Вы тут

Анастасия Сорокина: «В жизни, как в шахматной партии»


Впервые за шахматную доску Настя Сорокина села, когда ей было 5 лет. С тех пор, как она сама говорит, её жизнь – это сплошная партия в шахматы. Весьма успешная партия, которая по праву сделала Анастасию шахматной королевой! 

  • Анастасия Сорокина – международный мастер спорта по шахматам, восьмикратная победительница первенств Беларуси по шахматам среди девушек, участница чемпионатов Европы и мира, член Национальной сборной на Всемирных шахматных Олимпиадах. А также – тренер ФИДЕ, международный арбитр, входит в топ-10 лучших шахматных арбитров в мире. В 2017 году возглавила Белорусскую федерацию шахмат. За это короткое время много сделано для развития и популяризации шахмат. Чемпионаты Беларуси получили новую жизнь. На Всемирной юношеской Олимпиаде наша команда разделила престижное 3-4-е место с командой Китая. Осенью 2018 года Анастасию Сорокину избрали на пост вице-президента ФИДЕ. АБеларусь выиграла право провести в 2022 году в Минске шахматную Олимпиаду.

Анастасия, как начиналась ваша шахматная партия, как вы стали шахматисткой?

– Я родилась в «шахматной» семье, так что увлечение шахматами было для меня предопределено с детства. Мой дядя – международный гроссмейстер Виктор Купрейчик. А меня научила играть в шахматы бабушка. И я упорно сражалась с дедушкой, с папой. Затем бабушка отвела меня в шахматный кружок Дома  пионеров. Но дядя не одобрил этого решения: зачем девочке шахматы? А мама хотела, чтобы я занималась фигурным катанием, даже приготовила мне костюм для занятий. Но я боялась льда, боялась падать, так что «фигурка» была явно не моим фоматом.

Когда я училась во 2-м классе, в нашу школу пришла тренер по шахматам Руслана Ивановна Мочалова. Она набирала детей в клуб «Проходная пешка». Я попросила и меня взять, сказала, что уже умею играть в шахматы. Прихожу в клуб, а там – ребята, которым по 12-13 лет. Они удивлялись, что я, 7-летняя девочка, начала у них выигрывать. Мне же это очень нравилось! Руслана Ивановна меня поддержала, рассмотрела во мне шахматный талант. А когда я стала старше, меня «подхватил» её муж Евгений Вениаминович Мочалов, международный мастер по шахматам. Благодаря их тандему я состоялась как шахматистка.

Кстати, мой дядя не занимался со мной ни одного дня! Моими тренерами потом были Сергей Михайлович Бегун, Валерий Петрович Смирнов. Много помогал гроссмейстер Андрей Васильевич Ковалев. Каждый из них внес свою лепту в моё становление как шахматистки.

– С юного возраста вам знакомы и победы, и неудачи. Чему они вас научили? Пригодилась ли вам в жизни шахматная наука?

– Конечно! Шахматы – это систематическая, монотонная и трудная работа. Профессиональные шахматисты тренируются по 6-8 часов в день. И сами шахматы, и среда, в которой я росла, формировали характер. Приходилось  все время доказывать, что я могу сражаться на равных. В результате сама не заметила, как из застенчивой тихой девочки, какой я была в детстве, стала энергичной, активной, целеустремленной личностью.

– Вы были уже титулованной шахматисткой, имели престижную работу в Министерстве спорта и туризма. И вдруг всё бросаете и уезжаете на другой конец света – в Австралию. Почему и зачем?

– Поехала за мечтой! В детстве мой дядя привез мне из Австралии игрушку – плюшевого мишку коалу. Я с ним никогда не расставалась. На турнирах сажала свой талисман рядом с шахматной доской. Но в 1992 году на детском чемпионате мира, в котором впервые участвовала независимая Беларусь, перед последним туром я свой талисман потеряла...  Всю ночь проплакала. И загадала, что если не проиграю завтрашнюю партию, то когда вырасту, поеду на Зелёный континент и найду себе точно такого мишку-коалу. Партия закончилась вничью.

Но красивая детская мечта не отпускала меня. И когда появилась возможность её осуществить – меня пригласили на тренерскую работу в Австралию, – отправилась не раздумывая!  Хотя английского языка толком не знала, деньги на билеты одалживала у родственников и знакомых. Но мечту осуществила! Мне казалось, что только таким образом я буду счастлива.

– Получилось? Как вам в Австралии жилось?

– Оглядываясь назад, понимаю, что это был правильный шаг. Сначала у меня был полный восторг! Хотя я работала в маленькой частной шахматной школе в Брисбене. Контракт был копеечный. Занятия вела с помощью учебника, написанного одновременно на русском и английском языках.

Но какие могут быть трудности, когда все люди тебе улыбаются, когда вокруг такая яркая природа! Тропическая зелень, волнистые разноцветные попугайчики на ветках чирикают, словно наши воробьи. А трудности только подстегивали, добавляли адреналина.

Вскоре я переехала в Мельбурн, открыла там свою шахматную школу для детей. И выступила на шахматной Олимпиаде 2004 года за сборную Австралии. 

Но со временем я начала понимать, что хотя все тебе улыбаются, в твою жизнь никто не вникает. И никто не хочет, чтобы нарушали его жизненное пространство. Наверное, сейчас я бы уже спокойно к этому отнеслась. Но когда ты молодая, тебе хочется общаться, дружить. Там это было невозможно.  По своей семье я тоже очень скучала, я ведь человек домашний. И когда родилась моя дочь Женя, я поняла, что не могу больше жить на чужбине. Взяла месячного младенца на руки и вернулась в Минск.

С дочкой Евгенией

– Здесь вы открыли первую в Беларуси шахматную школу для совсем маленьких детей. И все тренеры в школе – девушки. Почему?

– Один мой друг попросил найти педагога по шахматам для его 3-хлетнего сына. Но оказалось, что с такими малышами в Минске никто не занимается. Тогда он предложил мне взяться за уроки, а ещё лучше – открыть детскую шахматную школу. Спросил, что мне для этого нужно. И я, буквально чтобы отвязаться, ответила: «Нужен сайт». Через два месяца друг позвонил и сообщил, что сайт готов. Пришлось мне делать следующий шаг, пробовать работать с маленькими детьми. Это было ноу-хау для Беларуси – учить шахматам таких малышей. Мы были первопроходцами. В небольшой комнатке во Дворце шахмат на занятия собирались до 30 ребятишек.

Почему девушки? Потому что девушкам-тренерам гораздо легче расположить к себе маленьких шахматистов. Они с ними и пели, и танцевали, и лепили, и рисовали. Ведь главное на начальном этапе, чтобы малыши через игру полюбили шахматы. Некоторые дети из первых наборов продолжают и сейчас заниматься шахматами, уже достигли хороших результатов, участвуют в чемпионатах республики, попадая в десятку сильнейших. Наша школа до сих пор остаётся единственной, кто имеет лицензию Международной федерации шахмат. Мы этим гордимся.

В рамках школы успешно работает «Академия Виктора Купрейчика», где бесплатно занимаются дети, показавшие достойные результаты на чемпионатах города или республики. И я очень счастлива, что на последнем Чемпионате Беларуси наша воспитанница Ника Венская стала победительницей среди девочек до 8 лет, а Варвара Марченкова – бронзовым призёром среди девочек до 10 лет. Кира Изофатова заняла 4-е место в этой группе. Радуюсь и горжусь одновременно!

– Анастасия, вы возглавляли женскую комиссию в ФИДЕ, но подобной мужской комиссии не существует. Женская солидарность нужна и важна в шахматах?

– Мы обсуждали и старались решать в комиссии разные проблемы, например, привлечение девочек к занятиям шахматами. Сегодня, кстати, примерно одинаковое количество девочек и мальчиков увлечены этой игрой. А ещё недавно девочек было значительно меньше... Женщин-судей также было меньше, мы старались и эту ситуацию исправить.  Ещё наша комиссия пытается решить вопрос с призовыми вознаграждениями – на турнирах у женщин призовые меньше, чем у мужчин. И второй очень важный для меня вопрос: дресс-код шахматистов. Формы как таковой у нас нет.

– Шахматная Олимпиада в Беларуси – эта идея многим казалась фантастической. Многим, но не вам. Что значит для вас проведение в стране такого масштабного спортивного форума?

– Когда я первый раз озвучила идею проведения шахматной Олимпиады в Минске, меня назвали фантазёркой. Действительно, мы только мечтать об этом могли! Однако руководство страны всецело поддержало Белорусскую федерацию шахмат. Мы провели Совет ФИДЕ в Минске, и это было важно. Все убедились, что наша столица готова к проведению столь масштабного спортивного форума. Своими глазами увидели многофункциональный комплекс «Минск-арена», другие спортивные объекты, гостиницы, получили гарантию от руководства Министерства спорта. Многие члены Совета ФИДЕ были приятно удивлены. Сыграл роль и безвизовый режим для участников и гостей Олимпиады.

У нас были серьёзные конкуренты – Южная Корея, Тунис, но на Конгрессе ФИДЕ в Батуми практически единогласно право проведения шахматной Олимпиады-2022 отдали Беларуси. Так что фантазии стали реальностью!

Лично для меня Олимпиада – это и большой праздник, и признание того, что в Беларуси шахматы любят и ценят. И кроме патриотической гордости у меня есть и семейные обязательства. Накануне моего избрания председателем Белорусской федерации шахмат ушёл из жизни мой дядя, Виктор Давыдович Купрейчик. Тогда я поняла, что его дело по развитию шахмат я должна продолжить. И Олимпиада – достойное продолжение.

– Важна ли для успешной сильной женщины возможность опереться на мужское плечо?

– Говорят, что за каждым успешным мужчиной стоит любящая женщина. Но справедливо и то, что за каждой успешной женщиной стоит надёжный мужчина. Я не слишком традиционная жена – не всегда хватает времени готовить, следить да домом. Но мой супруг не делает из этого трагедии – и это уже поддержка. Я ему благодарна, что он понимает, принимает и поддерживает меня во всех начинаниях. Очень помогают родители, ведь у меня плотный рабочий график. А  сейчас, когда меня избрали вице-президентом ФИДЕ, приходится часто ездить в командировки. К счастью, в Белорусской федерации шахмат отличный коллектив, тоже всегда можно рассчитывать не только на профессиональную, но и дружескую поддержку.

С мужем Денисом

– За что вы благодарны шахматам?

– Знаете, когда я была ещё совсем юной девушкой и говорила, что я – шахматистка, это всегда вызывало интерес у ребят: «Ах, шахматистка, ну, давай сыграем!». А когда понимали, что это вовсе не шутка, что играю я профессионально, то их интерес ко мне становился активным. Что всегда дают девушке шахматы, так это повышенное внимание со стороны противоположного пола! 

Я не стала чемпионкой мира. Но шахматы для меня стали школой жизни. Благодаря им я научилась самостоятельно логически мыслить, анализировать ситуации, где-то выждать, перестроиться, принимая решения, отвечать за них. Научилась не быть пешкой в чужой игре, идти к цели, никогда не сдаваться и побеждать! А поражения принимать достойно. В жизни ведь всё как в шахматной партии – мало достичь преимущества, ещё нужно его удержать, приумножить. И за эту науку жизни я очень благодарна шахматам! Я уверена, что когда женщины, даже во взрослом возрасте, начинают играть в шахматы, у них и в жизни что-то меняется к лучшему.

Шахматы мне помогают дочку воспитывать. Ведь шахматы – это изначально сказочная история. Когда я хочу дочке проиграть какую-то ситуацию, я рассказываю её на примере шахмат: «В шахматном королевстве было так, а потом всё изменилось…». Ребёнку и понятно, и интересно.

Вся моя жизнь – шахматы. Это любимая работа, которой я занимаюсь, новые проекты, возможности, встречи с новыми людьми. Я очень рада, что могу пропагандировать шахматы как интеллектуальное занятие для детей и как вид спорта.

Людмила КУСЛИВАЯ

Фото из личного архива Анастасии Сорокиной

 

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».