Вы тут

Сколько ПЭТ-бутылок нужно для скамейки?


Вы можете представить себе, что бытовой ПЭТ-мусор, который каждая семья в большом количестве выбрасывает сегодня в мусорные баки, не отправляется на свалки, а перерождается в полезные вещи: пластиковый декор,  дачную мебель, уличные скамейки и фонари... Что сотни бутылок от газировки не будут теперь засорять почвы, а их используют для создания ряда утилитарных предметов.

Недавно команда инженеров smARTech нашла необычный способ утилизации пластика. Так, например, из двух тысяч ПЭТ-бутылок на 3D принтере можно напечатать скамью. В планах — обустройство парков, дворов и пляжей, возможность ремонтировать уличную мебель, помощь инклюзивным людям и создание арт-объектов. Как уверяют в smARTech, список возможностей их проекта ReBottle ограничивается только фантазией.


— Три года назад мы начали заниматься 3D-печатью, — рассказывает Кирилл ДОРОХ, один из основателей проекта. — Мы сами делали и продавали принтеры, занимались ремонтом, печатали на заказ. А осенью пришла идея совместить наш опыт с решением проблемы переработки пластика. Решающим триггером стала новость о том, что Всемирный фонд дикой природы запустил онлайн-трансляцию разложения бутылки, которая будет длиться 450 лет.

Тема актуальная, и мы придумали комплекс, который будет состоять из трёх частей: измельчение пластика в гранулы, вытягивание их в материал для 3D-печати и создание самого принтера с большой областью печати. Он уже спроектирован, сейчас мы изготавливаем детали для его создания. Благодаря принтеру можно не только создавать новое, но и чинить старое. Преимущество нашего проекта в том, что кроме очевидной экологической пользы наша мебель, например, лавочка, будет в три раза дешевле средней цены на рынке.

Потом родилась и новая идея: сделать маленькие 3D-ручки. Это позволит решать мелкие городские и личные проблемы: от заделывания трещин до склеивания предметов. Мы понимаем, что экологически воспитывать людей надо с детства, поэтому ищем школьников, которым это будет интересно, а мы поможем им реализовать идею.

— Что, на ваш взгляд, самое плохое в пластике?

— Мы не считаем, что пластик — это плохо. Мы считаем, что его неправильно используют. Пластиковая упаковка живёт пару месяцев, а разлагается несколько сотен лет. Только 30% от произведённого в Беларуси пластика возвращается на заводы. И это только наша тара, а ведь ещё много товаров завозят из других стран. Одна из причин такого низкого процента — это то, что белорусы не сортируют мусор. По самым оптимистичным оценкам Белстата, только каждый четвёртый белорус собирает мусор раздельно.

— Представим, что вы уже сделали скамью из бутылок. Но она, как и любая вещь, изнашивается. Что с ней станет потом?

— Её можно перерабатывать снова и снова. Главный недостаток ПЭТ-бутылок мы хотим превратить в достоинство. Такой пластик разлагается 450 лет — значит, и лавочка очень не скоро придёт в негодность.

— В чем самая большая сложность в реализации вашей идеи? Почему этого не делали до сих пор?

— Может быть, потому что немногие у нас интересуются 3D-печатью. А может, потому что мы ещё не столкнулись с какими-то технологическими трудностями, которые ждут впереди. Но мы полны энтузиазма и оптимизма.

Кроме того, оказалось, что похожий проект уже существует, его запустили инженеры из Нидерландов. Это инициатива лаборатории и дизайн-бюро The New Raw и действует она в рамках сотрудничества с компанией Coca-Cola в греческом городе Салоники. На сайте жителям предлагают выбрать желаемый предмет, а затем сообщают, сколько пластика необходимо для изготовления, например, книжной многоярусной полки, стойки для велосипеда, дизайнерской уличной скамейки и т.п. Это вызвало такой интерес, что тысячи идей до сих пор ждут своей очереди для воплощения, вещи не успевают делать физически.

Наше главное отличие в том, что нидерландский проект имеет поддержку от Евросоюза и большой бюджет. Комплекс получился дорогой, потому что вместо 3D-принтера в Солониках используют манипулятор. Он может не только печатать, но и собирать детали на конвейере, варить и т. д.

Мы же делаем принтер сами, что значительно удешевляет конструкции.

— Сколько это стоит?

— Сейчас мы оцениваем проект в 50 тысяч белорусских рублей. Себестоимость комплекса — 15 тысяч, но есть ещё расходы на разработку, аренду помещения и прочее. Недавно мы выиграли конкурс социальных проектов Social Weekend, где получили 6 тысяч рублей для начала работы. Нас поддержали онлайн-гипермаркет «21 век», предприятие «Луч» (ОАО «Минский часовой завод») и некоторые другие организации. Помимо Social Weekend мы участвуем и в других конкурсах -- «100 идей для Беларуси», международных, выиграли участие в мероприятии «Креатон». Нас поддержало юридическое бюро «Кобальт». Мы видим, что интерес к идее есть, а значит, мы идём в нужном направлении. Команда создана, ресурсы находим, проект развивается.

Изначально у нас было только техническое ядро, мы закончили БГУИР, пошли в магистратуру, аспирантуру. А вот понимания, как подключить пиар, у нас немного «хромало». Но теперь нам помогают и в этом!

— С кем планируете работать в рамках проекта?

— Уже есть первичные договорённости с Минской урбанистической платформой. Летом они будут благоустраивать Октябрьскую улицу. Там мы хотим начать установку самой длинной скамьи в мире. Сейчас самая длинная находится в Болгарии — 1111 метров. Но наша будет самой длинной по определению, потому что она будет бесконечна. С каждой новой тонной переработанного пластика наша скамья будет прирастать. Сперва установим её на Октябрьской, а потом завернём её в пространстве города.

Также мы сотрудничаем с победителями прошлого Social Weekend, которые создали улицу стрит-фуда в Молодечно. Им интересна наша продукция. А нам важно, чтобы она появлялась в разных городах Беларуси.

3D-печать открывает большие возможности для инклюзии и людей с дополнительными потребностями. Например, пандусы. Решения, которые сейчас представлены, не очень удобны, не каждому подходят и дорого стоят. Наш принтер позволит составить пандус по индивидуальным схемам, кроме того, конструкция может быть съёмной (после использования её можно убрать, при необходимости поставить вновь). Ещё у нас есть первичные договорённости на создание разных объектов для первого инклюзивного пляжа -- проект «ПляжИК» на Минском море. В общем, договорённостей немало, нужно поскорее собрать принтер и начать работу.

— Я видела, вы сделали скворечник из биоразлагаемого пластика…

— Да, PLA-пластик из кукурузного крахмала и молочной кислоты. Он есть в свободном доступе, можно купить и изготавливать вещи из него. Планируем также дальше работать и в этом направлении.

— А лично вы сортируете мусор? Только честно!

— Проект убедил нас в том, что мусор надо сортировать. Сначала мы делали это хотя бы потому, что пластик — исходное сырьё для наших скамеек. Однако сами мы пластик для ReBottle собирать не планируем. Есть специальные предприятия, которые продают уже отсортированное сырьё. Мы ориентируемся на закупку у них. Но дома собирать мусор раздельно уже стало привычкой...

Беседовала Виталина БАНДАРОВИЧ


Информацию о наличии журнала «Алеся» в киосках и павильонах РУП «Белсоюзпечать» (БелДрук)  можно получить по телефону в городе:

Брест                                   + 375 162 219838

Витебск                               + 375 212 358437

Гомель                                + 375 232 558813

Гродно                                + 375 152 569508

Могилев                             + 375 222 786074

Минск и Минская обл.   + 375 173 272542

Выбар рэдакцыі

Здароўе

Як вясной алергікам аблегчыць сваё жыццё?

Як вясной алергікам аблегчыць сваё жыццё?

Некалькі парад ад урача-інфекцыяніста.

Экалогія

Які інтарэс ў Беларусі ля Паўднёвага полюса

Які інтарэс ў Беларусі ля Паўднёвага полюса

Антарктыка, далёкая і блізкая.

Моладзь

Вераніка Цубікава: Натхняюся жаданнем дзяліцца

Вераніка Цубікава: Натхняюся жаданнем дзяліцца

Яе песні займаюць першыя радкі ў музычных чартах краіны, пастаянна гучаць на радыё і тэлебачанні.