Вы тут

"Зеленые" города сохраняют природу


Доля горожан в Беларуси составляет около 75 % населения страны, а к 2030 году, как прогнозируется, достигнет 80 %. В этой связи актуально формирование такой социальной инфраструктуры, при которой большие нагрузки на города позволили бы максимально сохранить природные ресурсы. Что для этого делается в нашей стране?

Велодорожка в Полоцке. Фото ecolog.by

На «зеленой волне»

«Полоцк – первый белорусский город, который в 2011 году присоединился к Соглашению мэров», – не без гордости отметил Сергей Лейченко, первый заместитель председателя Полоцкого райисполкома. К проекту «Зеленые города» полочане тоже присоединились первыми. Именно в этом городе с богатой историей впервые появились велодорожки на проезжей части. «За последние три года мы второй раз переделываем генеральный план с учетом транспортных новшеств, – рассказал Сергей Лейченко. – Например, в новый мост, который строим в этом году, сразу заложили и велодорожку, чтобы закольцевать ее через весь город». В Полоцке и Новополоцке обновляются велосипедные полосы: улучшается покрытие, ликвидируются барьеры, наносится современная разметка. В Новополоцке впервые будут установлены пять крытых велопарковок.

Немало внимания уделяется в этих городах и совершенствованию работы общественного транспорта, в частности, внедряется алгоритм «зеленая волна». Для этого предусмотрено строительство трех современных светофоров в Новополоцке, а также замена 22 старых светофорных контроллеров на новые, которые будут управляться дистанционно. Благодаря «зеленой волне» увеличивается скорость транспорта, уменьшается количество разгонов и торможений, что приводит к снижению выбросов СО2. В Полоцке внедрена выделенная полоса для общественного транспорта протяженностью 3 км.

Впервые для этих двух городов разработан единый план устойчивой городской мобильности. Он позволит совместно решать проблемы востребованности общественного транспорта, перегруженности дорог из-за чрезмерного использования личных автомобилей. Между тем, не все начинания удается реализовать: строительство велодорожки, которая связала бы Полоцк и Новополоцк, откладывается, потому что не удается преодолеть сопротивление дорожных служб, привыкших работать по старинке.

Но сегодня нужно быть открытым для всего нового! Сергей Лейченко отметил, что конкурс на проектирование микрорайонов в Полоцке, Новополоцке и Новогрудке выиграла компания из Нидерландов, которая предлагает, на первый взгляд, непривычные для нас идеи. Однако после детального ознакомления с ними местные власти решили, что их стоит воплотить.

«Зеленых» городов будет больше

В нашем журнале мы не раз рассказывали о реализации проекта «Зеленые города» в трех пилотных локациях – Новогрудке, Новополоцке и Полоцке. В прошлом году по результатам проведенного конкурса к разработке планов «зеленого» градостроительства присоединились еще четыре города: Зельва, Корма, Городок и Кричев. Также пять городов – Барановичи, Пружаны, Лиозно, Мстиславль и Славгород – на основании конкурса отобраны для оказания экспертной поддержки в разработке Плана действий по устойчивому энергетическому развитию и климату.

Для каждого пилотного проекта подготовлена серия открытых картографических материалов, включающих данные по состоянию жилого фонда, зеленых территорий, качеству застройки, доступности остановок общественного транспорта и других объектов городской инфраструктуры, в том числе впервые для нашей страны – сведения о распределении плотности населения.

Сейчас ведется работа по подготовке технико-экономического обоснования для семи городов Беларуси по модернизации уличного освещения. Напомним, что в июне прошлого года в Новогрудке состоялось открытие улиц, оснащенных системой «умного» светодиодного освещения. Уже известно, что при таком освещении экономия электроэнергии может достигать 30-40 %, ожидаемый экономический эффект составляет 146 тыс. кВт/ч в год, а планируемое сокращение выбросов парниковых газов за 10 лет – 13,3 тонн СО2 в эквиваленте.

При содействии экспертов проекта «Беларусь: поддержка «зеленого» градостроительства в малых и средних городах Беларуси» разработана стратегия умного устойчивого развития Бреста – «Брест-SymbioCity», которую городской Совет депутатов утвердил в качестве долгосрочной стратегии устойчивого развития областного центра.

Также экспертами проекта разработаны рекомендации по внедрению принципов «зеленых» закупок энергоэффективного оборудования на городском и районном уровнях. Впервые в стране издано пособие с методическими рекомендациями по организации и проведению закупок товаров (работ, услуг) с использованием «зеленых» принципов.

Электробус. Фото wikimapia.org

«Зеленая» экономика набирает обороты

В нашей стране Цели устойчивого развития в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а именно ЦУР № 3, 7, 8, 9, 11, 13 и 17, интегрированы в государственные стратегии и программы, а также заложены в основу Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Беларуси до 2020 года.

Говоря о практических шагах по реализации плана, стоит отметить строительство энергоэффективных «зеленых» жилых кварталов и микрорайонов в Могилеве, Минске и Гродно. Развивается парк пассажирского электрифицированного транспорта: в Минске его доля по состоянию на 1 августа 2019 года составила 38,8 % от общего количества пассажирского наземного транспорта. По всей стране вводятся в эксплуатацию зарядные станции для электромобилей и электробусов.

«Осуществляется подготовка специалистов в области экологизации производства, получения биологически безопасной сельскохозяйственной продукции, использования новейших ресурсоэффективных технологий и техники, – отметила Татьяна Конончук, начальник главного управления экологической политики, международного сотрудничества и науки Минприроды. – Реализуются также меры по созданию условий для внедрения в агропромышленном комплексе органического производства, развития экологического туризма для каждой особо охраняемой природной территории».

Проводимая Беларусью политика в области создания основ для «зеленой» экономики позволяет привлечь в страну по направлению «климатическое финансирование» международную техническую помощь от МБРР, ГЭФ, ПРООН, ЕБРР, СИБ, ЭПСИ, ЕС. В частности, проект «Беларусь: поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси», проще говоря – «Зеленые города», реализуется ПРООН в партнерстве с Минприроды при финансировании ГЭФ.

«Следует отметить, что в последнее время все большее количество городов Беларуси выбирает «зеленый» путь развития, – резюмировала Татьяна Конончук. – Более 40 городов уже присоединились к Соглашению о климате и энергии и взяли на себя добровольные обязательства по уменьшению количества парниковых газов на своей территории не менее чем на 30 % к 2030 году». А пока в результате реализации пилотных проектов совокупное прямое сокращение выбросов составило 91,1 тысяч тонн СО2.

Инга ГОРДЕЕВА

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Час клопату садаводаў: на якія сарты пладовых і ягадных культур варта звярнуць увагу?

Выбар саджанца для садавода — той момант, значнасць якога складана пераацаніць.

Культура

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Чым сёлета будзе здзіўляць наведвальнікаў «Славянскі базар у Віцебску»?

Канцэрт для дзяцей і моладзі, пластычны спектакль Ягора Дружыніна і «Рок-панарама».