Вы тут

КОМПЬЮТЕР И ЗРЕНИЕ


Наше время всё чаще называют эрой информационных технологий. И действительно, сегодня мы с трудом представляем свою жизнь без компьютера, верного помощника в работе и на досуге, без удобных и функциональных гаджетов. Современные дети проводят за ними до 60% свободного времени. Как к этому относиться родителям? На что обратить особое внимание?

Широкое внедрение ИТ-систем, повсеместное использование интернета привели к появлению новых заболеваний и патологий. Как уберечь себя и близких? Рекомендации дают врач-валеолог Тамара БУБРА и врач-гигиенист Виктор БАХУР.


Даже самые молодые сегодня родители свободное время в своём детстве проводили на улице в подвижных играх и общении со сверстниками. Сейчас же их ребятишки часами «зависают» за компьютером и гаджетами. И взрослые вынуждены смиряться: в числе современных способов обучения малышей лидируют развивающие компьютерные игры и программы. Их разнообразие поражает, они направлены на самые важные запросы – развивают память и внимание ребёнка, обучают его логическому и образному мышлению, способствуют формированию творческих навыков, помогают знакомиться с окружающим миром, узнавать новое, получать знания в интересной игровой форме и весело проводить время. Особые категории игр способствуют развитию отдельных направлений: например, чувство стиля формируют игры для девочек, в которых им предлагается подбирать наряды, причёски и косметику для кукол. Есть игры, где детям предлагается сочинять собственные мелодии или рисовать.

Сегодня ИТ-технологии активно используются в школе, а умение искать информацию для выполнения домашних заданий в интернете востребовано уже в начальных классах. Однако многочасовое сидение у компьютера отрицательно сказывается на физическом здоровье детей. От долгой работы за монитором у ребёнка могут возникнуть головная боль, ухудшение зрения и даже остеохондроз. Длительные компьютерные игры зачастую делают его раздражительным и капризным, особенно если что-то не получается. Картинки, содержащие элементы жестокости и насилия, негативно влияют на психику.

Но самый большой вред компьютер наносит зрению.

Новый близкофокусный мир

Дело в том, что человеческие глаза абсолютно не подготовлены к восприятию компьютерной картинки. Все окружающие предметы мы видим в отражённом свете. А изображения, возникающие на мониторе, имеют дискретный характер, то есть состоят из миллионов светящихся частичек, которые загораются и потухают через определённые промежутки времени. Поэтому восприятие светящегося монитора становится огромным испытанием для наших глаз.

Кроме того, привычные за много столетий активности на свежем воздухе (охота, земледельческие работы, игры и проч.) «заставляли» глаза человека следить за движением в перспективе. Сегодня же наш взор часами остаётся прикованным к монитору. Появился даже специальный термин – «близкофокусный мир». Длительная фокусировка взгляда на экране требует напряжённой работы аккомодационного аппарата.

Ребёнок в меньшей степени, чем взрослый, способен к самоконтролю, поэтому время, проведённое им у компьютера, необходимо ограничивать: не более 2,5 часов в день в возрасте 8-12 лет; не более 3 часов – в 14 лет (с обязательными 15-20 минутными перерывами каждый час занятий!). До 5 лет желательно быть у компьютера не более 15-20 минут; к 6-7 годам постепенно можно увеличить время до 1-1,5 часа.

Важно правильно оборудовать рабочее место. Нельзя сажать малыша на стул, предназначенный для взрослого. Необходимо купить специальную мебель, подходящую ребёнку по росту, чтобы ему было удобно.

  • Современные дети проводят за компьютерными играми и общением по интернету в среднем до 60% свободного времени.

Офтальмологи и педиатры предупреждают, что нагрузка, которой в условиях близкофокусного мира подвергается ещё незрелый организм ребёнка, в большой степени влияет на развитие миопии. Число близоруких первоклашек за последние годы возросло вдвое, а среди учащихся старших классов нарушение зрения достигает 25%.

Если ваш ребёнок жалуется на головную боль или у него воспаляются и чешутся глаза, возникают трудности с чтением и другими школьными занятиями, то вам необходимо показать его ольфтальмологу. Врач назначит специальные упражнения для глаз и подберёт очки, предназначенные именно для среднего, характерного для работы на компьютере, расстояния.

Что такое КЗС?

Как утверждают специалисты, чрезмерное пристрастие к компьютеру отрицательно воздействует на психику, органы зрения и опорно-двигательный аппарат человека. Но настоящим бичом для всех пользователей стал диагноз КЗС, или «компьютерный зрительный синдром» (Computer Vision Syndrome). Симптомы этого заболевания можно поделить на две группы. В первую – «зрительную» – включены снижение остроты зрения, замедленная перефокусировка, двоение предметов, быстрое утомление во время чтения. Вторая группа условно именуется «глазной». К ней относятся чувство жжения в глазах («песок под веками»), боли в области глаз, их покраснение.

Надо сказать, что появление неприятных симптомов КЗС можно предотвратить. Нужно лишь знать и соблюдать элементарные правила работы с компьютером.

Во-первых, нельзя сидеть близко к экрану. Расстояние от 15-дюймового монитора до глаз не должно быть меньше 60-70 см, от 17 дюймового – 1,5 м.

Ни в коем случае нельзя работать с установленными на максимум яркостью и контрастностью. Нужно «подгонять» эти функции под себя. Здесь могут помочь компьютерные линзы и очки, специальное покрытие которых повышает контрастность изображения. Эти оптические приспособления позволяют снизить утомляемость глазных мышц и улучшить аккумуляцию хрусталика. Увеличивать контрастность вынуждает слой пыли на экране, поэтому надо ежедневно протирать монитор или специальной влажной салфеткой или специальным раствором.

Особые требования предъявляются к освещённости помещения. Она не должна давать бликов на мониторе. Для этого нужно использовать дополнительное боковое освещение, лучше слева. Однако в поле зрения пользователя осветительные приборы попадать не должны, так как это усиливает нагрузку на глаза.

Нельзя также сидеть за компьютером в сумерках или темноте. Если что-то нужно перепечатывать с бумаги, то листы нужно разместить как можно ближе к экрану для того, чтобы уменьшить разброс взгляда.

Первые признаки астенопии (зрительного утомления) наблюдаются уже через 30-40 минут непрерывной работы за монитором. Значительное снижение зрительных функций наступает через 1,5--2 часа.

Что нужно помнить, чтобы сохранить зрение:

  • Самое главное правило – это ограничить количество времени, проводимого за компьютером без перерыва. Рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 30-40 минут занятий.
  • Идеальной разрядкой между компьютерными занятиями может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения, – прогулка, игра в мяч на воздухе или даже поход в магазин.
  • Некоторые специалисты предлагают упражнения для глаз. Это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удалённых предметах и др.
  • Неплохо также разнообразить характер занятий за компьютером. Например, работу с текстовым материалом чередовать с игрой, в которой присутствуют движущиеся объекты. Такое чередование потребует от глаз совершенно разного «поведения» и воспрепятствует их утомляемости.
  • Ещё один способ уменьшить риск перенапряжения глаз – выбрать хороший монитор с высоким разрешением.  
  • Также важно принять меры по уменьшению отражений от монитора. Яркое и неровное освещение в комнате может вызвать неприятные отражения на экране. Возможные способы решения этой проблемы: выключить верхнее освещение, задёрнуть шторы на окнах, повернуть монитор и др. Если доставляют беспокойство отражения от монитора или его собственная яркость, то желательно установить специальный антибликовый экран.

КСТАТИ

При работе с компьютером часто возникает дискомфорт в области шеи, спины, кистей рук. Как правило, это связано с неправильным сидением за компьютерным столом. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности всего используемого оборудования, а вращающееся кресло (с подлокотниками и поясничными опорами) обязательно должно регулироваться по высоте. Руки и запястья должны лежать на поверхности, а не находиться на весу.

Комплексы упражнений для профилактики зрения

1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубоко вдохнуть, наклонившись вперед к крышке стола, затем выдохнуть. Повторить 5-6 раз.

2. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.

3. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз. Проделать то же и в другую сторону.

4. Исходное положение – сидя. Поднять глаза кверху, выполнить глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

5. Исходное положение – сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, одновременно вдохнуть. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить, одновременно выдохнуть. Повторить 4-5 раз.

6. Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, затем перенести взор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

7. Исходное положение – сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

Мария МОРОЗ

 

Выбар рэдакцыі

Здароўе

Як вясной алергікам аблегчыць сваё жыццё?

Як вясной алергікам аблегчыць сваё жыццё?

Некалькі парад ад урача-інфекцыяніста.