Вы тут

Ядвига Поплавская: «Не чувствую себя одинокой»


Она пока не хочет садиться за мемуары. Поплавская-композитор пишет музыку, делает аранжировки. Поплавская-певица выступает. Дел много. И потом… Слишком живо в памяти и сердце то личное, дорогое, с которым нелегко делиться, нелегко ровными строчками уложить на бумагу.

Может, и возьмётся за перо — ну, разве чтобы развеять мифы. Мелькает, например, в прессе утверждение, что вокально-инструментальный ансамбль «Верасы» создан белорусским комсомолом как некий политический проект. Ядвига Поплавская, одна из основателей «Верасов», говорит: всё было иначе…


1971 год. «Песняры» в юбках. Идею подала Таисия Тлехуч. Уже гремел на весь Советский Союз ВИА «Песняры», и студенткам 4-го курса Белорусской консерватории захотелось создать свою группу. Не по чьей-то указке. И не в подражание. Просто свою, девичью. Кстати, Чеслав Поплавский, брат Яди, играл тогда в «Песнярах». Так что у «Верасов» с «Песнярами» и духовная связь, и даже родственная.

И четверо девушек -- Тася Тлехуч, Ядя Поплавская, Рая Тарасова, Таня Королёва -- пришли в филармонию и сказали: «Мы хотим создать ансамбль, Ядя будет играть на клавишных, остальные на гитарах». Поплавская тоже играла на гитаре, но только для себя. Пели все, причём Тлехуч, Тарасова и Королёва пели ещё и в хоре у именитого хормейстера Виктора Ровдо. Тогда им было чуть за 20, сил и желания творить — немерено. Образованные, талантливые, красивые — руководству филармонии всё это очень импонировало. Сказали только, что введут в коллектив Люцину Шеметкову , лауреата Всесоюзного конкурса «Алло, мы ищем таланты!». Чуть позже влились Люда Исупова и Надя Микулич. В 1973-м в ансамбле появились парни, в том числе Александр Тиханович.

Весной 2019 года Ядвига Поплавская отметила свой 70-летний юбилей. Поплавская является автором кантаты «Сын земли», симфонической поэмы, цикла прелюдий, сонаты, детских пьес для фортепиано, хоров, романсов, эстрадных песен и аранжировок, обработок белорусского песенного фольклора. Также она выступила редактором и сделала фортепианное изложение песен для нотного альбома «Владимир Мулявин. Беларусь — моя песня».

— Ядвига Константиновна, какие чувства обуревали вас в далёком 1971-м?

— В консерватории нас учили на лучших образцах музыкального искусства, на классике. Про эстраду один профессор сказал: «Эта музыка дурного тона». Но… Запретный плод сладок! Мы любили и хорошую эстраду, и джаз. Очень хотелось все это играть. А как? Нот тогда не было. Я записывала на слух фортепианные пьесы Дейва Брубека, Эрролла Гарнера — какими-то путями бобины с их музыкой появлялись в Минске, видимо, через Москву и Ленинград. Несколько лет назад дома в ящике обнаружила эти нотные записи, им почти полвека.

«Верасы» — это часть меня, один из лучших периодов моей жизни. Я счастлива, что являюсь одной из создателей этой яркой и популярной группы. В «Верасах» мы все были одержимы своим делом. Руководство филармонии поступило очень грамотно, прикрепив нашу группу для обкатки программы и для приобретения сценического опыта к своему солисту, Заслуженному артисту БССР Эдуарду Мицулю. Первое отделение — «Верасы», второе — Мицуль. Раньше с ним точно так же ездили «Песняры». Как-то Эдуард Леонардович сказал: «Девочки, вот вы наберётесь опыта, окрепнете -- и упорхнете от меня, как «Песняры».

Популярные артисты СССР, белорусские певцы Виктор Вуячич, Эдуард Мицуль, Нелли Богуславская стали теми ракетами-носителями, которые вывели на орбиту вас и других своих младших коллег.

— Именно! В результате у нас с ними были гастроли по всему Советскому Союзу: Алтай, Сибирь, Прибалтика… В 1974 году ансамбль «Верасы» стал лауреатом 5-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. С этого времени начинается наша успешная гастрольная, фестивальная и конкурсная жизнь.

  • В свободное плавание

В 1986 году Александр Тиханович и Ядвига Поплавская отправились в свободное плавание. И не утонули. Что помогало? О многом можно говорить, но прежде о любви слушателей, которая была завоёвана в «Верасах» (Поплавскую и Тихановича до сих пор люди старшего возраста воспринимают как солистов этого ансамбля).

В 1988 году у Тихановича и Поплавской появился Театр песни, а затем и студия, благодаря чему удалось осуществить немало прекрасных концертных и ТВ-проектов. В этой студии дорогу в творческую жизнь получили многие популярные  на сегодняшний день исполнители.

В 1990-е в репертуаре дуэта было много новых песен, ставших популярными. Но публика не забыла ту эмоциональную радость, которую дарили  «Верасы», просила -- нет, заставляла петь именно те, прежние песни, как будто они обладали некой магической, целебной силой, могли соединить распавшийся Советский Союз. Вообще, времена тогда для всех, и для Ядвиги с Александром были сложными. Тиханович сказал в одном интервью, что в 1990-х находился между небом и землей. Он тогда нашёл спасение в Боге: к вере его в детстве приобщила бабушка Александра Викентьевна.

— Александр Тиханович не раз в беседе с журналистами счастливым случаем называл встречу с вами…

— Да, Саша при всех называл меня своим ангелом-хранителем. Непростая миссия. Мы ведь вместе работали, творили. География наших гастролей широкая: кроме родной Беларуси, мы выступали в России, Болгарии, Чехословакии, Молдавии, Германии, Польше, Венгрии, Финляндии, Франции, Канаде, США, Израиле…  А ещё были и бытовые проблемы и обязанности… Несмотря на всё это, мне удавалось кроме песен и аранжировок писать музыку для кино и театра. Особенно тепло вспоминаю работу с Александром Ефремовым, режиссёром телефильма «Рифмуется с любовью», в котором сыграли моя любимица Анна Ковальчук, а также Александр Дьяченко, Валерия Арланова и другие замечательные актёры.

— Обручальное кольцо. Вижу, вы так и не сняли его с правой руки.

— У меня нет ощущения, что Саша ушёл. Он рядом. Я ощущаю его каждый день. Для кого-то его нет, но для меня это присутствие абсолютно реально. Когда я нахожусь дома или в студии, кажется, что Саша в соседней комнате, за стенкой. С кем-то разговаривает или молится. Или уже спит, если часовая стрелка приближается к двум часам ночи, а я всё тружусь, наслаждаюсь  творчеством… Любовь к Саше греет душу и сердце, и не только мою — родных, друзей. Я не чувствую себя одинокой.

— Продюсерский центр, студия продолжают работать?

— Конечно. И я продолжаю делать то, что делала. По-прежнему участвую в работе центра, сейчас у нас появилась очаровательная детская студия «Белый парус» c профессиональными педагогами. Продолжается гастрольная жизнь. Мы с дочерью подготовили концертную программу «Эхо любви», зрители приняли её с благодарностью. Тандем Поплавская – Тиханович не исчез со сцены. Мне с Настей очень хорошо. Настя  искренне отдаёт слушателям свою любовь и душевное тепло. Она активно гастролирует и со своими собственными концертными программами, которые находят отклик в сердцах зрителей. Молодец!

— Что для вас важнее: текст или музыка?

— Определяющим при выборе песни для нас с Сашей всегда было Слово. Именно оно несёт основную сюжетную и смысловую  нагрузку. А музыка должна усиливать эмоциональное воздействие текста на человека. И если возникает гармоничное соединение музыки, стиха, талантливой аранжировки и, что особенно важно,  с ярким исполнителем, который своей харизмой сможет достичь глубин человеческого сердца, тогда песня, как говорится, и Строить, и Жить помогает. И Любить, и радоваться Жизни.

— Пишете ли вы песни на стихи Александра Тихановича?

— Есть такое. Только очень жаль, что Саша занимался собой меньше, чем мог бы. Его просто раздирали по частям: Саша, помоги, Саша, сделай… Знали бы вы, сколько хороших песен мы не успели записать, как планировали! Теперь кто их споёт? Так спеть, как мог Саша, никто. Где найти исполнителя с такой душой и таким  внутренним нервом?

Вспоминаю нашего великого белорусского композитора, моего педагога Владимира  Оловникова. Однажды у него дома разговорились, и Владимир Владимирович показал на стопочку рукописей в углу комнаты и очень грустно сказал: «Это кладбище моих песен». Сильно сказано?  Да….Такое кладбище есть у многих авторов, в том числе и у нас. Мы с Сашей исполняли в первую очередь то, что хотели слышать люди, что напоминало им самые яркие моменты их жизни. Жертвуя личным творчеством, мы пели песни, которые у зрителей были на слуху, авторов которых мы  уважали, с которыми дружили. Оглядываясь, понимаю: надо было больше внимания уделять своему творчеству. Хотя сомневаюсь, что мы пошли бы по этому пути. Меньше всего мы тогда думали о себе, о своей личной карьере. Потому что с самого первого концерта на первое место мы поставили не себя, а Его Величество Зрителя, его настроение. Потому что любим людей и были счастливы, когда зрительный зал светится улыбками и сияющими глазами, когда вновь хотят видеть и слышать нас.

— Люди старшего возраста, слушая песни прежних лет, ностальгируют. Но и молодым сейчас интересно всё советское. Слово «ретро» часто встречается на афишах, в том числе ваших.

— Для одного такого концерта главный дирижёр Президентского оркестра, заслуженный артист Беларуси Виктор Бабарикин предложил нам спеть танго «Мой милый друг». Оно прошло на ура. Помню, я очень хотела записать с Сашей ещё одну песню молодости наших родителей из репертуара Изабеллы Юрьевой «Саша, ты помнишь наши встречи?…». Тогда не получилось. Но я всё-таки сделала аранжировку и теперь исполняю этот шлягер на концертах.

— Простите, а это не посвящение Александру Тихановичу?

— В какой-то степени, да. В середине 1980-х я написала для «Верасов» песню на стихи Бориса Салибова, где есть строчки: «Эхо любви вместо писем тебе я шлю…». Уже тогда это было посвящение Тихановичу, о чём он абсолютно не догадывался. Композицию нужно было довести до ума, но, уйдя из «Верасов», как-то так получалось, что в основном мы шли навстречу просьбам других поэтов и композиторов исполнить их песни, а свои оставляли на «потом».

Саша фонтанировал идеями, делал на телевидении проекты: конкурсы песен и исполнителей «ПопТВ»,«Хит-момент», «Звёздный дилижанс», занимался «ЕвроФестом», а наше собственное творчество отодвигалось в дальний угол — ещё успеем. Жаль…Время так быстротечно! Но мы всё-таки хоть немного, но успели сделать то главное, о чём поётся в одной из наших любимых песен: «Чтоб добрый след оставил на земле, на то тебя Господь благословил!»

Факты из биографии

  • Ядвига Поплавская и Александр Тиханович были самой известной «звездной» парой советской и белорусской эстрады. Выступая в творческом содружестве, они подарили слушателям множество задушевных песен, ставших настоящими шлягерами.
  • В браке Александр Тиханович и Ядвига Поплавская прожили более 40 лет. Воспитали дочь Анастасию, талантливую певицу, продюсера. Рецепт семейного счастья нашли в своей же песне «Давай помолчим». С годами оба поняли, что в семье главное — вовремя промолчать. Александра Тихановича не стало в январе 2017 года, он умер на 65-м году жизни.
  • Ядвига Поплавская, будучи ребёнком, сперва играла на скрипке, потом на фортепиано, музицируя вместе с братом и сестрой на радость родителям. Её отец Константин Поплавский — заслуженный деятель искусств БССР, дирижёр и фольклорист, — был одним из создателей Национального академического народного хора.
  • Высшее музыкальное образование Ядвига получила в Белорусской государственной консерватории, причём дважды. В 1972 году она окончила консерваторию по классу фортепиано, а в 1988-м — отделение композиции.
  • Александр Тиханович родился в Минске. Во время учёбы в Суворовском училище стал играть на тубе в духовом оркестре. Впоследствии поступил на духовое отделение в Белорусскую консерваторию. До ансамбля «Верасы» играл на бас-гитаре в джаз-рок-группах «Рифы», «Минск».

Александр почти четыре года добивался внимания своей будущей жены. Ядя поставила два условия: поступить в консерваторию, учитывая талант, дарованный Вселенной, и сказать «Прощай» нецензурной лексике. Оба условия были выполнены.

  • За исполнение песни «Я у бабушки живу» Минздрав СССР объявил артистам официальную благодарность: «Одной этой песней они сделали гораздо больше, чем все наши лекции по проблеме деторождения». Ядвига столь трогательно пела «У меня сестрёнки нет…», что многие семьи решились на второго ребёнка — тем самым значительно увеличилась рождаемость в стране.
  • В 1980-х на Белорусском телевидении появился настоящий детский хит — песня «Доўгі дзень» для передачи «Калыханка», исполняла её Ядвига Поплавская, она же была «голосом» передачи.
  • Несмотря на то, что любимые цветы Ядвиги полевые, Александр всю жизнь покупал ей розы.
  • Они могли состояться порознь, но судьба соединила их. Родился белорусский культурный феномен Поплавская – Тиханович.

Светлана ШИДЛОВСКАЯ

Фото: официальный сайт и личный архив Ядвиги Поплавской

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Сёння распачынае работу УНС у новым статусе

Сёння распачынае работу УНС у новым статусе

Амаль тысяча дзвесце чалавек збяруцца, каб вырашаць найважнейшыя пытанні развіцця краіны. 

Навука

Наколькі эфектыўна працуе сістэма інтэлектуальнай уласнасці?

Наколькі эфектыўна працуе сістэма інтэлектуальнай уласнасці?

Расказаў першы намеснік старшыні Дзяржаўнага камітэта па навуцы і тэхналогіях Рэспублікі Беларусь Дзяніс Каржыцкі.

Здароўе

У Нацыянальны каляндар плануюць уключыць новыя прышчэпкі

У Нацыянальны каляндар плануюць уключыць новыя прышчэпкі

Як вакцыны выратоўваюць жыцці і чаго можа каштаваць іх ігнараванне?

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.