Вы тут

Операция «Инвентаризация»


Фраза «Беларусь – страна озер и рек» уже стала штампом. Иногда уточняют: более 20 тыс. рек и около 10 тыс. озер. И округленные цифры используются не для красоты, а потому, что количество поверхностных водных объектов в нашей стране нуждается в уточнении. Для этих целей с 2017 года специалисты РУП «Центральный НИИ комплексного использования водных ресурсов» проводят работы по инвентаризации водных объектов Беларуси.

Река Припять в районе Турова. Фото Анатолия Клещука

– Процесс инвентаризации начинается с изучения и обобщения доступной тематической и картографической информации о водных объектах по специализированным справочникам и энциклопедиям. К тому же в 2008-2010 годах ЦНИИКИВР, а в 2014 году и территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды проводили инвентаризацию водных объектов. Поэтому у нас достаточно информации для их документального изучения по Брестской и Гомельской областям, где уже проводились эти работы, – рассказывает старший научный сотрудник ЦНИИКИВР Константин Титов. – Теперь принято решение включить в инвентаризацию и родники. Поэтому прежде чем отправляться в экспедиции, мы изучаем всю имеющуюся информацию и о них.

– То есть инвентаризация крупных водных объектов осуществляется не выходя из кабинета, а для изучения родников снаряжаются экспедиции?

– Именно так. Для инвентаризации в Брестской области отобраны водотоки с площадью водосбора от 100 км2 и водоемы с площадью водной глади от 1 км2, в Гомельской области – водотоки от 30 км2, а водоемы – от 0,5 км2. Это довольно крупные объекты, и общая информация о них имеется. Другое дело, что она не систематизирована, нет четкого перечня водных объектов как в разрезе административных единиц, так и в границах речных бассейнов; отсутствует картографическое представление этих объектов в геоинформационной системе (ГИС); нуждаются в уточнении гидрографические и морфометрические показатели водных объектов, как и информация об их использовании.

Что касается родников, то, согласно Водному кодексу Республики Беларусь, они выделены как отдельная категория поверхностных водных объектов. При этом родники менее всего изучены. Потому мы и отправляемся в экспедиции, чтобы подтвердить их наличие и описать. Например, в Гомельской области за 30 экспедиционных дней были обследованы 238 родников, из них 137 верифицированы, описаны и внесены в “Реестр поверхностных водных объектов Республики Беларусь” информационной системы Государственного водного кадастра. В реестре указываются географические координаты, что очень важно, ведь когда их нет, получается путаница. По предварительной информации мы знали, например, что в Ветковском районе есть три родника между двумя соседними деревнями. При полевых исследованиях же выяснилось, что речь идет об одном и том же источнике, только жители каждой деревни «приписали» его себе, а местный лесхоз в качестве ориентира указал третье место.

– Сколько сотрудников обычно участвует в экспедициях?

– Три-четыре человека. Не хотелось бы преувеличивать, но такими небольшими силами мы делаем важное государственное дело. Процитирую основателя «теории управления» Питера Друкера: «Вы можете управлять лишь тем, что можете измерить». Таким образом, инвентаризация необходима для рационального и эффективного управления водными ресурсами. Без результатов инвентаризации водных объектов затруднительно осуществлять эффективное управление речными бассейнами, проводить адекватный анализ нагрузок и воздействий на водные ресурсы, развивать мониторинг поверхностных вод и предлагать меры по улучшению их состояния.

– Как проходят экспедиции по изучению родников?

– По плану обычно у нас предусмотрено обследование как минимум пяти источников в день. На практике бывает по-разному, жизнь может вносить коррективы. Иногда мы даже открываем новые родники! Нужно учитывать, что это сезонная работа, к тому же, сильно зависимая от погодных условий. Во время паводка к родникам не подступиться, а в засушливую погоду они истощаются, и их можно не заметить. В реестр вносим те источники, которые видели собственными глазами или которые документально подтверждены с координатной привязкой. В моей практике был случай, когда пришлось пройти к роднику 8 километров туда и обратно. В экспедициях мы хорошо экипированы, у нас есть все необходимое: внедорожник УАЗ «Патриот», дальномер, навигатор, современный квадрокоптер. Но по болоту даже на джипе не проедешь, пешком в сапогах-забродах надежнее.

Родник в деревне Рудка Пинского района Брестской области, обустроенный в рамках проекта "Сохраним родники Пинского Полесья" в 2017 году. Фото Анатолия Клещука.

– С какими организациями сотрудничаете при проведении работ по инвентаризации?

– Информацией нас снабжают территориальные органы Минприроды, НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам, вузы, лесхозы и лесничества, а также местные жители и общественные организации экологического профиля. Последние, к слову, готовы и в экспедициях поучаствовать. Некоторые из обследованных родников Гомельской области уже благоустроены силами общественников и специалистов территориальных органов Минприроды.

– Вы упоминали только Брестскую и Гомельскую области...

– Работа ведется по графику. В этом году обследуем Гродненскую, Минскую и Могилевскую области, в 2020-м планируем к изучению гидрографически насышенную Витебскую.

– Как визуально будут оформлены результаты инвентаризации?

– По каждому объекту заполняется типовой макет, включающий в себя одну основную таблицу и от 3 до 14 дополнительных. В них вносится информация о наименовании водного объекта, его географические координаты, гидрографические и морфометрические параметры, сведения о гидрологической изученности, метеорологических явлениях и об использовании водных объектов, включая аренду и зоны отдыха на прибрежных территориях. Также мы цифруем водные объекты в виде ГИС-слоев. Заполненные макеты и ГИС-слои размещаются в информационной системе Государственного водного кадастра.

– За счет каких средств осуществляется инвентаризация водных объектов?

– Работы проводятся в рамках подпрограммы 2 «Развитие государственной гидрометеорологической службы, смягчение последствий изменения климата, улучшение качества атмосферного воздуха и водных ресурсов» в рамках Госпрограммы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов на 2016-2020 гг.», поэтому финансирование осуществляется за счет бюджетных средств. Однако не возбраняется привлекать инвесторов и инициативы международной технической помощи, над чем мы тоже работаем.

Могу сказать, что результаты инвентаризации востребованы. Есть и возможность монетизации – регулярно мы получаем запросы от физических и юридических лиц о категории либо статусе водных объектов, делимся с ними имеющейся информацией. Если требуемая информация отсутствует, юридические лица заказывают обследование конкретного объекта. Естественно, эта работа выполняется Институтом на договорной основе.

Оксана ЯНОВСКАЯ

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».