Вы тут

Латиф Гандилов. Вместе мы сильнее


В феврале этого года в Минском государственном лингвистическом университете прошло торжественное мероприятие, посвященное 135-летию со дня рождения великого азербайджанского поэта, драматурга и философа Гусейна Джавида. Оно состоялось в рамках программы празднования 25-летия установления дипломатических отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Беларусь.


В вечере приняли участие главы дипломатических миссий Китайской Народной Республики, Турции, Кыргызстана, Молдовы, Туркменистана, председатель Союза писателей Беларуси Н. И. Чергинец, поэтесса и переводчица стихов азербайджанских поэтов на белорусский язык Т. Н. Сивец, представители Министерства культуры Республики Беларусь. А также находящаяся с визитом в Беларуси делегация Азербайджанского университета языков, которую возглавил ректор университета, член-корреспондент Академии наук Азербайджана Камал Абдуллаев.

В рамках мероприятия ректором Азербайджанского университета языков и ректором Минского государственного лингвистического университета было подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве: уже в следующем учебном году в Минском государственном лингвистическом университете появится Центр азербайджанского языка и культуры, а в Азербайджанском университете языков откроют центр белорусского языка и культуры.

С речью о жизни и творчестве Гусейна Джавида, которую мы приводим ниже, выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Республике Беларусь Латиф Гандилов.

 

В этом году исполняется 25 лет установления дипломатических отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Беларусь. И сегодняшнее мероприятие проводится в рамках этой юбилейной даты.

Наши народы, наши страны являются братскими. Мы долгие годы жили в одной стране, делили единые ценности, у нас были одни на всех и радость, и горе. Наши отцы и деды защищали одну страну.

Вот уже 25 лет мы являемся независимыми государствами. Но благодаря нашим двум мудрым и харизматичным руководителям Ильхаму Гейдаровичу Алиеву и Александру Григорьевичу Лукашенко наша дружба крепнет и развивается. И это доказывает, что мы не можем останавливаться на достигнутом, нужно расширять эту дружбу и передавать все это будущим поколениям, потому что вместе мы сильнее, богаче духовно и нравственно.

И здесь большая ответственность возлагается на культурные связи между нашими странами. Если мы хотим передать эстафету дружбы нашим детям, то должна проводиться непрерывная работа в области языка, культуры и искусства.

И тут мы обращаемся к истинным ценностям — культурному наследию, т. к. именно это позволяет нам носить гордое имя народа высококультурного и цивилизованного.

Азербайджанский народ хорошо знает великих сыновей белорусского народа — Франциска Скорину, Якуба Коласа, Янку Купалу и многих других. Эти личности своим творчеством, своими мыслями стали не только достоянием самого белорусского народа, но и внесли вклад в развитие всей мировой цивилизации.

Я горжусь тем, что и представители моего народа также внесли большой вклад в развитие мирового творчества и мысли. И наша культура является одной из богатейших культур человечества. Великие поэты и мыслители Низами и Физули, великие композиторы Узеир Гаджибеков, Кара Караев, Фикерат Амиров, Ариф Меликов, Ниази, великие певцы Муслим Магомаев, Рашид Бейбутов, Бюль Бюль, великий художник Таир Салахов, которых хорошо знал советский народ, — они являются яркими представителями азербайджанского народа и внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Какой народ в мире не хотел бы гордиться такими именами!

Одним из ярких представителей таких мыслителей был поэт, драматург, не побоюсь этого определения — философ, Гусейн Джавид. Совсем недавно мы отметили 135 лет со дня рождения этого основоположника прогрессивного романтизма в Азербайджане.

Творчество таких великих людей служит сегодня сохранению нации, развитию ее культуры и искусства. Когда мы слушаем Моцарта и Бетховена, читаем Конфуция и Достоевского, Янку Купалу, мы никогда не думаем о их национальности. Своим гением они преодолели национальные границы. Понимание этого и есть настоящая дружба народов.

Долг и обязанность серьезной литературы — видеть, находить, анализировать проблемы, которые беспокоят общество. Литература должна также предлагать возможные выходы из критического положения, с которым нельзя больше мириться. Так вот, Джавид один из немногих, кто попытался добиться решения подобных задач в своем творчестве. Одну из таких проблем он раскрывает в произведениях «Шейх-Санан», «Дьявол», «Пророк». Бог посылает на Землю пророков, чтобы возродить в человеческом обществе духовные ценности, не допустить нравственного падения, формировать цивилизацию. Здесь встает вопрос: если это так, то тогда почему же идет нелепая вражда, проливается кровь между народами, принадлежащими к разным конфессиям и религиям? Джавид в своих произведениях нашел ответ на этот вопрос. Он говорит о том, что все дело в Любви. Без любви не может быть ничего: ни семьи, ни детей, ни изменений в природе… Надо всего лишь любить — искренно, жертвенно, бескорыстно… Ведь все священные книги говорят: «Возлюби ближнего своего…» В этом золотом правиле нравственности вся суть творчества Джавида.

Его «Бог — красота и любовь». И вера.

Обратите внимание на афоризмы Гусейна Джавида, которые он использует в своих произведениях:

 

В любви, как в бесконечном новоселье,

Я черпаю и счастье, и веселье;

 

Отрекаюсь

Ото всего, что нелюбовь! И каюсь

В том, что не любовь во мне самом.

 

В его творчестве прослеживается и большая любовь к Господу.

 

Не радуйся чужому горю, милый.

Злорадство брось, не смейся над бедой.

И не встречай улыбкою постылой

Того, кто схвачен горькою нуждой.

 

Это стихотворение Гусейна Джавида как будто повторяет Притчу 24 стих 17 из Библии: «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется».

К сожалению, Гусейн Джавид так и не был до конца понят в своем творчестве в период революции. Он был репрессирован и трагически погиб в ГУЛАГе в 1941 году. Как был прав великий Конфуций, когда говорил, что не дай бог жить в период великих перемен. Эти слова в полной мере относятся и к судьбе Гусейна Джавида. На мой взгляд, его творческий путь очень схож с творческим путем Янки Купалы — вопросы национальной идентичности, красоты, любви к родной земле…

Я это время не осуждаю и не оправдываю. Это было такое время, которое можно сравнить с ночным боем в узкой траншее, когда нельзя отличить своих и чужих.

Трагической была не только судьба самого Гусейна Джавида, но и судьба его семьи. Его сын Эртогрул Джавид Расизаде — талантливый юноша, художник, поэт, музыкант, любимый ученик Узеира Гаджибекова — погиб в 24 года от туберкулеза.

Гусейн Джавид был не только поэтом и драматургом. Он был философом, одним из выдающихся мыслителей Востока, сумевшим в период своего творчества и за свою трагическую жизнь показать духовное богатство мудрого Востока. Гусейн Джавид в своем творчестве раскрывал не только проблемы мусульманского мира, но и общечеловеческие проблемы. Он как будто сносил ограду, что стояла на пути развития человечества.

Я очень надеюсь, что на сцене Русского драматического театра имени Максима Горького будет поставлена его пьеса «Шейх-Санан», переведенная на русский язык, которая по своей глубине нисколько не уступает шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта».

Гусейн Джавид является образцом глубоко нравственного философского наследия. Его герои выступали против несправедливости, тирании и произвола.

Еще в 1982 году общенациональный лидер Гейдар Алиев добился переноса могилы поэта из Сибири в Нахичевань и этим показал свое глубокое уважение и почтение к национальной истории и культуре. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, оставаясь верным национальным обычаям и ценностям, принял решение о том, чтобы 135-летний юбилей Гусейна Джавида был отмечен на государственном уровне.

Вспоминаю слова Достоевского: «Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное». А это значит, что читать нужно таких, как Низами, Хафиз, Гете, Пушкин, Толстой, Янка Купала, и конечно, Джавид.

Историю человечества пишут не только великие полководцы и ученые. История цивилизации обязана и великим мыслителям, таким, как Гусейн Джавид.

Однако, великими считаются также и народы, которые умеют бережно относиться и хранить ценности других народов. Сегодняшнее торжество является ярким примером великодушия белорусского народа. Уверен, что все участники сегодняшнего мероприятия унесут с собой много-много Любви, о которой столько писал Гусейн Джавид.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Республике Беларусь Латиф ГАНДИЛОВ

Дадаць каментар

Выбар рэдакцыі

Спорт

Экстрэмальнае катанне з Васілісай Маславай

Экстрэмальнае катанне з Васілісай Маславай

Як гродзенская прыгажуня стала чэмпіёнкай свету.

Калейдаскоп

Вясёлыя гісторыі нашых чытачоў

Вясёлыя гісторыі нашых чытачоў

Сустрэча з каралевай, пад нумарам адзін і правіла ды выключэнне.

Грамадства

Уязны турызм: назіраецца станоўчая дынаміка

Уязны турызм: назіраецца станоўчая дынаміка

Турызм — гэта перш за ўсё матывацыя, жаданне наведаць краіну, убачыць яе адметнасці, адпачыць у пэўным месцы.