Вы тут

Общественный эколог и профессиональный ученый


В Беларуси Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды начало присваивать официальное звание «общественный эколог» не так давно – в 2013 году. Но возникло это движение не на пустом месте. По сути, это продолжение традиций Всесоюзного общества охраны природы и его детско-юношеского направления – «Зеленого патруля». А в Западной Беларуси – Гродненского общества любителей природы во главе с Яном Кохановским, основателем Гродненского зоопарка и ботанического сада. Все это говорит о том, что в нашей стране так называемая народная охрана живой природы давно была нормой.

В настоящее время в рядах общественных экологов Беларуси состоят люди разных профессий, объединенные неравнодушным отношением к природе. И одним из важнейших звеньев этого движения являются ученые. На профессиональном уровне изучая механизмы функционирования жизни, они способствуют сохранению живой природы страны и бережному использованию ее ресурсов. По сути, профессиональная и общественная деятельность у ученых, занимающихся изучением растительного и животного мира республики, объединена в одно целое.

Сразу возникает вопрос – а какая польза от ученых, одновременно являющихся и общественными экологами? Я отвечу, опираясь на опыт работы мой и моих коллег.

Профессиональные ученые (сотрудники вузов и Национальной академии наук), изучающие природу страны, – своеобразный мостик взаимопонимания между наукой и обществом. Мы выступаем с популярными лекциями и докладами, даем интервью на радио и телевидении на экологические темы, консультируем общественные природоохранные организации и сами участвуем в природоохранных движениях (например, «Ахова птушак Бацькаўшчыны»). Также мы проводим экспертизы по вопросам, связанным с охраной природы (например, по оценке ущерба растительному и животному миру при строительстве любых объектов; при нарушениях природоохранного законодательства, таких как незаконные рубки). Наши специалисты участвуют в создании научно-популярных фильмов о природе Беларуси, в озеленении различных объектов (в частности, водоемов Гродненского зоопарка), в образовательных проектах по экологическому просвещению (например, в «Зеленых школах»). Ученые, занимающиеся еще и преподавательской  деятельностью, именно через студентов способствуют грамотному профессиональному формированию эколого-ориентированного мировоззрения будущих поколений – экоцентризма.

Мы участвуем в создании и инвентаризации особо охраняемых природных территорий (в первую очередь заказников); создаем охранные обязательства и паспорта для землепользователей на местопроизрастания охраняемых видов растений и местообитания охраняемых видов животных, а также на редкие биотопы; разрабатываем планы управления заказниками. Наши специалисты проводят мониторинг растительного и животного мира, в первую очередь в заказниках, нацпарках и заповеднике, что дает возможность прогноза развития живой природы и своевременного принятия решений по ее сохранению.

Один из ярких примеров, когда ученые и общественность собираются вместе для решения проблемных вопросов охраны природы, – общественные слушания. Они проводились, например, по вопросу судьбы болота Святое, находящегося на границе Гродненского и Щучинского районов. Решался вопрос: отрезать от республиканского ландшафтного заказника «Озеры» часть болота для торфодобычи или нет? Ученые, общественность, народные депутаты, исполнительная власть, Минприроды публично отстояли право болота на жизнь. Я считаю, эта победа – наиболее яркое проявление консолидации общества в сохранении естественной окружающей среды для себя и будущих поколений.

В реальности охрана природы – это не только и не столько экологические акции, которые обращают внимание на конкретные проблемы. Это прежде всего постоянная работа всех заинтересованных сторон в области природных ресурсов, выполняющих рекреационную и оздоровительную функции. И ученые в этом смысле – практически единственный источник достоверной информации о том, какие виды животных и растений есть в Беларуси; кто из них свой, а кто чужой; какие сообщества они образуют; как и по каким законам функционирует живая природа. На основе этих сведений они вместе с другими специалистами (в первую очередь, в области лесоводства, лесоведения и гидрологии) прогнозируют развитие экосистем, разрабатывают и внедряют в практику механизмы управления ими.

Вот несколько примеров успешной совместной работы ученых, практиков, общественных организаций и госорганов в области охраны природы:

– восстановление болотных экосистем на месте торфоразработок (Докудовское, Гричино-Старобинское и др.);

– восстановление нарушенного гидрологического режима на крупных болотах (Ельня, Жада и др.);

– долговременные системные мероприятия по сохранению открытых осоковых низинных болот (Званец, Споровское, Дикое);

– работы по управлению агрессивными инвазионными видами растений и животных, т.е. обеспечение биологической безопасности страны.

В Августовской пуще во время съемок фильма "Terra incognita".

Важно помнить, что общественный эколог – это посредник между неравнодушным к экологическим проблемам обществом и государственными органами, отвечающими за охрану и рациональное использование природных ресурсов республики. Одна из форм участия в таком формате – работа в общественных координационных экологических советах (ОКЭС), созданных при каждом областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды. Основная цель ОКЭС – наладить взаимодействие структурных подразделений Минприроды с общественными организациями и объединениями природоохранной направленности. Кроме того, экологические советы призваны содействовать принятию согласованных решений по вопросам природопользования и распространения экологического образования. Члены совета принимают участие в разработке и реализации государственных программ, планов действий и других документов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Это дополнительная возможность для общественности участвовать в формировании экологической политики страны.

Не следует забывать, что главная роль общественного эколога – это не только выявление нарушений природоохранного законодательства, а в первую очередь формирование на собственном примере бережного и уважительного отношения к природе, создание в социуме культуры гармоничного сосуществования человека и дикой природы.

Олег СОЗИНОВ,

заведующий кафедрой ботаники Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, кандидат биологических наук, доцент, общественный эколог

Фото автора

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».