ты можешь выполнять, зная некоторые правила и приёмы. Но творческая фотография без вдохновения не получится. Есть такая эмоциональная составляющая, без которой ты не сделаешь фотографий снега или льна так, как ты его видишь, чувствуешь.

– У Вас немало арт-проектов. Но проект «Зачараванне» особенный, он вызвал интерес и восхищение зрителей абсолютно везде.

– Не помотавшись с фотоаппаратом по разным странам и континентам, я не смогла бы реализовать этот проект. Камбоджа, Америка, Филиппины, Сингапур – в мире много потрясающих мест. И когда ты уже визуально «подвисла» над миром, вдруг задумываешься, что же в твоей стране особенного, чем мы можем удивить в первую очередь самих себя.

Таким образом ко мне и пришло осознание, как я должна передать, рассказать, донести свой взгляд на мою землю, на землю моих предков, пусть это и высокопарно звучит. Мой проект – женский взгляд на Беларусь. Да, это так: есть мужской взгляд на нашу землю, а есть женский. И, знаете, даже зубры у нас разные получаются на фотографиях!

В проекте «Зачараванне» были задействованы человек 200! И мы все вместе стремились показать красоту нашей земли и женскую красоту. На протяжении 6-7 лет это стало частью другого большого арт-проекта «Пушча. Лён. Прыгажунi». Мне очень помогла известная белорусская модель Тамара Гончарова, все девушки – это её агентство «Студия Тамара». Снимали осенью и зимой, в ненастную погоду тоже, в деревнях и на хуторах, в Налибокской и Беловежской пущах. Добиться гармонии природы, света и самой фотомодели было непросто. Но девушки вели себя самоотверженно! Не пугали их ни болота, ни дикие звери. Часто съёмка проходила на рассвете. Например, нужно было ходить босиком по холодной росе в лёгком платье. Но я не слышала жалоб, нытья, отказа работать. Было даже такое ощущение, что все они просто родились в лесной пуще – здесь раскрывается их код, они становятся не просто красивыми, а естественными, спокойными, настоящими.

Проект «Зачараванне» – социально-культурный, не коммерческий, очень сложный и многослойный. Он изобразительным языком рассказывает о взаимосвязи между цветущей женской красотой и неповторимостью родной природы. И центральное место в нём – образ нашей родной Беларуси. Девушки, природа, лён, пуща – всё это о ней, именно так я чувствую Беларусь. Помню с детства, которое прошло в пуще, 300-летние дубы, грабовые рощи, липу, которую мы вшестером не могли обнять… И девушки, которые участвовали в проекте, тоже смогли понять и почувствовать этот мой образ страны.

Никаких графических редакторов я не использовала! Фотоработы абсолютно естественны. Юрий Кот, известный французский дизайнер белорусского происхождения и мой хороший друг, поддержал проект «Зачараванне», продвигает его в Европе. А ещё мои фотоснимки вдохновили Юрия на создание коллекции платьев из льна. 

Людмила КУСЛИВАЯ

Продолжение интервью читайте в майском номере "Алеси".

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Маладая зеляніна — галоўны памочнік пры вясновым авітамінозе

Колькі ж каштуе гэты важны кампанент здаровага рацыёну зараз?