Вы тут

В творчестве нет слова «надо»…


Глина, конечно, из грязи взялась,

Но, обжигаясь в печи, как посуда,

Дождик забыла, слякоть и грязь,

И превратилась в фигурное чудо!

А. Пастернак

Любите ли вы красивую посуду так, как люблю её я!? Сколько эмоций доставляет всякий раз любование формой изящной чашечки, её витиеватыми росписями или изысканной простотой одного цвета. Из своих путешествий всегда привозила «на память» чайные или кофейные пары, и дома у меня почти «музей».

Поначалу посуда из керамики не значилась среди моих предпочтений: красиво, но сердце не отзывалось. Но однажды на фестивале народного творчества и ремёсел вдруг увидела её как впервые, и это было — вау! У меня захватило дух от волшебства: ведь керамика — это та же сказка, только материализованная в глине. А каждый мастер — сказочник и волшебник, и в каждом глиняном изделии живёт миниатюрная душа... Я влюбилась в керамику!

Изделия из глины с древних времён и до наших дней занимают значительное место в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира. Глина была легкодоступным материалом. Это и обусловило раннее и практически повсеместное развитие гончарного ремесла. В музеях разных стран хранятся шедевры керамического мастерства: от примитивных сосудов, вылепленных вручную и обожжённых на костре, до изделий, изготовленных с использованием последних достижений науки и техники.

Постоянно развиваясь, гончарное ремесло стало искусством. Удивляет и поражает разнообразие предметов, выполненных из глины: вазы, кувшины, чайники, кружки, пиалы, тарелки, блюда, подсвечники, декоративные украшения, даже детские игрушки… И в этом разнообразии порой теряешь голову. И понимаешь: истинная красота — в простых вещах. Путь к простоте на самом деле непрост: это умение выявлять главное, отсекать лишнее и ненужное, освободив место гармонии. В простоте всегда есть элегантность и эстетика.

Так считает и в таком направлении работает мастер-керамист Жанна Домуш.


— У каждого свой путь к творчеству. Каким он был у вас?

— Я не из творческой семьи, папа — повар, мама работала на ткацкой фабрике. В детстве перепробовала много разных рукоделий. В 6 лет бабушка научила меня вязать, потом в школе я освоила курс кройки и шитья, макраме, гобелен, плетение из соломки, потом были курсы фотографии. Мне всё было интересно, и всё это были моменты творчества. Эти умения пригодились потом.

Закончилось детство — наступило время поиска. Себя, профессии, смысла жизни… Я всегда чётко знала, чего не хочу: не хочу быть как все! Жить по схеме «институт — замуж — дети». Но и не понимала, чего же хочу, где моё настоящее «я».

После окончания школы выбрала профессию воспитателя детского сада, потому что считала её творческой во всех смыслах. Но, проработав в детском саду 8 лет, столкнулась с тем, что наша система образования построена на нивелировании индивидуальности, она просто выталкивает всё творчество из работы с малышами.

— Как вы справились с разочарованием?

— Помог резкий переход в другую сферу деятельности — дизайн кухонь. Это тоже творчество: игра с цветом и фактурой, обмеры, чертежи, обсуждения с клиентами. Пять лет интереснейшей, но физически и эмоционально изнурительной работы.

И тут случилось одно из главных чудес  в моей жизни: я обрела своё второе крыло. Вышла замуж, и муж мне сказал: «Ты можешь творить дома, распоряжаться своим временем, как захочешь». Эта фраза решила всё! Дома я действительно могу творить и лепить в любое время.

— Это вы о работе с глиной?

— Да. Восемь лет назад меня неожиданно «торкнуло», когда увидела глиняные кувшинчики. Любовь с первого взгляда: они были такие удивительные, глаз не оторвать! И закрутилась карусель…

Бросилась лихорадочно искать курсы керамики, нашла в Минском дворце детей и молодёжи. На первом же занятии нам дали глину и сказали: «Лепите то, что вам хочется». И тут я понимаю, что не знаю, чего мне хочется! Но добросовестно постаралась освоить разные техники работы с этим пластичным и податливым материалом.

— Как скоро нашлось то, что нравится? Как почувствовали, что «вот оно — моё»?

— Как это часто бывает, «своё» пришло случайно. Взяла однажды в руки глиняный мячик и сделала мисочку. На курсах нас в основном кувшины разных форм учили лепить, на гончарном круге работать. Кто-то делал кружки, кто-то вазы или горшки. А я машинально разминала-мяла глину, и получилась такая миска-пиала. Не знаю почему, но я оценила это как нечто шедевральное. Я понимала, что буду делать только прикладные вещи, функциональные, а не вычурные украшения, чтобы поставить бесполезную вещь и любоваться ею... Так родилась моя тема — пиалочки и тарелочки!

Курс был выбран, «космический корабль» — печь для обжига — приобретена. И начались эксперименты с разными видами глины (красная, белая), формами, глазурью. Мне было важно, чтобы глазурь была пищевая, а не декоративная. Поиски привели к немецкой «Botz», она не токсична, с ней могут работать даже дети.

— Вы сразу пришли к стилистике минимализма?

— Мне всегда нравились вещи без излишней вычурности, всегда был близок стиль японского минимализма. Такой подход очень созвучен и резонирует с моим собственным мироощущением. Изысканную простоту я сделала визитной карточкой в своём творчестве.

Сегодня стремлюсь дорасти до простых вещей в других сферах своей жизни, не только в творчестве. Например, я умею готовить сложные блюда с множеством компонентов, но как приятно ощущать тонкий вкус просто запечённой тыквы, без всяких приправ и соусов. Так же спокойно стремлюсь относиться к одежде, отдыху, отношениям с людьми.

— Керамика, по сути, изменила вашу жизнь…

— Если хочешь изменить свою жизнь — убери пространство вокруг себя и измени отношение к питанию. Это моё убеждение. Проснулся — убери свою «планету». Для меня экологическая составляющая очень важна, и не только в питании, но и в поступках (относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе), в профессиональной деятельности. Глина в традиционных культурах издавна имела сакральное значение, считалось, что этот земной материал способствует раскрытию преображающих устремлений человека.

Моя посуда — только ручной работы, молочёная и вощёная, экологически чистая. Это не обычная керамика, созданная на гончарном круге, а керамика, вылепленная вручную. Каждая прожилка на пиале, чаше, блюде филигранно прорисована. Каждое изделие пропитано молоком и повторно запечено в печи. Технику молочения (от «молоко») тоже использовали в древности, вымачивая глиняное изделие в молоке и затем запекая в печи. Молочением я закрываю поры в глине, а воском шлифую. Про свою керамику могу сказать: всё натуральное и экологичное.

— Откуда берёте идеи для узоров?

— Это моя фантазия, идеи приходят сами: яблочки, тюльпанчики, орнаменты. Рисую также два самых энергетически сильных слова — «люблю» и «благодарю». Стараюсь не повторяться, но если мне нравится конечный вариант изделия, то могу и повторить. А если не нравится, больше к нему не возвращаюсь.

В своей стратегии я ближе к любителям, чем к специалистам, потому что они делают всё с любовью и желанием. А специалисты выполняют работу. Для меня очень важно делать то, что идёт изнутри. Слово «надо» — не про меня. Мне важно поэкспериментировать, попробовать разные варианты. Всё от начала и до конца я делаю своими руками, и это совсем другая энергия. Я не ставлю задачу осчастливить своей посудой как можно больше людей.

У глины нет срока годности. Это вечно живой материал. И даже когда она умирает как изделие или сосуд, то попадает в землю и разлагается, возвращаясь к прежнему состоянию. Такая же вечная, как душа...

***

Есть керамика, которая штампуется одну-две минуты, и может быть 100-200 штук абсолютно одинаковых тарелок или чашек. Такую разобьёшь — не жалко. Посуду Жанны Домуш — её мисочки, тарелочки, пиалы — хочется держать в руках, упиваться естественной шероховатостью материала, простотой линий и узоров. Эстетика. Искусство.

Лара Карпова

Фото из архива Жанны ДОМУШ


Информацию о наличии журнала «Алеся» в киосках и павильонах РУП «Белсоюзпечать» (БелДрук)  можно получить по телефону в городе:

Брест                                   + 375 162 219838

Витебск                               + 375 212 358437

Гомель                                + 375 232 558813

Гродно                                + 375 152 569508

Могилев                             + 375 222 786074

Минск и Минская обл.   + 375 173 272542


Выбар рэдакцыі

Палітыка

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

Другі дзень УНС: усе падрабязнасці тут

У парадку дня — зацвярджэнне Канцэпцыі нацбяспекі і Ваеннай дактрыны.

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.

Моладзь

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Аліна Чыжык: Музыка павінна выхоўваць

Фіналістка праекта «Акадэмія талентаў» на АНТ — пра творчасць і жыццё.

Грамадства

Курс маладога байца для дэпутата

Курс маладога байца для дэпутата

Аляксандр Курэц – самы малады народны выбраннік у сваім сельсавеце і адзіны дэпутат сярод сваіх калег па службе.