Вы тут

Олег Судленков. Самый счастливый пушкинист


Среди увлечений библиофилов в Советском Союзе одним из самых популярных было собирание материалов, связанных с великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, это все называлось — Пушкиниана.


Яков Бердичевский.

Магия поэта была очень велика, а количество литературы о нем и его творчестве просто беспредельно. Собиралось все — от первых изданий до редких, художественно оформленных книг нашего времени. Целая орда пушкинистов (не побоюсь этого слова) просто наводнила книжный мир громадным количеством литературы, посвященной великому поэту. У собирателей Пушкинианы накапливались книжные завалы, в которых порой прятались просто уникальные издания великого поэта или книги, посвященные изучению его трудов и жизни. Киевлянин Яков Исаакович Бердичевский до своего отъезда в Германию слыл в бывшем Советском Союзе среди коллекционеров легендой. Он собрал уникальную библиотеку, лучшую в Украине коллекцию экслибрисов. У него была подобрана изумительная коллекция графики, изысканная живопись. Но славу ему принесло увлечение Пушкинианой. Известно выражение об удачливом человеке: он родился с серебряной ложечкой во рту. Но если эту пословицу приложить к Я. И. Бердичевскому, то он появился на свет с прижизненным томиком А. С. Пушкина в руках. Итогом его коллекционерской страсти стало создание Государственного музея А. С. Пушкина в Киеве, в основу собрания которого была положена коллекция Я. И. Бердичевского. Музей был открыт в 1999 году (отмечали двухсотлетие со дня рождения поэта), когда собиратель уже несколько лет жил в Германии, и спустя полтора десятка лет после его решения передать собранную им коллекцию родному городу. Когда были выполнены условия дарения, его собрание перешло городу Киеву, и уникальный Музей принял первых посетителей.

А началось все далекой весной 1945 года, когда на киевском базаре ученик 6-го класса Яша Бердичевский случайно купил книгу А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в первом издании 1820 года, и она послужила основой его будущей коллекции и увлечением всей жизни.

Спустя три года, когда в 1949 году вся страна отмечала 150 лет со дня рождения великого поэта, будучи на школьных каникулах у родственников в Москве, он совершал обходы букинистических магазинов, и однажды ему посчастливилось в букинистическом магазине приобрести «Евгения Онегина» в 6 главах («Евгений Онегин» вначале печатался по главам, по мере их написания в течение 7 лет, лишь в 1833 году роман вышел отдельным изданием). Здесь следует заметить, что человек, который ему уступил книжки, забрал себе первую главу, и лишь спустя много лет Бердичевскому удалось приобрести эту недостающую главу. Коллекция успешно пополнилась, тем более что учиться после окончания школы Бердичевский поехал в Ленинград, где поступил в Ленинградский государственный университет. Город, с которым была связана жизнь Пушкина, еще более укрепил его любовь к поэту. Походы по музеям, букинистическим магазинам, знакомства с библиофилами и коллекционерами привели к тому, что к окончанию университета было собрано немало материалов о прижизненных изданиях Пушкина и поэтов его времени и самих изданий. Изучение эпохи Пушкина и обилие материалов, посвященных поэту, привели коллекции опера к мысли о необходимости сконцентрироваться на собирания альманахов, периодических изданий и летучих листков того времени. И здесь ему опять повезло: он собрал все выпуски альманахов пушкинской поры: «Северные цветы», «Русская талия» и другие. Следует заметить, что первый выпуск «Северных цветов» за 1825 год ему достался, судя по экслибрису, из собрания Варгунина, знаменитого русского библиофила, который переплетал свои книги у Жюля Мейе, самого дорогого и лучшего переплетчика Санкт-Петербурга своего времени. Одновременно Я. И. Бердичевским подбирались периодические издания, в которых публиковались ранее неизвестные или запрещенные произведения Пушкина. В частности, ему удалось приобрести «Полярную звезду» Герцена в обоих выпусках 1856 года, в которых были напечатаны «Вольность», «Кинжал», «В Сибирь» и другие стихи Пушкина. Счастье коллекционера шло с ним, не изменяя ему: все, что было связано с великим поэтом, Бердичевский искал везде, где ему приходилось бывать, и очень часто находил. В командировке в Свердловске в 1954 году ему удалось приобрести интереснейшее издание — книгу А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум», изданную известным собирателем и пропагандистом Пушкинианы Сержем Лифарем (кстати, бывшим киевлянином) в 1934 году в Париже. С. М. Лифарю, в то время главному балетмейстеру и танцовщику театра «Гранд-Опера» в Париже, удалось приобрести автограф рукописи поэта — предисловие А. С. Пушкина к книге «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», и он издал этот автограф тиражом 50 именных экземпляров. Вступительную статью к книге написал С. М. Лифарь, а общую редакцию осуществил и составил подробные примечания известный пушкинист профессор М. Л. Гофман. Тот экземпляр, который попал к Бердичевскому, предназначался эмигранту А. О. Гукасову, бывшему нефтепромышленнику из Баку, одному из видных деятелей зарубежной эмиграции.

 Необъятность Пушкинианы привела Якова Исааковича к мысли ограничить свое собрание материалами о пребывании Пушкина в Украине и прижизненными изданиями и публикациями. Сроки его пребывания в Украине известны: 6 мая 1820 года он выехал в Екатеринослав, а 31 июля 1824 года выехал из Одессы в ссылку в Михайловское. Этот период и стал ориентиром при комплектовании коллекции, которая все расширялась. Появлялись новые разделы: иконография, т. е. портреты Пушкина и его современников, большинство в оригинальных оттисках и рисунках эпохи А. С. Пушкина; иллюстративный материал, где сюиты гравюр и рисунков были также в оригинальных рисунках и оттисках, включая работы таких выдающихся мастеров современности, как В. А. Фаворский, Е. Н. Голяховский, Э. Окас, И. Н. Калита, Н. В. Кузьмин, Г. Д. Епифанов и другие.

Отдельно следует сказать о разделе пушкинской коллекции, связанном с экслибрисами. Бердичевский имеет великолепную коллекцию книжных знаков Российской империи, в том числе он собрал около трехсот экслибрисов из числа принадлежавших лицам из окружения Пушкина либо каким-то образом с ним связанных. В дальнейшем, в соответствии со справочником Л. А. Черейского «Пушкин и его окружение», Бердичевский уточнил круг лиц, входящих в поиск, и стал скрупулезно подбирать экслибрисы их библиотек, систематизируя, изучая и тщательнейшим образом описывая. Таким образом, перед коллекционером предстала картина книжной жизни той эпохи. Ведь в те времена экслибрис имел статус охранной грамоты библиотеки и к тому же позволял почти точно персонифицировать владельцев книг, а зачастую и состав библиотек. Итогом изучения экслибрисов, связанных с именем поэта, стала в 1987 году выставка «Книжные знаки современников А. С. Пушкина» и каталог к ней, изданный в 1987 году Киевским музеем русского искусства. В каталоге были перечислены книжные знаки современников А. С. Пушкина, книжные знаки магазинов и «библиотек для чтения» пушкинской эпохи, было дано описание 244 экслибрисов, включая штемпеля и ярлыки, воспроизведено 64 из них.

Многие библиофилы до сих пор вспоминают маленький кабинетик в квартире Бердичевского на улице Юлиуса Фучика в Киеве, в котором это все богатство собиралось, сортировалось, изучалось. Мне думается, что грузовые лифты в современных домах зачастую больше по площади, чем кабинет, который приютил Якова Исааковича, где можно было обсуждать с гостями-библиофилами волнующие их темы. Здесь необходимо заметить, что справочная литература по всем вопросам пушкинского времени и сопутствующим вопросам истории была представлена в собрании с исключительной полнотой. Весь объем кабинета был заполнен, и каждая книга или вещь имели свое место и извлекались немедленно по мере надобности. Справочная литература позволяла Бердичевскому быстро находить ответы на возникающие вопросы. На мой взгляд, Я. И. Бердичевский является наиболее компетентным знатоком во многих сферах коллекционирования, причем в самых разных. Именно это позволило ему собрать не только издания Пушкина и его окружения, произведения искусств этой эпохи, но и предметы домашнего быта и обихода того времени. Один из его друзей вспоминал впоследствии, как во время первого посещения, на его удивление от интерьера квартиры — салонная мебель красного дерева, каминные часы, шкаф для книг с удивительной резьбой, живописные полотна старых мастеров на стенах — он услышал от Якова Исааковича: «Пусть Вас не удивляют эти на первый взгляд непривычные старинные вещи. Лишнего ничего здесь нет, все к месту. Собирая старые книги, надо помнить, что они должны вписаться в интерьер той эпохи, в которой появились». Тщательность подборки наиболее интересных экспонатов позволила ему организовать в 1982 году выставку, посвященную А. С. Пушкину в 5 залах Киевского музея русского искусства во время празднования 1500-летия Киева. На стендах было выставлено около 800 книг, свыше 400 пушкинских экслибрисов, включая книжные знаки друзей и современников А. С. Пушкина, 120 гравированных портретов той эпохи, масса иллюстративного материала в оригинальных авторских оттисках и рисунках, различного рода объекты коллекционирования (почтовые марки и конверты, памятные медали и плакаты, значки и т. д.). К выставке был издан каталог «Пушкиниана (из собрания Я. И. Бердичевского)», вводную статью в каталог написал С. Гейченко — директор Музея-заповедника А. С. Пушкина в Михайловском. Примечательно, что к каталогу прилагалась памятка с оригинальной гравюрой в технике ксилографии работы художника В. Боканя. На гравюре был изображен знаменитый дом генерала Раевского на улице Грушевской в Киеве, в котором, как считают историки, неоднократно бывал поэт. Выставка вызвала большой интерес у киевлян и гостей Киева, получила массу положительных отзывов. Посетителей выставки привлекали экспонаты, интересная подача материалов. Вызывало восхищение прикосновение к памяти великого поэта, знакомство с лицами ушедшей эпохи. Это позволило Я. И. Бердичевскому решиться войти с предложением к городским властям Киева об организации Музея А. С. Пушкина в Киеве на основе его собрания. Даже место подсказал пушкинское — на улице Грушевского, 14 стоял дом, в котором во время службы в Киеве жил герой войны 1812 года генерал Раевский с семьей. В этом доме бывали Пушкин и будущие декабристы, здесь декабрист С. Волконский сделал предложение дочери генерала Раевского. На просьбу открыть музей от Киевского горисполкома последовал отказ, потом последовало еще два обращения и опять отказы. Но сбор пушкинских материалов продолжался. Уже были приобретены 26 прижизненных изданий поэта (из 33 известных), значительно пополнились разделы иконографии, иллюстраций и др. Уже упоминалось, что в 1987 году в Киевском музее русского искусства была открыта выставка: «Книжные знаки современников А. С. Пушкина» из собрания Я. И. Бердичевского, который в предисловии каталога отметил, что это одна из частей выставки «Книжная Пушкиниана», посвященная 150-летию со дня гибели великого поэта. На выставке было представлено 244 книжных знака, в каталоге были описаны не только экслибрисы, но и приведены основные биографические данные владельцев. Именно эта связь — книга, экслибрис и владелец библиотеки — привлекли особое внимание посетителей выставки и вызвала положительные отзывы. Большой интерес представляло собрание оригинальных рисунков и гравюр художников-иллюстраторов пушкинских книг. Достаточно отметить собрание почти 200 рисунков Николая Васильевича Кузьмина, одного из лучших художников книги ХХ столетия. Пушкинский «Евгений Онегин», изданный в СССР в 1933 году издательством «Academia» с иллюстрациями Н. В. Кузьмина, на Всемирной выставке книги в Париже в 1937 году получил Гран-при и был удостоен Большой золотой медали. В 1990 году Т. А. Маврина — вдова художника, передала рисунки Н. В. Кузьмина в дар в собрание будущего музея А. С. Пушкина.

Осенью 1994 года последовал отъезд Я. И. Бердичевского на постоянное место жительства в Германию, при этом Киевская коллекция «Пушкиниана» осталась в Киеве ждать своего часа. Условие ее передачи городу оставалось прежним — выделение отдельного помещения с целью создания музея, посвященного А. С. Пушкину. Везение не изменило Якову Исааковичу, приближалась знаменательная дата — 200-летие со дня рождения великого поэта, и тогда последовало решение городских властей Киева об организации музея А. С. Пушкина на основе предложенной Я. И. Бердичевским коллекции. Было принято постановление о выделении музею двухэтажного здания по улице Кудрявской, дом 9. Дом был легендарный — в нем прошли гимназические годы Михаила Булгакова. За этот дом шла борьба городской общественности против желания властей снести его, но ко времени принятия решения об организации в нем музея дом был полуразрушен, требовался серьезный капитальный ремонт с полной реконструкцией, но и это не остановило энтузиастов. На восстановление дома потребовалось почти два года, и 28 мая 1999 года в присутствии представителей администрации города, почитателей поэта и приехавшего из Берлина на открытие музея Якова Исааковича Бердичевского музей, посвященный Александру Сергеевичу Пушкину, был торжественно открыт. Музей небольшой — 5 экспозиционных залов, в которых представлены материалы, в том числе книги, гравюры и картины, отразившие эпоху первой половины XIX века. Здесь экспонируются вещи эпохи, издания А. С. Пушкина и его современников, книги из собраний знаменитых деятелей эпохи — например, томик из библиотеки друга поэта по Царкосельскому лицею, канцлера Горчакова, с суперэкслибрисом владельца на обложке; книга «Оперативная медицина» на французском языке из личной библиотеки Наполеона, подаренная императору его личным врачом, или журнал «Современник» с цензорским разрешением Крылова. Пушкинисты уверены, что его в руках держал Пушкин, потому что без цензорского разрешения журнал нельзя было выпустить в свет, а издание с цензорским разрешением отправлялось автору или издателю.

Переехав в Германию на постоянное жительство, Бердичевский не прекратил ни собирательства, ни поисков пушкинских реликвий и всего, что связано с пропагандой имени Пушкина. Все собранное в дальнейшем передается в музей. В первую очередь это было связано с поисками книг произведений поэта, которые были изданы в 1920—1930 годы в Западной Европе русскими эмигрантскими издательствами. Например, Яков Исаакович сумел изучить и собрать практически все, что было исполнено русским художником В. Н. Масютиным (1884—1955 гг.) в Пушкиниане, а это 9 книг, изданных в 1922—24 гг. в Германии. Исключением стало издание «Полтавы», напечатанной в Чехии, в пригороде Праги — Смихове в 1932 году. Иллюстрации к этому изданию В. Н. Масютиным были исполнены в технике гравюры на дереве, и, к сожалению, издание так и не найдено, а посему до сих пор не описано. Бердичевский подготовил уникальный альманах «Прошли года чредою незаметной...». Он был задуман в манере журналов XVIII—XIX веков, когда все содержание альманахов порой составляли труды одного автора, как правило, издателя. В подзаголовке книги написано: «Альманах к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина». Альманах состоит из ряда статей, связанных с Пушкинской тематикой, написанных лично Яковом Исааковичем Бердичевским, в которых описаны материалы, как из коллекции автора, так и из других собраний. Альманах был издан Центром русской культуры «WELT—MIR» в 1999 году. Прекрасная печать, мелованная бумага, интереснейшие иллюстрации, хорошо показывающие пушкинскую эпоху.

За свои заслуги в пропаганде пушкинского наследия Я. И. Бердичевский удостоен ряда наград общественных организаций. В 1999-й юбилейный Пушкинский год ему была вручена серебряная медаль А. С. Пушкина Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. В 2013 году он получил художественную премию «Петрополь» с формулировкой: «За создание музея А. С. Пушкина в Киеве и уникальную жизнь библиофила». Яков Исаакович, невзирая на годы, продолжает собирательство и написание статей, он издает книги и все это — на высочайшем уровне. Осталось пожелать ему долгих лет жизни, здоровья и новых находок и открытий.

Ранее в журнале были опубликованы статьи, посвященные собраниям Отто-Онегина ( «Нёман» № 9, 2015 г.), С. М. Лифаря («Нёман» № 3, 2016 г.) — крупнейшим собирателям материалов посвященных А. С. Пушкину, его эпохе и окружению. Следует заметить, что по составу коллекций собрание Я. И. Бердичевского явно уступает собраниям Отто-Онегина и С. М. Лифаря. В нем нет автографов поэта, полного собрания прижизненных изданий, личных вещей поэта и его родственников, но эти собрания рассыпались, были поделены между музеями и собирателями, и в полном объеме их восстановить невозможно. Якову Исааковичу удалось не только сохранить собрание, но и открыть Музей поэта на его основе. Переданная в дар родному городу Киеву коллекция стала своеобразным памятником увлечению собирателя.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Пастырскае Пасланне Мітрапаліта Тадэвуша Кандрусевіча на Вялікдзень

Пастырскае Пасланне Мітрапаліта Тадэвуша Кандрусевіча на Вялікдзень

Глыбокапаважаныя святары, кансэкраваныя асобы, браты і сёстры!

Грамадства

Рэспубліканскі суботнік прайшоў у Беларусі

Рэспубліканскі суботнік прайшоў у Беларусі

Ён прымеркаваны да Года малой радзімы.

Культура

Карэспандэнты «Звязды» сустрэліся са сваячкай Паўліны Мядзёлкі

Карэспандэнты «Звязды» сустрэліся са сваячкай Паўліны Мядзёлкі

12 верасня 1893 года ў сям'і Вінцэнта і Францішкі Мядзёлкаў нарадзілася дачка, якой далі прыгожае імя Паўліна. 

Культура

Вольга Падгайская: Калі праект і здараецца, то ў якасці ледзь не выключэння

Вольга Падгайская: Калі праект і здараецца, то ў якасці ледзь не выключэння

Гэта трэба, канешне, проста паслухаць — музыку аднаго з найдзіўнейшых сучасных беларускіх кампазітараў.