Вы тут

Елена Медякова: «Режиссёр - НЕ женская профессия!»


В детстве Лене было интересно всё – она наблюдала, изучала, экспериментировала. И очень легко увлекалась. Более того, книги, рассказы, фильмы вдохновляли её настолько, что она могла легко заявить маме: «Буду учителем физкультуры. И точка!».


– Мои детские фантазии действительно порой приводили родителей в шок, – улыбается Елена Медякова. – Очень долго я отождествляла себя с персонажами художественных фильмов или героями книг, в них искала свой портрет. Однажды, посмотрев комедию «Семь стариков и одна девушка», прониклась уверенностью: у меня обязательно получится быть учителем физкультуры! О чём я и сказала маме и папе… Конечно, они ко многим моим фантазиям относились с лёгкой иронией, но всегда поддерживали и помогали. Мои родители из того поколения, что сочетало в себе «лириков» и «физиков». По образованию – инженеры-конструкторы, они ходили в походы и пели песни у костра. Именно они познакомили меня с бардами, с прекрасной литературой, живописью и фильмами. Отец увлекался скульптурой и чеканкой, мама принимала участие в самодеятельных выступлениях… Они с уважением относились к любому моему выбору. И когда я в 14 лет сказала: «Буду художником!» – папа традиционно скептически прокомментировал мои слова. Но поддержал.

Елена занималась в самых разных кружках, даже была участником лыжной секции и ботанического клуба. А ещё училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Вот эти уроки она всегда посещала через «не хочу», каждый экзамен брала практически с боем.

– Помню, мне никак не давалось одно произведение Арама Хачатуряна. И мама, глядя на мои мучения, предложила сделку: я прохожу это испытание – и могу бросить занятия по фортепиано. Наверное, она полагала, что я не смогу решиться на этот шаг. Но я сдала – и к пианино больше не подходила. Уговор есть уговор. Меня спасало то, что я довольно серьёзно занималась живописью и рисунком. Да, порой возникало желание вернуться к инструменту, но я прекрасно понимала: связывать с этим свою жизнь я не хочу. Девятый класс заканчивала с единственным желанием – быть художником.  

Живопись до сих пор является для меня одним из источников вдохновения, я легко погружаюсь в колорит, цвета, краски, оттенки и блики. Всё это, нашедшее своё воплощение на холсте, меня бесконечно притягивает. И притягивало. Тем более, что я понимала и чувствовала: у меня это получается… Но в то время специальность «дизайн» требовала новых знаний и иного качества обучения…

Будучи уже третьекурсницей Минского архитектурно-строительного колледжа, Елена попала на студенческий спектакль. Энергетика молодых ребят-актёров ее просто потрясла! Она, что называется, «пропала». И на 4-м курсе колледжа пошла на подготовительные курсы в Академию искусств. На режиссуру.

– В колледже нам очень хорошо преподавали живопись и рисунок, но не было настоящего педагога по дизайну. А когда он появился, моё сердце уже было отдано театру. Я жила единственной мечтой… Если бы Юрий Отливщиков, потрясающий педагог, пришел к нам на 1-м курсе, уверена, моя жизнь повернулась бы по-другому.

Хотя за многие вещи, просто космического масштаба, я ему бесконечно благодарна. Ведь режиссура – это соединение в тебе очень многих направлений, здесь важен весь опыт, полученный в то или иное время. Материал накапливается в тебе постоянно, поэтому режиссёр не может расслабиться, он всё время находится в так называемой «циничной наблюдательности». Выключить в себе режиссёра невозможно. Поэтому, когда готовишь программу, проект, спектакль – создаёшь новую пространственно-временную Вселенную, перед тобой не бумажные герои, а конкретные живые люди…

На специальность «режиссура театра» в БГАМ в тот год вместе с Медяковой поступили ещё 17 человек. А вот выпускниками с дипломами стали лишь 10.  Дипломный спектакль Елена делала по пьесе Дмитрия Богославского, своего однокурсника, ныне – известного белорусского драматурга, актёра, режиссёра. Своей дружбой они дорожат и сейчас.

– Мне самой в моё поступление в Академию, на режиссуру, не верилось. Всегда казалось, что режиссёр – это прикосновение к чему-то божественному. Пиетет перед профессией был невероятный! И это благоговение существовало во мне довольно долго… На 2-м курсе мне безумно понравился рассказ Джека Финнея «О пропавших без вести», и я решила воплотить этот интересный материал на студенческой сцене. В качестве главного героя я позвала Диму Богославского. Уже после показа мы получили много хороших отзывов о работе, причём не только от педагогов, но и от старшекурсников, мнение которых было важно. «Ребята, если вы на втором курсе готовите такие отрывки, что же будет дальше», – говорили они. Эти слова были очень ценны.

А дальше были спектакли – как на малой, так и на большой сценах Академии искусств. Немало было сделано постановок, в том числе и спектакль «Чистовики», основанных на пластике, движениях, пантомиме. Благодаря мастеру курса – Виталию Котовицкому, который привил любовь к пластическому жанру и многому научил.

– Студенческие спектакли – это особый жанр. С бешеной энергетикой. На суд зрителя свои постановки выносят студенты, невероятные энтузиасты, которые готовы практически жить и спать в аудиториях, приходить к 7 утра, а уходить в час ночи. Но чем печальна судьба студенческих спектаклей: как правило, 90% из них живут исключительно на сцене Академии, и после выпуска курса, через год-два, уходят со сцены. Да, некоторые находят своё воплощение в профессиональных театрах. Но происходит это нечасто. Сейчас у меня как раз родилась идея – восстановить свой спектакль «Чистовики». На другой сцене, с другими исполнителями, для других зрителей…

На 4-м курсе Академии Галина Галковская, режиссёр-постановщик белорусского Большого, пригласила Елену Медякову выступить в качестве своего ассистента на одном концерте. А потом предложила: «Знаю, что тебе бы пойти режиссёром в драматический. Но, возможно, тебе будет интересно в Оперном…» Решение далось нелегко.

– Неделю не могла уснуть, думала: пойти – не пойти? Вела с собой такой внутренний диалог. И согласилась. Музыкальный мир, в котором у тебя вместо пьесы партитура, оказался очень притягательным… Первую свою работу готовила вместе с концертмейстером Ашотом Дрнояном-Бобровским, с которым мы до сих пор дружны, хотя он уже уехал за рубеж и служит в другом театре. Концерт «По правилам музыки» превратился в настоящий спектакль, в котором нашлось место мистике.

Так сложилось, что и солистам понравилось со мной работать, и концертмейстеры увидели, что действо в итоге получается на самом деле интересным. За этой пробой пера последовали другие проекты, причем один за другим, – порой приходилось выбирать концерты, над которыми буду работать, потому что сделать всё было нереально. На сегодня в Камерном зале я подготовила более 30-ти проектов. Отдельные страницы в творчестве – работы со Светланой Колос-Ивановой, с Еленой Сало (цикл «Портреты»), Ларисой Тереховой и Олегом Лесуном («Вечер музыки Рахманинова»), с Юлией Щербаковой (концерт «Итальянские фантазии»), с Ириной Телепневой (концерт «Тенора против басов») и др. Многие концерты действительно становились знаковыми, они любимы не только зрителями, но и солистами. А я счастлива, когда работа приносит радость, в том числе и артистам.

А идеи рождаются всегда и везде – успевай только записывать. В прошлом году работала исключительно по расписанию. Например, вечером у меня был лишь час, чтобы «родить» концепцию концерта. Казалось бы: абсурд! Это же вдохновение, которое должно прийти, причем не мгновенно. Но я садилась и… думала. И всегда получалось!.. Часто в рождении сценической идеи могут помочь визуальные образы. Моя основа для отдыха и вдохновения – художники. Импрессионисты, супрематисты и передвижники.

На главной сцене Большого театра Елена Медякова совместно с дирижёром Иваном Костяхиным представили концерт молодых исполнителей La Canzone Italiana, который прошёл в рамках Минского международного Оперного форума. Этот концерт-спектакль критики назвали «ноу-хау» Большого. Дальше была работа над «Реквиемом» Дж. Верди. А совсем недавно, 26 апреля на сцене Белгосфилармонии Елена представила новый проект – «Война и мир. Очищение».

– Помню, Ольга Янум (главный дирижёр хоровой капеллы им. Г. Ширмы) пригласила нас с Анной Корзик (художественный руководитель театра танца «Альтана») поговорить о новом проекте. Было понятно, что имеется в виду не канва знаменитого романа Толстого. А борьба – внутри себя, за твои решения, чувства, за твоё отношение к этому миру. Поэтому и тизер проекта: «Мир слеп, война видит многое». Через испытания и потери человек может прозреть, сквозь слёзы увидеть ситуацию объёмнее... Нам было важно, с какими мыслями из зала выйдет зритель…

С театром танца «Альтана» Елена Медякова познакомилась ещё в 2015-м. Тогда и появился пластико-хореографический спектакль «Кроткая» по мотивам рассказа Ф. Достоевского.

– Меня долго не покидала мысль – поставить пластический спектакль на основе рассказа Достоевского. Материал был практически готов, и я искала исполнителей. Писать с таким необычным предложением незнакомым хореографам, руководителям коллективов было немного страшно. И вот однажды ночью решила: сейчас или никогда. Написала письмо нескольким адресатам, среди них была и Анна Корзик, руководитель театра танца «Альтана». Я видела их работы, и мне понравился их пластический язык, их хореография, способ передачи мысли. Помню, как была рада, когда получила ответ: «Нам интересен ваш проект! Давайте встречаться…» Так родился спектакль, который получил яркую жизнь и положил начало большой дружбе. Наш спектакль стал участником нескольких международных фестивалей и конкурсов, был отмечен театральными критиками, в 2017-м мы показывали его в рамках форума «ТЕАРТ» в программе Belarus Open. Да и сами ребята-артисты выросли с момента нашего знакомства. Спектакль, пусть и на разных площадках, живёт, а это – главное.

Каждый день работы в Большом для Елены Медяковой – словно новый этап, новый шаг, новый толчок. И серьёзный рост – в смысле музыкального погружения в материал.

– Наша работа связана с творениями гениев. Но в каждом из них стараюсь разглядеть человека. Чем он жил, в чём ошибался, что стало его викторией, а что – поражением… Допустим, если представить это безумие XXI века – очередь за новыми «айфонами», понимаешь: в ней точно стоял бы Моцарт, если бы жил в наше время. Да, он писал гениальную музыку, и при этом попал в долговую яму, потому что был помешан на дорогих и красивых вещах. В этом выражалась его любовь к жизни… Так же интересно разбирать рукописи композиторов, изучать, как они фиксировали родившуюся мысль. Для Римского-Корсакова (в прошлом – морского офицера) был важен порядок – он аккуратно выводил каждую ноту. А Чайковский торопился, спешил успеть записать мысль – поэтому все его рукописи «быстрые», «суетливые», местами перечёркнутые, а рядом – капли чернил и даже слёз… Важно при подготовке материала изучать не только сам материал, но и его создателя, иначе ничего живого на сцене не получится.

Говорят, что режиссер – не женская профессия. Абсолютно с этим согласна. Здесь так важно умение подчинить себе, своим идеям и мыслям группу людей. Необходима авторитарность, которая не свойственна женщине.

Муж ласково называет её Алёнка. Свой блог она ведёт под псевдонимом Лена Коппер – LenaCopper.com. «Обо всём, что полезно для девушек» – написано в информации на главной странице. «Все это сочетается во мне легко. И я радуюсь своему внутреннем «ребенку». А самое главное – рядом со мной любимый человек, который принимает эти мои стороны, и родные люди, близкие друзья, которые способны воспринимать самые невероятные мои безумства…» – говорит Елена Медякова.

– Я с детства была невероятно серьёзным ребенком. Философские книги, интеллектуальные встречи, самого разного рода экскурсии – все это было моё. К примеру, мне в 3-м классе подарили «Бесов» Достоевского. Правда, читать сразу не стала – оставила на потом. (Улыбается.) Мне были интересны телепрограммы, которые никто и никогда из моих одноклассников не смотрел. Словно игра на сопротивление: пойму или нет? Понимала не всегда. Но всегда стремилась. В подростковом периоде у меня не было розовых джинсов, маечек и тетрадей с котиками. И сейчас, наверное, я компенсирую отсутствие этого легкомысленного возраста. Для меня этот блог – отдых. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Вот с этой индульгенцией Пушкина и продолжаю жить… А Лена Коппер «родилась» путём игры слов: этимология моей фамилии не от слова «мёд», а от слова «медный». Отсюда – Copper, по-английски – «медь».

Единственный человек, к которому наша героиня прислушивается чаще, чем к себе, – её муж, дирижёр Большого театра Беларуси Иван Костяхин. Как признаётся Елена, она безгранично доверяет супругу – в профессии и в жизни.

– Всегда знала, что рядом со мной будет человек, с которым мне будет хорошо. Так и случилось… Нам не скучно вместе – и это главное! Ваня – человек потрясающей эрудиции и очень острого ума! Он восхищает меня и как профессионал, и как человек. О музыке, искусстве, книгах, фильмах, поэтах мы можем говорить часами. Мы какое-то время не видимся, но чем-то впечатляемся, что-то смотрим или читаем, с кем-то общаемся. Всегда важно эти чувства, эмоции не расплескать – донести до любимого человека и поделиться с ним. Нам интересно быть друг с другом. Наверное, ещё и потому, что у нас одного рода чувство юмора. Не зря говорят, с кем хорошо смеяться, с тем хорошо и работать. А ведь у нас за плечами на сегодняшний день три совместных постановки. Нам интересно вместе общаться, гулять, молчать. Ещё в студенческие годы прочла исследование на тему «Кто такой Шекспир», и одна из гипотез мне понравилась особенно. В ней предполагалось, что под псевдонимом «Шекспир» скрывалась весьма образованная знатная супружеская пара, а весь мир сейчас читает результат их совместного творчества. Вот такое общее дело, супружеское согласие, результат которому – творчество, объёмное, полномерное видение мира, мы с Ваней и называем Шекспиром. Такое взаимное проникновение редкое и дорогого стоит. Каждый раз я этому удивляюсь и мысленно говорю: «Спасибо!»

Елена Балабанович

Фото: личный архив Е. Медяковой, архив Большого театра Беларуси

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».