Вы тут

3D-атлас «Развитие экотуризма на ООПТ Гродненской области»


«Природа малой родины» 1 место среди коллективных работ
Проект «Создание 3D-атласа «Развитие экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Гродненской области»
Авторы – Сидорович Ксения Александровна, 10 класс, Гульник Илья Игоревич, 6 класс, ГУО «Ёдковская средняя школа». Руководитель – Гульник Наталья Юрьевна, учитель географии

Введение
Гродненская область характеризуется большим ландшафтным разнообразием. Для сохранения как животного, так и растительного разнообразия здесь создаются территории, где ограничена деятельность человека. К таким относятся национальные парки, заповедники, заказники и памятники природы. Формирование системы особо охраняемых природных территорий Гродненской области направлено на сохранение естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, которое имеет огромное социальное, экономическое, научное, культурное значение и является основой для достижения устойчивого развития и обеспечения благосостояния человека.
Актуальность данной исследовательской работы не вызывает сомнений, так как в последнее время все большее значение придается охране природных территорий. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утвержден «Комплекс мер по развитию и продвижению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях на период до 2025 года», которым мы руководствовались. 
В ходе исследования был проведен опрос по теме «Экологический туризм», в результате которого из 90 опрошенных понятием «экотуризм» владеют 43%. Наиболее предпочитаемым видом туризма является приключенческий туризм, а менее важным стал экотуризм. Также удивило то, что не все посещали такие знаменитые для Беларуси места, как Беловежская пуща, Нарочанский национальный парк, Налибокский ландшафтный заказник и др. 
Эти факты заставляют задуматься.
Как же донести до населения информацию об экологическом туризме в пределах родного края? Как заинтересовать и привлечь к нему внимание туристов? Какие меры предпринять по развитию и продвижению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях?
Научная новизна исследования заключается в том, что работа представляет собой первые попытки глубокой интеграции отраслевых картографических и иных потоков в единую 3D-атласную систему географической информации на тему «Развитие экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Гродненской области».
Проблемой исследования является систематизация и обобщение собранных из многочисленных источников материалов о размещении и развитии особо охраняемых природных территорий Гродненской области.
Объект работы – особо охраняемые природные территории (ООПТ) Гродненской области.
Предметом работы являются принципы и география размещения ООПТ Гродненской области.
Цель исследования – создание 3D-атласа, отображающего особенности размещения и развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях региона. 
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) разработка концепции, методики создания и структуры 3D-атласа, «Развитие экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Гродненской области»;
2) обоснование и выделение критериев, характеризующих особенности размещения и развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Гродненской области;
3) изучение и картирование природных, социально-экологических и геоэкологических факторов размещения и развития экотуризма на особо охраняемых природных территориях Гродненской области;
4) интеграция отраслевых потоков картографических и иных данных в единую атласную систему географической информации, составление кратких текстовых описаний картографических и иллюстративно-табличных материалов.
Гипотеза: если есть возможность привести в систему весь собранный материал, то результатом станет готовый экотуристический продукт, содержащий полную информацию об особенностях размещения и развития особо охраняемых природных территорий Гродненской области.
Для написания научно-исследовательской работы применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников, статистический, картографический и сравнительно-географический методы, а также компьютерные технологии.
Перспективы: разработка и внедрение 3D экотуристического продукта, готового удовлетворить запросы туристов; подготовка, издание, тиражирование и распространение рекламно-информационных материалов, посвященных данной тематике.
Использовались библиографические издания, реферативные журналы, интернет-источники, компьютерные информационные форумы.

Глава 1. Предпосылки развития экотуризма в Гродненской области
Гродненская область обладает значительными природными условиями для развития экотуризма. В данном регионе преобладает умеренный климат, в сравнении с восточными районами Беларуси более влажный, с теплой зимой и прохладным летом. Значительное воздействие на климат области оказывают воздушные массы Атлантики. Однако такую закономерность нарушают внутриматериковые воздушные массы. Зима в области мягкая и короткая, лето долгое и умеренно теплое. Среднемесячная температура воздуха в январе колеблется от -6,6°С в Кореличском и Новогрудском районах до -5°С на юго-западе, в Берестовицком и Свислочском районах. В июле температура достигает +17-18,2°С. Вегетативный период длится 189-200 суток. Годовое количество осадков составляет 520-640 мм (в Новогрудке – 706 мм), 71% из их приходится на теплую половину года (апрель – октябрь).
Для области характерен равнинный рельеф (130190 м). Центральное положение занимает Неманская низина, вытянувшаяся вдоль Немана. При выходе реки за границы республики находится самый низкий пункт страны – 80 м над уровнем моря. На севере и северо-востоке располагаются Лидская равнина (до 170 м) и Ошмянская возвышенность (до 320 м), на крайнем северо-востоке страны – часть Нарочано-Вилейской низины. На юге и востоке располагаются моренные сглаженные возвышенности: Гродненская, Волковысская, Новогрудская, на которой находится самая высокая точка области – Замковая гора (323 м).
Практически вся территория области относится к бассейну Немана и его притоков: Березины, Гавьи, Дитвы, Лебеди, Котры, Уши, Сервачи, Щары, Лососно. На северо-востоке протекает река Вилия (с Ошмянкой). На северо-западе начинается река Нарев – приток Вислы. Известен Августовский канал, который соединил бассейны Немана и Вислы. В настоящее время он является одним из самых востребованных и посещаемых мест всеми туристами. Самые крупные озера на территории области: Белое, Рыбница, Молочное, Свитязь (в пределах Свитязянского ландшафтного заказника), Свирь и Вишневское (на границе с Минской областью).
Почвы сельхозугодий значительно эрозированы и завалунены, частично переувлажнены и заболочены. Дерново-подзолистые почвы составляют 78,9%, дерново-подзолистые заболоченные – 17,5%. Преобладают супесчаные почвы (56,9, имеются суглинистые – (23,1%), песчаные и торфяные (по 10%). Осушенные земли занимают 18,5% сельхозугодий.
Также на территории Гродненской области находятся полезные ископаемые, такие как железные руды (Новоселковское месторождение ильменит-магнетитовых руд в Кореличском районе и ряд рудопроявлений вдоль границы с Литвой в Гродненском районе), торф (преимущественно на Неманской низине), мел, кирпичная и черепичная глины, цементное сырье (главные месторождения в Волковысском районе), силикатные пески, известковое сырье, песчано-гравийный материал.
Территория Гродненской области покрыта растительностью, лугами и болотами.
Средняя лесистость составляет 33%, 10-12% – в Берестовицком и Зельвенском районах, до 50% – в Свислочском. Леса преимущественно сосновые (68,8%) и еловые (11%), меньше березовых, черноольховых, дубовых, грабовых, ясеневых. Сохранились крупные лесные массивы – это: Налибокская, Липичанская, Графская, частично Беловежская пущи.
Преобладают низинные болота, которые занимают 6,6% территории области, большая часть из них осушена. Лугами занято 14,4% территории, 2/3 из них – низинные.
В лесах Гродненщины обитают лось, благородный олень, кабан, косуля, барсук, енотовидная собака, выдра, куница, лиса, горностай, волк. Живут глухари, тетерева, серые журавли, белые и черные аисты, лебеди-шипуны, беркуты, орланы-белохвосты, совы, луни, коршуны, сизоворонки и много других пернатых.
На территории лесов Гродненского ГПЛХО с целью сохранения ценных природных комплексов выделен ряд особо охраняемых природных территорий (ООПТ): 15 заказников республиканского значения, 42 заказника местного значения, 95 памятника природы республиканского значения, 132 памятника природы местного значения. Существующие заказники представляют все наиболее значимые виды природных экосистем и их сочетаний.
Богатство культурно-исторических достопримечательностей выступает в качестве мотива для иностранных туристов, посещающих туристические объекты Гродненской области. На территории региона сохранилось более 1,5 тыс. памятников истории и культуры, в том числе 480 памятников республиканского значения. Среди них 102 памятника истории, 99 памятников архитектуры, 240 памятников археологии, 40 памятников искусства.
Кроме того, Гродненская область, как и вся Беларусь, имеет выгодное географическое и транспортное сообщение. Наша страна граничит с Россией, Литвой, Латвией, Украиной, Польшей, что создает благоприятные условия для привлечения туристов и налаживания деловых контактов с целью развития туристической отрасли региона и в целом всей страны.
Однако здесь имеются факторы, сдерживающие развитие экотуризма: неудовлетворительное состояние многих экскурсионных объектов; низкое качество обслуживания туристов; недостаточная социальная и деловая активность населения; несоответствие «цена – качество».
Таким образом, в результате изучения природных, социально-экологических и геоэкологических предпосылок развития экотуризма в Гродненской области были выделены и обоснованы критерии, характеризующие особенности размещения особо охраняемых природных территорий региона.

Глава 2. Концептуальная модель 3D-атласа
Концепция атласа определяет (рисунок 1):

Основные вопросы концепции создания 3D-атласа «Развитие экологического туризма на ООПТ Гродненской области».

Цель исследования – создание 3D-атласа, отображающего особенности размещения и развития особо охраняемых природных территорий Гродненской области.
Для достижения поставленной цели решался ряд задач: 
1) разработка концепции, методики создания и структуры 3D-атласа «Развитие экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Гродненской области»;
2) обоснование и выделение критериев, характеризующих особенности размещения и развития особо охраняемых природных территорий;
3) изучение и картирование природных, социально-экологических и геоэкологических факторов размещения и развития особо охраняемых природных территорий;
4) интеграция отраслевых потоков картографических и иных данных в единую атласную систему географической информации, составление кратких текстовых описаний картографических и иллюстративно-табличных материалов.

К основным функциям атласа относятся:
1) информационно-справочные, обеспечивающие получение различной информации об объектах, процессах и явлениях рассматриваемого региона; 
2) пространственного анализа, обеспечивающие интегрированную обработку разнородной информации, полученной из различных источников; 
3) рекомендательные, обеспечивающие формирование рекомендательных направлений по основным путям развития экотуризма в пределах области.
Выбор и обоснование используемых программных средств для создания атласа 
Атлас создан с помощью онлайн-платформы Joomag (рис. 2).

Программный интерфейс Joomag.

Программа обладает большим функционалом и позволяет: 
1) создавать структуру сайта;
2) подключать и редактировать изображения, анимации;
3) выбирать свой дизайн или воспользоваться шаблонами.
Для оживления страниц атласа использовалось приложение технологии дополненной реальности HP Reveal Aurasma (рис. 3).

Программный интерфейс HP Reveal Aurasma.

Источники данных для создания картографического и другого материала атласа
Для создания атласа использовалось большое количество разных источников, которые можно объединить в 4 группы: картографические, литературные, фондовые и интернет-источники.
Картографические источники включают атласы (Национальный атлас Республики Беларуси, атлас «География Беларуси», обзорно-географический атлас Гродненской области и др.), настенные (ландшафтная, физическая и др.) и ряд электронных карт.
Литературные источники включают разнообразную литературу, из которой использовались как картографический материал, так и справочно-статистические сведения (энциклопедии, статьи из научных журналов, учебные и справочные пособия, монографии, учебные практикумы и т.д.).
Фондовые источники данных представляют собой непечатные сведения, предоставленные преимущественно различными организациями: Гродненским областным исполнительным комитетам, Гродненским ГПЛХО и др.
Интернет-источники – это ссылки на самые разнообразные интернет-источники, которые являлись вспомогательными средствами при создании атласа. 
Основные преимущества создания и использования атласа:
1) визуализация пространственно-временной информации на картах и картосхемах, что позволяет представлять особенности изменения анализируемых процессов и явлений в пределах региона;
2) возможность сопровождения карт графиками, таблицами, текстами;
5) практически бесплатное тиражирование электронных атласов и др.

Перспективы создания и использования атласа.
Атлас и цифровые варианты карт могут быть использованы: 
1) для информирования организаций и населения об основных особенностях развития экотуризма в регионе;
2) разработанные концепция создания локальных атласов и методические особенности их проектирования могут служить основой для проведения аналогичных исследований других регионов республики;
3) на основе карт атласа возможно создание узкоспециализированных проектов, а также проектов, включающих отдельные территории, входящие в состав области, согласно запросам пользователей;
4) в учебном процессе вузов для лекций и выполнения лабораторных работ по курсам «Экотуризм», «Рекреационная география», «Научные исследования в туризме», «Информационные технологии в туризме» и др., а также в ходе написания курсовых и дипломных работ.

Глава 3. Методика создания атласной системы
Создание электронных атласов (комплексное цифровое атласное картографирование) – один из наиболее эффективных методов экологического просвещения населения, т. к. атласы являются общедоступными, наглядными и могут создаваться для территорий любого ранга.
Электронное атласное картографирование позволяет создавать самые разнообразные продукты, сочетать картографические изображения с другим иллюстративным материалом (графиками, диаграммами, фотографиями), текстовыми описаниями, музыкальными файлами и элементами дополненной реальности. К настоящему времени электронные атласы для территории Беларуси и ее регионов представлены незначительно, что требует усиления работы в данном направлении. Таким образом, большое значение приобретают работы, направленные на разработку методики создания электронных атласов для разных по площади и характеру территорий, а также различной тематики.
Создание атласа базируется на опыте отечественного и международного комплексного картографирования социально-экономических, природных и экологических процессов. 
При разработке атласных систем использованы методы геоинформатики и тематического картографирования.

Заключение
В результате цель исследования достигнута: создан 3D-атласа «Развитие экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Гродненской области», отображающий особенности основных факторов и специфику развития экотуризма в Гродненской области Беларуси. Просмотреть онлайн-версию можно по ссылке https://joom.ag/PS5Y.
Он послужит пособием для изучения обобщенной координатно-привязанной информации на региональном и локальном уровнях. 
Данная цель была реализована посредством сбора, обработки, систематизации и оценки пространственных данных, характеризующих современное состояние экотуризма в регионе, а также наиболее важные с точки зрения развития экотуризма природные, социально-экономические и экологические факторы.
 Экотуризм является весьма перспективным направлением в Беларуси и основным инструментом устойчивого развития регионов. Именно поэтому развитию экотуризма в стране сегодня уделяется весьма пристальное внимание со стороны государства, общественных организаций, местного населения.
Думаем, что созданный нами экотуристический продукт послужит прекрасным наглядным пособием для туристов.

Приложение 1
Опрос «Экологический туризм»
1. Общие вопросы:
1.1. Ваше имя: __________________________
1.2. Ваш возраст:
 до 17 лет,  18–25 лет,  25-35 лет,  35-60 лет,   свыше 60 лет.
1.3. Род ваших занятий (нужное подчеркнуть):
- учеба в школе / институте 
- административный сотрудник,
 -руководитель среднего звена,
- специалист,
- руководитель высшего звена,
 другое (указать) ______________________________________________
1.4. Сфера ваших занятий:
 производство;
 государственное и муниципальное управление;
 сфера услуг;
 сфера образования;
 научная сфера
 другое (указать) _________________________
2. Как вы обычно путешествуете? (поездки, не связанные с учебой, работой)
2. 1. Сколько стран вы посетили за последние три года? ______________
2.2. Сколько городов вы посетили за последние три года? _________________________
2.3. Какая продолжительность туристической поездки для вас наиболее предпочтительна (дней):
В путешествии по Беларуси: ________
 В путешествии за границей: ___________ 
2.4. Кто обычно организует для вас тур:
 я сам(а);  другие члены группы; турфирма.
2.5. Вы предпочитаете путешествовать:
 один,  с семьей,  с друзьями,  с группой единомышленников.
3. Что вы знаете и думаете об экологическом туризме?
3.1. Выделяют 5 видов экотуризма. Какой предпочитаете вы?
 научный туризм (исследования, наблюдения);
 туры истории природы (познание окружающей природы и местной культуры);
 приключенческий туризм (активные способы передвижения и отдыха на природе);
 путешествия в природные резерваты (показ природных объектов, сопровождающийся цветовой подсветкой, музыкой, театрализованными представлениями, демонстрирующими сцены из жизни аборигенов);
 экотуризм;
 агротуризм (сельский образ жизни и ознакомление с национальными особенностями) 
3.2. Что вас больше всего может привлечь в экотуре (возможно несколько ответов)?
-  возможность увидеть нетронутую природу;
- возможность увидеть животных в естественной среде обитания;
- благоприятная экологическая обстановка в месте проведения тура;
- возможность узнать что-то новое от исследователей-натуралистов;
- мастер-классы по фотографированию природы;
- возможность познакомиться с местной культурой;
 другое ________________________________________________________
3.3. Какой вид экотура вам более всего интересен?
- наблюдение и изучение природы, получение экологических знаний;
- спокойный отдых в окружении природы;
- спортивные, приключенческие маршруты;
 другое__________________________________________________________
3.4. Какое бы место в Беларуси вы хотели посетить (уже посетили)?
 Национальный парк "Беловежская пуща";
 Национальный парк "Нарочанский";
 Республиканский ландшафтный заказник "Налибокский";
 Республиканский ландшафтный заказник "Озеры";
 Республиканский ландшафтный заказник "Гродненская пуща";
 другое
3.5. Какие занятия, по-вашему, должны быть включены в экотур?
- экскурсии в музеи (природы, краеведческие и т.д.); 
- экскурсии по экотропе;
- посещение вольеров, дендрариев;
-  наблюдение за животными;
- активные занятия (сплавы, велопрогулки, катание на лошадях и т.д.);
- лекции по экологической проблематике
  другое________________________
3.6. Согласились бы вы во время экотура оказать какую-либо помощь посещаемой территории?
- поработать несколько часов по благоустройству;
- внести благотворительный взнос;
- купить сувенирную продукцию;
 другое _________________________________________________________
3.7. Хотели бы вы ознакомиться с экотуристическим продуктом, содержащим полную информацию об особенностях размещения и развития особо охраняемых природных территорий Гродненской области?
 Да
 Нет
 

Приложение 2

3D-АТЛАС «РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

ОНЛАЙН-ВЕРСИЯ    https://joom.ag/PS5Y

 

Приложение 3

Статья в "Настаўніцкай газеце"

Выбар рэдакцыі

Палітыка

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

У парадку дня — зацвярджэнне Канцэпцыі нацбяспекі і Ваеннай дактрыны.

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.