Вы тут

Фронтовой портрет. Балерина Александра Николаева


Бесценный вклад в художественную летопись Великой Отечественной войны внесли известные мастера белорусского изобразительного искусства. Среди классических достижений нашего наследия следует назвать полотна «Защитники Брестской крепости» Ивана Ахремчика, «Минск. 3 июля 1944 года» Валентина Волкова, «Мое рождение» Леонида Щемелёва, «Витебские ворота» Михаила Савицкого, «Партизанская свадьба» Мая Данцига, «1941. Над Припятью» Виктора Громыко. Эти работы крупной формы, созданные непосредственными участниками и свидетелями событий, стали в нашей культуре ярким воплощением сложных коллизий войны.

Однако столь масштабные произведения на военную тему не заслонили от нас вещи гораздо более скромные, камерные, которые также несут в себе бесценную поэтическую правду чувств и переживаний военных событий. Это, прежде всего, чистые и правдивые высказывания, закреплённые в живописи и графике непосредственно военных лет – фронтовых зарисовках, портретах, бытовых картинках.

Рассматривая портрет балерины, созданный в самый разгар военных действий, мы пытаемся понять: в чём причина его невыразимого обаяния? Наверное, в тонкой взаимосвязи документального и художественного. Отсюда и искренняя интонация, неподдельные чувства, правдивость и жизненность запечатленных реалий.  Для нас сегодня живописное произведение военной поры является и источником достоверной информации, и материалом для осмысления эпохи.


Работ, созданных в военные годы, не так уж много, их буквально можно пересчитать по пальцам. В основном они хранятся в коллекциях Национального художественного музея Республики Беларусь и в Музее истории Великой Отечественной войны.

Среди них особая роль принадлежит единственному в этом ряду женскому портрету – народной артистки БССР Александры Николаевой, который находится в постоянной экспозиции художественного музея. Портрет был создан белорусским художником Евгением Зайцевым в 1943 году. В этот период художник работал в Центральном штабе партизанского движения в Москве, сотрудничал с сатирической газетой «Партизанская дубинка» и журналом «Раздавим фашистскую гадину!». Также он принимал активное участие в организации в залах Третьяковской галереи юбилейной выставки, посвящённой 25-летию БССР. Собственно, для этой выставки и был создан портрет балерины.

В трагические дни войны многие представители творческой интеллигенции тоже воевали или боролись с врагом своим оружием – оружием искусства. Были созданы передвижные фронтовые театры и концертные бригады, актёры и музыканты которых выступали перед ранеными солдатами в госпиталях, ездили со спектаклями на фронт и в прифронтовые зоны, пели на площадях только что освобождённых городов и сёл, в лесных партизанских лагерях.

В такой концертной фронтовой бригаде участвовала и известная балерина Александра Васильевна Николаева, уроженка Ленинграда, выпускница Ленинградского хореографического училища, которая накануне войны переехала в Минск по приглашению театра оперы и балета. Вся её дальнейшая жизнь была связана с белорусским балетом: вплоть до 1960-х годов она была ведущей балериной нашего театра, а впоследствии вела активную педагогическую работу, преподавала в Белорусском хореографическом училище и Минской народной студии классического танца.

С началом военных действий Александра Николаева вместе с частью белорусской труппы выехала в Алма-Ату – город, который на долгие военные годы дал приют белорусским артистам. Уже в сентябре 1941 г. она участвовала в открытии сезона – танцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере». А в 1945 г. в составе белорусской концертной бригады выступала в Германии.

Портрет балерины Александры Николаевой, созданный Евгением Зайцевым, – один из самых удачных портретов художника. Здесь, пожалуй, с наибольшей выразительностью и мастерством проявилась его способность ёмко и в то же время удивительно ясно раскрыть изображаемый характер. В центре его художнического рассказа оказывается человеческий характер большого масштаба, мужественная сила пополам с болью огромных утрат. Несмотря на то, что Александра Николаева изображена в сценическом костюме, Евгений Зайцев решительно освобождает свою героиню от малейшего элемента театральности. Здесь нет и намёка на образ жизнерадостной, бойкой и резвой Китри из балета Минкуса «Дон-Кихот». С одной стороны, театральный наряд, богатство аксессуаров, браслет, роскошное ожерелье вводят нас в специфическую атмосферу искусства и, более того, конкретно намекают на характер творческой деятельности героини. С другой стороны, строгая поза, глаза, пластически острый жест её упирающейся в талию руки передают тревогу и напряжение времени. В портрете присутствуют сила, энергия, мужество.

Драматическая основа образа подкреплена и глубоким, напряжённым колоритом художественного полотна, контрастами белого ажурного платья и тёмного общего фона, чёрных как смоль волос и вплетённых в них багряных лент. Художник смог с удивительной объективностью запечатлеть и нанесённые войной травмы, и духовно-нравственный стержень, и неколебимость воли. Перед нами поразительно достоверный образ актрисы, в полной мере принявшей на себя тяжёлый труд войны.

Кстати сказать, партия Китри была у актрисы самой любимой. Не было случая, чтобы во время исполнения испанского танца в номере «Таверна», где Александра Николаева выступала с Семёном Дречиным, их не вызывали на «бис». После бравурных, полных взрывной динамики танцев первого акта Александра Николаева появлялась во втором как опоэтизированная мечта Дон-Кихота, который видел во сне свою Дульсинею. В известном па-де-де она легко преодолевала все сложности танца и стремительно и натурально делала 32 фуэте. Это всегда вызывало бурную реакцию зала.

Впрочем, то же можно сказать и об остальных ролях балерины. Разнообразие хореографической лексики, темперамент и энергия позволяли полноценно раскрываться её таланту и в спектакле «Тщетная предосторожность», где она исполняла партию Лизы, и в «Бахчисарайском фонтане» в партии Заремы. Она была первой из наших балерин, кто воплотил образы белорусских женщин – Зоси из спектакля «Соловей» и Надежды из «Князя-озера». Человек волевой, она всё время держала себя в форме и в любой момент была готова к выступлению на сцене.

Александра Николаева обладала прекрасным вкусом и всегда эффектно выглядела, уделяя большое внимание своим сценическим костюмам. Когда ей приносили готовый наряд, она брала его домой и тщательно подгоняла под свою фигуру, украшала бижутерией в соответствии со своим видением образа. Вдохновлённая театром, работой, балерина готова была жертвовать во имя искусства и своими личными делами. Театр был её домом.

Екатерина ИЗОФАТОВА,

кандидат искусствоведения, зав. отделом современного белорусского искусства НХМ Республики Беларусь

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Карэспандэнт «Звязды» высвятляла, чаму так цёмна на асветленых вуліцах Магілёва

Карэспандэнт «Звязды» высвятляла, чаму так цёмна на асветленых вуліцах Магілёва

Вечарам прайсціся ўздоўж цэнтральнай вуліцы Першамайскай у Магілёве адно задавальненне.

Спорт

Баскетбаліст Бенджамін-Павел Дуду: У Гане мяне называлі белым

Баскетбаліст Бенджамін-Павел Дуду: У Гане мяне называлі белым

Мама Бена — беларуска, тата — ураджэнец Ганы.

Эканоміка

Куды звяртацца, калі грамадзяніну затрымліваюць зарплату?

Куды звяртацца, калі грамадзяніну затрымліваюць зарплату?

Адказ на гэта і іншыя пытанні — у гутарцы з Дзмітрыем Шаўчуком.